О Гамлете. Режиссерские заметки
Интригу в трагедии ведут две фигуры: агент Римской Империи Горацио и Полоний, понимающий угрозу для государства и решивший взять власть в свои руки. И то вопрос: не Рима ли ради старается отец Офелии (аналог агента влияния Андропова)? Одним словом, подобно рассказу Борхеса "Сад расходящихся тропинок", беспристрастно анализируя события, мы ИМЕЕМ право на множество продолжений фабулы и все они ИМЕЮТ право быть. И это будет отображаться в режиссуре через проектор с фотографиями ВОЗМОЖНЫХ событий: снимаются кадры-ПРОДОЛЖЕНИЯ и проецируются на экран (возможно просто на стену) по ходу действия. Остранение как прием не нов. Ведь и Офелию никто мертвой не видел. Несли гроб, а была ли в нем она? Не для себя ли Горацио приберег её? Или он/его люди её и убил/убили? Сумасшествие она могла и сыграть... Да и зачем Полонию кричать за ковром, словно сознательно провоцируя Гамлета на укол? А мертвый, но живой канцлер куда сильнее просто живого. Переворот произойдёт - можно и ожить. Это похоже на шахматную партию со сменой игроков и, подчас, правил самой игры...
"Гамлет" писался по раннесредневековой легенде. Символически Дания для Шекспира это самая мощная на тот момент варварская страна, которую невозможно было взять силой. СССР развалили, как известно, не открытой войной, а целенаправленной мощнейшей подготовкой начиная со скрытого переворота 1953 года, убийства Сталина и вплоть до перестройки: вот вам и сырьевой ресурс готов. Сейчас через энергию афроамериканцев, носителями которой являлись Джеймс Браун и Майкл Джексон, дробят США. У масонов планы на 50 и 100 лет вперед, как известно, в отличие от наших советских пятилеток в 4 года.
Так и юного и недалёкого Фортинбраса грамотно используют в своих интересах играющие стороны. Гамлет понимает, что и им манипулируют, будучи очень умным парнем, но есть два НО: призрак и быстрое замужество матери. Был ли призрак реален - не знаю - я их не видел. Лохнесского чудовища тоже никто не видел, но сувениры с ним все покупают и все отличат его от годзиллы. Гамлет очень раним, ибо рос в любви и сильной родительской опеке. Выбита эта почва через зримое предательство матери и путь к манипуляции открыт и, главное, что и сделать-то толком ничего нельзя так как психика генетически уязвима именно в этом пункте. Плюс тень отца как призрак "мирового терроризма" - после 11 сентября Америка трезво мыслить не могла, на это и расчет был.
Страх необратимости событий и его преодоление переводят энергию интеллигентности Гамлета в животный изворотливый ум через игру в игре посредством сумасшествия как маски. Кастанедовский принцип сталкинга. Только умирает ли сам Гамлет в конце?..
Сама история будет разыгрываться как театр в театре и начинаться с шоу: понимание НЕОБРАТИМОСТИ взламывает неподдельную энергию РАДОСТИ в человеке, которую тот анализировать не может, но ощущает каждой клеткой. Далее сюжет и варианты финала, которых должно быть несколько. Из реквизита вижу холодное оружие/шпаги - это обязательно: мощный фаллический символ мужского эгоистического, властного начала.
А в целом спектакль про счастье, моё как человека, про понимание его во всей его полноте и гармонии. Это теза. Антитеза - клубок интриг как чуждых и чужих интересов, которых моя жизнь очень слабо интересует. Да, я имею в виду развал страны и понимание теперь причин произошедшего. По мне это резануло капитально. Но я родился счастливым и мой личный "гамлетизм" в понимании того, почему все так неправильно в мире устроено вместо полнокровной счастливой жизни в любви и в познании этого мира. Умереть не сложно. Прожить достойно тоже. Прожить счастливо - вот, на мой взгляд, искусство из искусств, включающее в себя очень много аспектов, начиная от неподдельного удовольствия в сексе и до стремления к построению идеального и справедливого общества.
Иллюстрация: репродукция картины Андрея Дорохина "Королевский слон".
Свидетельство о публикации №211053001152
Сергей Шрамко 14.04.2017 06:45 Заявить о нарушении