Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов родился в марте 1873 г. в дворянской семье в имении Онег под Новгородом. Здесь прошло раннее детство будущего композитора. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, маленький Сережа слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки. В дальнейшем это отразится в его творчестве (поэма-кантата «Колокола», «Всенощное бдение»). После переезда семьи в Петербург мальчика отдали учиться в консерваторию.   С 1887 г. Рахманинов, у которого открылась тяга к импровизации, начал записывать свои сочинения. С 1889 г. он изучал контрапункт у замечательного композитора, ученого и педагога Сергея Танеева.  В 1892 г. Рахманинов блестяще сдал экзамен по композиции и окончил консерваторию с Большой золотой медалью.

Первой значительной работой композитора стала одноактная опера «Алеко» (1892) по мотивам пушкинских «Цыган», премьера которой в Большом театре состоялась в 1893 г. В 1895 г. Рахманинов окончил Первую симфонию, исполненную  в 1897 г. оркестром под управлением  Александра Глазунова. Премьера провалилась. Известный композитор и музыкальный критик Цезарь Кюи ядовито писал: «Если бы в аду была консерватория, если бы одному из ее даровитых музыкантов было задано написать программную симфонию на тему «семи египетских казней», и если бы он написал симфонию вроде симфонии г. Рахманинова, то он блестяще  выполнил  бы свою задачу и привел бы в восторг обитателей ада». Следствием провала стала тяжелая депрессия. В течение трех лет Рахманинов вообще ничего не написал. В это время он был приглашен на должность второго дирижера в Русскую частную оперу Саввы Мамонтова. Театральный опыт оказался весьма полезным для композитора. Он приобрел определенную технику, газеты писали о его богатых дирижерских  возможностях. Преодолеть депрессию Рахманинову помог врач Даль. После нескольких лет молчания композитор создал Второй фортепианный концерт (1901), имевший грандиозный успех у слушателей.

Накануне тридцатилетия Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной. После заграничного свадебного путешествия молодая чета поселилась в Москве, на Воздвиженке. Интенсивность концертных выступлений Рахманинова в этот период была очень велика. Он все больше проявлял себя как универсальный исполнитель — пианист, дирижер, нередко как ансамблист. С 1904 г. Рахманинов два сезона проработал в Большом театре в качестве дирижера. За это время им были осуществлены постановки опер Даргомыжского, Чайковского, Бородина и Мусоргского. К столетию Глинки в Большом поставили «Жизнь за царя». Параллельно композитор завершил партитуры своих опер «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».

В 1906 г. Рахманинов с семьей поселился в Дрездене. Из сочинений этого периода выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых», написанная под впечатлением от одноименной картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина. Уже после возвращения в Москву, в 1909 г. появился Третий фортепианный концерт.
Следующее пятилетие было отмечено пристальным интересом Рахманинова к духовной музыке. Он создает хоровые циклы «Литургия Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощное бдение» (1915). Между ними были написаны этюды-картины (1911) и симфоническая поэма «Колокола» (1913) по Эдгару По (в переводе Бальмонта). Четыре части поэмы стали как бы четырьмя образами-символами человеческой жизни. Колокола вызванивают судьбу человека: то они разливаются серебристым звоном колокольчиков бегущих по заснеженной равнине саней, то звучат «золотым» свадебным звоном, то тревожно гудят набатом во время разыгравшегося пожара; а в финале монотонно отсчитывают погребальные удары.

За этот период состоялось несколько удачных заграничных гастролей Рахманинова. Концертные турне в 1909 г. по Америке и в 1914-м — по Англии принесли ему всемирную славу. Во время Первой мировой войны концертная деятельность с наибольшим масштабом развернулась в России. Февральскую революцию Рахманинов встретил с радостью, но дальнейшие события вызвали у него разочарование  и тревогу. После Октября конец старой России стал для композитора очевиден. Новой России Сергей Васильевич не принял и,  воспользовавшись первым подвернувшимся предлогом -  приглашением из Швеции, - в декабре 1917 г. навсегда покинул Родину.

Чтобы заработать на жизнь Рахманинов на долгие годы превратился в концертирующего пианиста.   В ноябре 1918 г. он перебрался в Нью-Йорк. Начался американский период его биографии, насыщенный концертами в Америке и Европе. Вскоре успешные гастроли сделали Рахманинова мировой знаменитостью. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры, и внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта. Когда жизнь наладилась, и появился материальный достаток, Рахманинов смог больше времени отдавать работе над собственными произведениями. В 1926 г. были написаны Четвертый фортепианный концерт и «Три русские песни» для симфонического оркестра и хора, в 1931-м — вариации на тему Корелли и Вторая фортепианная соната. В них нет традиционных для Рахманинова жизнеутверждающих финалов. Интонации печали, тоски, вторжения инфернальных сил характеризуют образную драматургию последних творений композитора. Увенчали жизненный путь Рахманинова гениальные музыкальные полотна, составляющие своеобразную «лебединую» трилогию. В 1934 г. появляется «Рапсодия на тему Паганини» (в 1939 г. Фокин поставил на эту музыку свой знаменитый балет «Паганини»), в 1936-м — Третья симфония, в 1940 г. - «Симфонические танцы».

 Умер Рахманинов в марте 1943 г. от скоротечной меланомы, всего несколько дней не дожив до своего семидесятилетия.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
У него было мощное сердце. Только такое могло вместить эту музыку.

Рина Титова   30.05.2011 10:08     Заявить о нарушении
Спасибо за емкое дополнение!

Константин Рыжов   30.05.2011 19:51   Заявить о нарушении