Запрет на курение на боевом корабле
Его глубина – пространство, расположенное в глубину от границы его бортов, надстроек.
Пространство корабля -- это не только его водоизмещение.
Бортами и палубой ограничено пространство жизнедеятельности экипажа надводного или подводного корабля. Корабль – это родной дом моряка. Отсек, боевой пост, рубка, ходовой мостик с его техническими средствами и вооружением – это оружие моряка. Кубрик, каюты составляют масштаб глубины жилого пространства на корабле.
Обыватель провожает восхищённым взглядом пластичные обводы силуэта, гордится результатами человеческого труда, полётом конструкторской мысли создателей. Почти влюбляется в стальное изваяние.
Рассматривая величественное восхождение серого корпуса на гребень штормовой океанской волны, позавидует морской службе. С сожалением отнесётся к тому факту, что сам не имеет возможности ходить в море, насладиться бесконечными морскими просторами с заходами в иностранные порты, восхититься красотой экзотических широт.
…Военный же моряк, бывалый морской волк, окинет оценивающим взглядом боевую единицу отечественного военно-морского флота.
Постарается профессионально оценить мореходные качества корабля, его способность держаться на волне. Рассматривая хитроумные корабельные надстройки и мачты, радиолокационные антенны - определит вооружение и технические возможности корабля. Уяснит способность противостояния воздушному, надводному и подводному противнику. Оценит возможности выполнения боевых задач в одиночном плавании и в составе соединения надводных кораблей. Определит место корабля в боевом строю.
Корабль – это частица родной земли, над которой развевается Военно-Морской Флаг, как символ принадлежности государству. В каюте, кубрике моряк отдыхает. Они расположены рядом с местом выполнения служебных обязанностей - боевыми постами. Местом боя.
Корабль – боец. Он – воин. Он нацелен на поиск и уничтожение врага.
Час, день, месяц, квартал, год службы на корабле – это «синдром железа». Железо давит на психику, на поведение. Железо давит на восприятие окружающей водной поверхности. Будь то залив, бухта, гавань, море, океан, через железо они смотрятся не так, как с берега.
И ещё одно, очень важное: если моряк в море не вышел по какой-либо причине, на берегу он ждёт свой корабль. Среди десятка корпусов однотипного проекта, по ему только известным особенностям узнает его.
Корабль гордо входит в гавань, он рад его приходу.
Он встречает его пространство, его экипаж, ставший тебе родной семьёй.
В «синдроме железа» мы и сами превращаемся в железо. Железными становятся наши нервы. Железными становятся наши поступки.
Взаимоотношения в этом «железном экипаже» обстоятельные, настоящие. Эти отношения поддерживаются незамысловатой матросской шуткой, розыгрышем. А зачастую с «железными мореманами» случаются курьёзные случаи. Они превращаются в матросские байки и передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Живут эти байки на флоте годы. А увлечённый рассказчик уже и себя представляет участником событий.
Механик у нас был охотником. Но мы ни разу не видели его в «охотничьем деле». Командир одного из корабельных подразделений всё время безвылазно находился на «коробке». Да и маршрут его передвижений по кораблю был абсолютно одинаков: каюта, ПЭЖ, машинное отделение. В каждом из корабельных помещений он выполнял прозаическую функцию в соответствии с предписанными обязанностями:
- в ПЭЖе управлял машиной и механизмами, отрабатывал команды, поступающие с ГКП;
- в машинном отделении контролировал обслуживание техники своими подчинёнными;
- в каюте спал (если была возможность).
Именно каюта и выдавала охотничьи увлечения механика. Упаковки с картонными кружками пыжей. Порох (дымный и бездымный), упакованный в герметичные металлические банки. Латунные гильзы разного калибра многоразового использования. Приспособления для зарядки. Аптечные весы для точного взвешивания пороха и дроби. Мерные ёмкости фабричного и кустарного производства.
Всем этим гордился командир БЧ-5. Его аккуратность подчёркивала и обстановка в каюте. Любой из членов экипажа знал, что каждая вещь в каюте офицера имела своё место. Для охотничьих «прибамбасов» в левом углу каюты, рядом с рабочим столом, была собственноручно вмонтирована книжная деревянная полка. Иногда, в редкие часы досуга, офицера можно было увидеть за занятием, которое явно доставляло ему массу удовольствий. Он заряжал патроны.
Море ласково и нежно покачивало на волнах тральщик, несущий дозорную службу. Мерно и натружено работал дизель-генератор, обеспечивающий якорную стоянку корабля и работу необходимых механизмов. В каюте Быкова Василия (так звали нашего героя) собрался круг для дружеской беседы. Царила обстановка доброжелательности . И вот в проёме открытой двери появляется фигура корабельного штурмана. В пилотке и с сигаретой в руке, он искренне чему-то радовался и улыбался. Вклинился в разговор одной веской фразой:
- Механик, дай огоньку.
При этом на шаг ступил в пространство каюты. Сосредоточенный Быков во внезапно наступившей тишине достал из нагрудного кармана кителя квадратный спичечный коробок и передал командиру БЧ-1. Штурман, чиркнув спичкой, смачно затянулся. Театрально отпустил несколько кружков дыма сквозь пальцы, держащие сигарету. Благодарно кивнул и сделал цирковое движение: бросил уже ставшую ненужной спичку в угол каюты, где обычно располагается урна.
Хозяин помещения в доли секунды изменился.
Его глаза округлились, выражая чувство ужаса. Лицо преобразилось в едином порыве, стремлении сделать что-то предупреждающее. Фигура, облачённая в военную форму, конвульсивно дёрнулась и опустилась в изнеможении на кресло. Взгляд следил за летящей догорающей спичкой. А она, предательски описав полукруг, опускалась в «охотничий угол». В предыдущей и последующей своей жизни механик (как он признавался позже) не изучал в полёте строение летящего предмета так, как остов этой злополучной спички. Большая её часть уже превратилась в чёрный отгоревший уголёк. Но оставшееся древесное тело ещё тлело, оставляя дымовой полётный след.
В момент соприкосновения спички с металлической банкой из-под стола раздался сильнейший взрывной хлопок. Оттуда, снизу, огненным рукавом вылетела всепожирающая стихия. В одно мгновение механик остался без шнурков на своих форменных ботинках. Они сгорели. Его брюки от нижней кромки до самых колен превратились в обгоревшие и дымившиеся лохмотья. Локальный взрыв сделал своё дело. Фуражка в мгновение ока улетела через распахнутую дверь в коридор. Брови и усы обгорели. Вид механика был растерянный и жалкий. Хорошо, что корабельное кресло было закреплено на палубе «по-походному». Круглая сидушка стула прикрыла причинное место хозяина каюты от повреждений. Гости существенно не пострадали, так как сидели на приставной кровати. А из коридора через комингс* входной двери показалось обезумевшее лицо штурмана без сигареты и головного убора. Просителя огонька взрывной волной выбросило в коридор.
Вкрадчивым голосом, виновато, штурман вопрошал:
- Мужики, а что это было?
Приходящие в себя офицеры рассмеялись:
- Курить, штурман, разрешается в отведённом для этого месте!
Командир боевой части 5 постепенно приходил в себя, осознавая случившееся. Под его столом на полке стояла незакрытая банка с остатками пороха. После зарядки патронов забыл накрыть её крышкой. Именно в банку и попала догоравшая спичка. Эта картина дополнилась событиями, происходящими на верхней палубе тральщика. У вентиляционного грибка, где было определено место для курения, группа матросов подвахтенной смены затягивалась сигаретным дымом. И вдруг дублирующий огненный сноп из каюты командира БЧ-5 джином вырвался им прямо под ноги. Один из курильщиков молвил философски:
- Ну, всё, триндец! Механик взорвался!
Хорошо, что все описываемые события не привели к серьезным последствиям.
Морские офицеры ещё раз убедились на деле в том, что запрет на курение -- закон, который никому не следует нарушать.
А я, завидев в море тральщик, всегда с улыбкой вспоминаю эту поучительную историю. Сам не курю и Вам, дорогой читатель, не советую.
Свидетельство о публикации №211052900857
Так что на корабле так и не курят? Бедняги!
" запрет на курение -- закон, который никому не следует нарушать" - какая глубокая истина!
Виталий Полищук 18.04.2016 16:34 Заявить о нарушении