Юмор выше плеч

Юмор - особенная, парадоксальная, когнитивная идея, развитие которой идёт в синтоне восторга и позитива. Вы понимаете, что ситуация вышла из управляемого состояния, но не приносит негатива. Наоборот - тонизирующе идеальна, что веселит.
Каждый по-своему оценивает, смешное для одного может расстроить другого или оставить равнодушным. (Ваш капитан Очевидность)
Умение передать юмор ситуации целиком зависит от актерских способностей рассказчика и уровня развития публики, под который подстраиваться.
Выключая из рассмотрения юмор падений, салатов в лицо и сломанных стульев (как комедии положения и гэгов), пошлых исчезаний одежды внезапно или эпатажно-вульгарный юмор, порассуждаю о разговорном публично-эстрадном жанре.
Анекдот - одна из самых коротких юмористических форм. Но даже в ней умение рассказать (к месту, вовремя, с интонацией, паузами и мелкой жестикуляцией) играет значительную, существенную роль. Чего уж там говорить о длинных монологах или потешных историях, включая байки? Заставляющих задуматься, несущих в себе второй и третий смысл, мораль, урок... Конечно, автор (или участник/очевидец события) неоправданно считает себя знающим, как это рассказать. Очень часто автор ошибается. Ошибается житейски, оплошав скорострельностью своим смехом или жестом невпопад. При этом теряется соль, шутка перестаёт ею быть. Приходит понимание, что рассказывая нужно ещё кое-что учесть и собранно соответствовать.
Приведу плохие и хорошие примеры
Сатирики "сделано в СССР" как-то не стремились на сцену шутить, давая тексты в актерские коллективы, где матерые волки сцены рвали фразы на слова, пряча ещё один смысл вглубь на репетициях. Один из одиозно-известных актеров-сатириков тех времен - Аркадий Райкин, мастер миниатюр (этюдов). Дающий каждому зрителю возможность догадаться до смысла шутки во время мизансцены, выдерживая паузы, помогая нехитрыми жестами, мелодиями напева или эстрадно, нарочито пережимая своих персонажей. Его пересмешник Петросян - пример плохой ;-)
Пара Ширвиндт-Державин играла более камерно, театрально, сопереживательно, но тоже самое - зритель на секунду раньше произнесённого, догадывался до сути.
Ильченко и Карцев, как ученики Райкина, затачивались строго под эстраду, скетчи, репризы, миниатюры. Были потешны, но мелки. В сравнении с сегодняшней камедиклабщиной - корифеи юмора и титаны иронии.
Вышедшие на первый план эстрадные чтецы своего юмора выглядели унылой серой бубняшкой, но в отсутствие конкурентов, резко выделялись острыми фразами. Сначала впечатление оригинальное, потом ощущение пресного хлеба - сытно, но ещё бы рыбки тонкий ломтик, или сыра. Несмотря на резвые залы, ухохатывающуюся публику, лёгкое чувство голода преследует и мешает вслушиваться в картавые пришепётывания или однотонно-гонорящуюся речь.
Намеренно не буду называть имён, ибо речь не о частностях восприятия, но об умении рассказать.
Юмор очень ценит разум зрителя и слушателя, предлагая нехитрые комбинации событий, подводящие к выводам, радость понимания "об чём речь?" накладывается на парадокс самой рассказываемой истории, приводит публику в восторг. Юмор предполагает, что зритель "в теме" и "понимает". Например, голос молодого учителя математики "рисуем стандартный треугольник с углами 90, 60, 90... Нет, прочь фантазии - строго 30!" :-)


Рецензии