Рыбаки и рыба, часть 2

Рыбалка

Лишь занимается заря
И на верхушки елей
Ложится розовый наряд,
Я устремляюсь к цели.
Жерлицы образуют ряд
В заснеженной равнине
И три из них уже горят
Флажками. Свежий иней
Покрыл катушек желобки.
Распущенную леску
Беру я осторожно в кисть,
Продёргиваю резко
И, тяжесть ощутив в руке,
Тяну наверх из чрева
Озёрной глубины. В пакет
Кладу добычу. Слева
Направо ряд весь обхожу,
Меняю рыбок снулых.
Мороз крепчает, я тружусь,
Мне обдувает скулы
Прохладный свежий ветерок,
Что дует по-над лесом.
Под солнцем тает точно в срок
Туманная завеса.

В улове щука и налим,
Ну, что ж, пора на базу.
Как хорошо в глухой дали –
Пять удовольствий сразу!
Чистейший воздух, хвойный лес,
И радость от улова,
И сладость рыбного филе,
С желаньем быть здесь снова.
30.05.2011г.

Фотография из личного архива - Кумозеро, апрель 2007 года.

Русалка

Мы как-то ездили на Нарочь.
Так было здорово, нет слов!
Там сеть обычно ставят на ночь,
С утра снимая свой улов.

Не довелось и мне русалок
Ловить ни в сеть, ни на крючок.
«Я как-то брал на водку с салом!» -
Нам хвастал местный мужичок.

«Выкладывал свою приманку
У самых вод на берегу,
Включал на полную «шарманку»
И громко вскрикивал – «Зер гуд!»

Тянулись «нимфы» от дороги,
От сёл соседних и от вод,
Стараясь не глядеть на ноги,
Стеснялись, мол, попутал чёрт.

А мне по барабану! Спьяну
Упал с одной из них в кусты
И … улетел! А утром рано
Очнулся, чуя, что застыл.

Гляжу, лежу ещё на суше,
Но бок в воде, а не в кустах,
И чешуи полно у лужи,
Наверняка с её хвоста!»

Его рассказ, к тому же на ночь,
Безумный произвёл фурор –
Всю ночь глядели мы на Нарочь,
Где не смолкал лягушек хор.

Ночь проведя в охоте странной,
Мы все остались при своих –
Пропала водка из стаканов,
Но ни хвоста, ни чешуи.

Пришли к врунишке за ответом,
Но добудиться не смогли –
Мужик храпел аж до обеда,
Он за ночь выпил водки литр!

Тянулся запах водки струйкой,
Со вздохом шёл от сальных губ,
С одной-единственной чешуйкой
На лбу дрожал от храпа чуб.

Для женщин ничего не жалко,
С себя последнее – для дам!
С кем только ни был, но русалку…
Найти бы мне. Я всё отдам!
17.09.2011г.

Что краше окуня...

Когда из лунки натаскаю окуней
с восторгом, трепетом, волнением души,
одна лишь мысль сверлом мозги буравит мне –
а кто из нас теперь их будет «шелушить»?

И с очевидностью, что некому, берусь
За дело сам и, опасаясь острых игл
У плавников, их «шелушу», вхожу во вкус
И наконец-то наступает счастья миг,

Когда последний окунь вычищен, горит
Огонь в печи, лаская дно сковороды,
В тарелке с солью размешаю сухари,
И тушки рыбы достаю я из воды,

Привычным жестом их валяю в сухарях,
Кладу рядком в уже ключом кипящий жир,
На блюде головы лежат к ноздре ноздря,
Но их попозже, им особенный режим…

Лук золотистый, мной поджаренный слегка,
Собой прекрасно дополняет рыбы вкус…
Воздав хвалу и поварам, и рыбакам,
Я с вожделением берусь за лучший кус!

Как сладок вкус у окунёвых плавников,
Хрустят в зубах их жёлто-алые хвосты,
В глазах белёсых так и видится укор –
Что краше окуня в природе видел ты?

Опубликовано в газете "РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД" № 11 (313), 2015 г.


Так бывает почти что всегда…

Что сказать…? Так бывает почти что всегда -
Наедаясь от пуза, покручивать носом,
Там, где рыбу ловить не составит труда…
То ли дело выуживать дома «матросов»,

Предварительно в лунку засыпав мотыль,
В мандраже изойдясь и сидя и стоя,
Только там и почувствуешь разницу ты,
Так что сетовать, право, подолгу не стоит.

Пусть друзья и протянут обиженно: «Ох!!!»
От ухи отвернутся, откроют тушёнку,
Пусть твердят, что поймает здесь окуня лох,
Если щука сперва не откусит блесёнку.

Пусть ворчат, говоря, что совсем офигел,
От копчёностей им стало очень уж плохо.
Предложи мировую и щучку в фольге,
И прости неразумных за ругань и лоха.
12.04.2012г.

О жизни помня…

Красавец-окунь! Испытал и сам
Восторг удачи окунёвой ловли!
Да вот секрет есть, может, и продам…
Мой поплавок всегда чуть-чуть притоплен,

Чтоб распознать неверный клёв плотвы.
И пара-тройка мотылей в насадке.
Хоть я от ловли удочкой отвык,
Но всё ж готов для предстоящей схватки.

Веду недалеко от камыша,
Вдоль края издавна знакомой ямы,
Где по зиме сопливого ерша
Ловил в ушицу для любимой мамы.

Меня на миг всего тот ёрш отвлёк,
Но чуял я дрожанье рукояти
Удилища – под воду поплавок
Ушёл стремглав, да заорал приятель:

«Гляди, утащит шереспёр в кусты,
Пока мечтаешь о своей зазнобе!»
А на крючке как будто кто застыл –
Тяну одной рукой, хватаю в обе,

Но результат, похоже, нулевой…
Кто там сидит, неужто вновь коряга?
Ослабил чуть, с испугу сам не свой,
Стираю пот, дрожащей от напряга

И мёртвой хватки, левою рукой,
И чую правой – вроде отпускает,
Бальзамом льётся на душу покой –
Тяжёлый чёрт! А может быть, сома я

Здесь наудачу сдуру подцепил!?
Рывки слабеют, даже напоследок
Уйти ко дну, зарыться в мягкий ил
Не удаётся… Так близка победа…

Я по воде плавник его веду,
Уже стоит подсак с раскрытым входом…
Томимый ожиданиями дух
Отнять стремится окуня свободу!

А это – окунь! Он из глубины,
Почти что чёрный, толстый как полено,
Зрачки его темны и мне видны.
Все ухищрения уйти из плена

Обречены, как вижу, на провал,
И силы вроде тоже на исходе…
И вдруг – бросок, и… леску разорвав,
Махнул хвостом, на глубину уходит!

Досада, ярость, ругань – почему???
Ведь всё предусмотрел, как мне казалось…
И всё же благодарен я ему,
Раз не учёл тогда всего-то малость –

Их жажда жить не меньше, чем у нас,
Уйти от смерти им не меньший подвиг!
И нам нельзя прикидывать на глаз –
Сойдут с крючка они, о жизни помня…
25.01.2013г.

Опубликовано в газете "РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД" № 11 (313), 2015 г.

Лещ

Клевало как всегда – вчера и завтра,
Скупое солнце показалось из-за туч...
Лещу прикормку намешал на завтрак,
Но, видно, сам я от природы невезуч –

За два часа всего одна поклёвка
И та такая, что и толком не поймёшь,
Звонок тиликнул, было, еле громко,
В червя, наверное, вцепился мелкий ёрш…

И тишина! Колышет ветер стойки,
Дрожат у фидеров упругие концы,
Как алкаши в предчувствии попойки…
Ну, где вы делись-то сегодня, молодцы?

И будто мне в ответ сначала дробью,
Потом рывками и чуть фидер не свалив,
Пошла поклёвка! Я в ответ с любовью,
Адреналина в кровь почувствовав прилив,

Рывком тащу сгибающийся фидер,
Кручу катушку резво, леска как струна.
Весь напряжённый действом, полусидя,
Гляжу вперёд, где поднимается волна,

Где сквозь потоки у песчаной мели
Мелькнул серебряным отливом рыбы бок,
И врассыпную стайки мелкой бели
Рванули в стороны…. Гашу леща рывок,

Кручу катушку, темп не ослабляя,
Лишь только чудом избегая кувырка,
Что лещ предпринял, как бывалый стайер,
И достигаю, наконец, с лещом песка…

В испуге, он глотает жадно воздух,
В песок попавший из естественной среды!
Какую мне принять придётся позу,
Когда сполна воздастся свыше за труды…
27.01.2013г.

Ёрш

По перволедью кореша,
Фанаты рыбной ловли,
Везут меня ловить ерша
На полигон, в Дубровню*.

А там десятка три фигур
На ящиках у лунок,
И горки рыбы на снегу –
Свидетельства фортуны.

Мормышка лишь коснётся дна,
Кивок ослабнет даже,
И хоть поклёвка не видна,
Но тянет книзу тяжесть.

Здесь вихри снежные метут
Уже не меньше суток,
А ёрш хватает на лету,
И замирает будто.

Берёт подряд, на первый взгляд –
И мясо, и опарыш,
Червя, но чаще мотыля
Пучком, хотя он старый.

Достану, злится, распустив
Колючую защиту.
И тем особенно красив!
Напыжившись сердито

Иголок ставит частокол,
косится чёрным глазом…
«Поймал меня – всажу укол,
А то и пару сразу!»

Открою пасть, там глубина –
Глотает не на шутку,
Мормышка краешком видна,
Из самого желудка.

Подёргав, плюну – так зажрал,
Не вытащить вживую,
Не повредив совсем нутра…
И удочку другую

Беру, а с той уже потом
Разделаюсь, попозже…
Лови момент, когда лишь ртом
Цепляет ёрш, ведь можешь!?

Приду домой, улов - жене,
Она воскликнет первой:
«Пришёлся ёрш по вкусу мне,
Особенно в консервах!»

В нагретую сковороду
Красивыми рядами
Ершей убористо кладу
И убавляю пламя.

Нарежу лук, натру морковь,
И затушу в томате…
Нам на двоих, моя любовь,
Ершей, боюсь, не хватит!
26.02.2014г.

*Дубровня – озеро неподалёку от города Лида.

Опубликовано в газете "РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД" № 8 (310), 2015 г.

Щука

Свой пятнистый камуфляж носит постоянно,
Незаметна у коряг и на фоне трав,
Словно волки, никому не врачует раны,
Никого не пощадит, чай, не медсестра.

С выражением у глаз бесконечной муки,
Затерявшись средь камней, караулит жертв.
Зазевавшихся схватив, всем другим науки
Преподаст, беря в пример съеденных уже.

Еле-еле шевелит телом с плавниками,
Захватив зубами рыб, пробует на вкус,
После, их перевернув к пасти головами,
Запускает внутрь себе и плывёт за куст.

И хитра – живцов с жерлиц незаметно снимет,
Будто не было их там с вечера совсем.
Вновь с утра бегу, ловлю, и на лыжах с ними
Все жерлицы обхожу в каждой полосе.

Попадётся, внутрь зажрав дармовую рыбку,
Размотает до конца от жерлицы нить,
И кружит потом, пока не найдётся хлипкий
Вертлюжок. Сломав его, мчится во всю прыть.

Иль коряги соберёт нитью по округе,
Тянешь после – чёрта с два, бьют стволы об лёд!
Буришь лунку и, туда всовывая руки,
Кое-как подводишь нить, думая, пройдёт.

Брюхом в лунку не войдя, застревает щука.
Помня то, что сотворил с Грекой как-то рак,
Всё же всовываешь внутрь стылой лунки руку
И, нащупав щуки нос, пересилив страх,

Подцепив зажимом пасть, тянешь понемногу.
Инстинктивно и она движется вперёд,
И, с трудом преодолев через льды дорогу,
Тут же тяжестью живой падает на лёд.

То-то радости тогда… С нею на кукане,
К санкам привязав конец, в лагерь свой бреду.
Пусть живца собьёт ещё, пусть сойдёт, обманет,
Но такую, как поймал, всё равно найду!
03.04.2014г.

Опубликовано в газете "РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД" № 5 (331), 2016 г.

Трофейный хариус

Сказать по правде, спиннингист я никакой.
Хоть выбор свой остановил на «ультралайте»,
Вконец умаялся - полдня махал рукой,
Кричал на щук в реке: «Ну, где же вы? Хватайте!!!»

Что ни бросок, так тут же следовал зацеп.
Когда из блёсен потерял почти десяток,
Я с недовольною гримасой на лице
Оставил спиннинг и решил сберечь остаток…

Хоть сознавал, что здесь возможностей полно,
Наесться сможешь, чем захочется от пуза.
А вот в походе, выскребая миски дно,
От каш не сильно потаскаешь в гору грузы.

Там хошь не хошь, учись, хватая на лету
Приёмы, хитрости, рыбацкие уловки,
Пусть будет тяжко, а порой невмоготу…
А не научишься, надейся лишь на ловкость.

Когда в итоге дня посмотрят на тебя –
«Ну, как улов, дружок? Небось, не без успеха?» 
Своё волнение не спрячешь от ребят,
И встретишь тех, кто не удержится от смеха…

Свои уроки получил я на Шарью,
И годом позже закреплял успех на Сейде.
А через год с лишком, когда вокруг снуют,
Нюансы вспомнить все попробуйте, сумейте…

И было вот что – возвращаясь по Усе,
Решили кинуть якорь мы у перекатов,
Где мушек хариус хватал. Во всей красе
Там за забывчивость ждала меня расплата…

Мне ветер сбоку помогал чуть-чуть в броске,
Блесна летела, лепестком сверкая, в воду,
За нею леска… Спиннинг я держал в руке,
И кнопкой тормозу отдал свободу хода.

Когда блесёнку вдаль порядком унесло,
Убрал я тормоз, опустил обратно дужку,
И, размечтавшись рыбу вытянуть в кило,
Без напряжения крутил свою катушку.

И вот что вижу я в воде – летит блесна,
За нею хариус плывёт себе неспешно,
Хватать не думает. Ещё чуть-чуть она
За леской выскочит, а хариус, конечно,

Утратив цель свою, в момент махнёт хвостом,
В испуге двинется куда-то восвояси!!!
Ну, что же делать мне, хватаю воздух ртом,
Когда такой плохой исход предельно ясен…

Одно лишь действие приходит мне ум –
Всего на миг пресечь движение руками!
И я, не ведая последствий, наобум
Оставил ручку…  и блесна легла на камень…

Бедняге хариусу было невдомёк,
Но он над «жертвою» своей недолго мешкал,
И, проглотив блесёнку, следом уволок…
И тотчас пойман был! Друзей своих насмешкам

Таким уловом разом дал я укорот,
И приобрёл случайно тот бесценный опыт,
Что, несомненно, вас к успеху приведёт,
Легко отыщет к неизведанному тропы.
28.04.2014г.

Опубликовано в газете "РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД" № 15 (316), 2015 г.

Неизбывная беда

Был как-то случай в середине мая,
Позвал меня товарищ на Чограй.
«Какая снасть нужна?» – «Пойдёт любая.
Покрепче только палку выбирай»

А я привык рыбачить тонкой снастью,
Взял пикеры с собой на карася,
Хотя тут рыбы самой разной масти
И весом с годовалых поросят.

На 0,14 поймаю мелочёвку,
Сазан порвёт, уверен я, в момент.
«Бери покрепче, ставь там на ночёвку,
Посмотришь просто, если толку нет!»

Не знал, что соучастником разбоя
Там стану я, двуногий «рыбоед».
Увидел все, теперь мне нет покоя,
Хоть знаю, что на них управы нет.

Не спиннинги у них, атлетов копья,
Крепёж катушек «Невских» - хомуты,
Набычась, смотрят в воду исподлобья,
Не радуясь снастей крюкам пустым.

Бросают вновь они свои снаряды,
Рывками рвут сквозь воду, чтобы плоть
Проткнуть у рыб, им очень много надо,
Как будто голод нужно побороть.

Крюком ухватят рыб куда попало,
Когда в хребет, когда и прямо в глаз,
Натащат кучу, но опять им мало,
Никто им в жизни вовсе не указ.

Инспекторы бывают. Штрафы тоже.
Но стоит им уехать, тут как тут
Одни и те вредительские рожи
Крюками рыбу под себя гребут.

В «уловах» их и сом, и толстолобик,
И караси, и жерех, и сазан…
Плевать на тех, что походя угробят,
Не опустел же их, ловцов, карман.

Им рыба иногда вредит в отместку,
Их снасти рвёт, иль, разогнув крюки,
Такую скорость развивает с места,
Что кажется, что под водою кит.

Им режет пальцы,  разбивает руки,
А иногда в момент сбивает с ног…
Эх, знать бы способ, как усилить муки,
Я б рыбам обязательно помог.

Не у дороги бы наставил камер,
А у воды, где кружит браконьер!
Где топчется с крюками он годами.
И вовсе не страшась ответных мер.

…И как я рад был, что вконец товарищ
Расстроился, крюки все оборвав,
Махнул рукой – «Поехали на Маныч!
Там, говорят, ещё берёт плотва»
23.05.2014г.

Опубликовано в газете "РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД" № 12 (362), 2017 г.

Расти, рыбёшка!

Ну, вот… мне наконец-то удалось,
Расщедрился знакомец по стихире –
Привёз на пруд, где ловит на авось
Карасика в ладонь и даже шире.

На берегах и дамбе рыбаков
Я насчитал десятка за три с гаком,
Из них ловивших вычислить легко –
Не нужно даже сыщика, собаку.

За три часа поклёвки ни одной
Не наблюдали, поменяв насадки…
Знакомец укорял меня: «Не ной!»
И вот уже мы мчимся без оглядки

Дорогами кривыми по полям,
К заветному уловистому пруду.
Пылят, как по заказу, тополя,
И пух летит снежинками повсюду.

А на обочине дороги мак
То тут, то там лоскутьями алеет,
От красоты такой сойдёшь с ума…
Но васильки мне всё-таки милее.

Минут за тридцать кончен марш-бросок,
И вновь уже плывет по водной глади
Любимый мной цветастый поплавок –
Чего ни купишь ты рыбалки ради…

Сидят страдальцы рядом в камышах,
На донки тянут мелочь понемногу,
Из глубины прудовой, не спеша…
Идиллия рыбацкая, ей Богу!

Карась продолговатый, серебром
Бок отливает, разного калибра…
И потихоньку полнится ведро,
Чтоб к вечеру совсем уж мелких выбрав,

Оставить для жарёхи крупняка,
Который помещается… в ладошке.
Азарт рыбалки утолив слегка,
Прикорму высыпаю в пруд рыбёшке:

«Расти, рыбёшка, но до выходных
Свой вес удвой и стань побольше ростом,
Насыплю я в прикормку свежий жмых,
Чтоб до конца сломать твоё упорство!»
08.07.2014г.

Бывает же…

Бывает же, весь месяц по нулям,
А тут подряд, поездка за поездкой…
Скаженные, летели по полям,
На каждой кочке вскакивая резко.

Но всё путём. Приехали в обед.
Привёл нас управляющий на берег –
«Ловите! И чего тут только нет…
Поймаете, я больше чем уверен!»

В прикормке не нуждается никто –
Стоим на берегу с кормушкой рядом,
А карпы то и дело бьют хвостом,
Приковывая радостные взгляды.

Развёрнут весь рыбацкий арсенал,
В насадке тесто, черви, кукуруза!
Но хоть бы кто их за день попинал…
Ведь рыба здесь накормлена от пуза.

Но стаскивает, между тем, червя,
Да так, что колокольчика не сдвинет! 
И пусть бы это делал здоровяк,
А то бычок… величиной с мизинец.

Опять, выходит, нулевой итог –
Бычок отпущен нами восвояси…
Но для ухи нашёлся вдруг предлог –
На два кило объевшийся… карасик.

И вот кипит ключом вода в котле,
Ещё чуть-чуть и сварится ушица…
Довольные, слегка навеселе,
Глядим на дым, что над котлом кружится.

И пусть за мелкой сеточкой дождя
Уже едва соседний берег виден,
Дождя проказы нам не навредят –
Мы на удачу вовсе не в обиде.

В конце концов, поездка удалась,
Хоть одному доставила забаву…
Не карп, конечно, но такой карась,
Что каждому пришёлся бы по нраву.
09.07.2014г.

С усами

Вошёл во вкус… Освоенных прудов,
Где мелочи в избытке, стало мало!
«Я мог бы выложиться от и до
Лишь там, где рыбы крупной есть навалом,
В реке, к примеру…» - так я рассуждал.
И друг мне, как всегда, пошёл навстречу:
«Где хуже клёв? Поедем на канал!
Учти потом – тебе я не перечил»

«А мне пруды обрыдли! Хошь, ни хошь –
Корми, лови, вытаскивай в подсаке…
Привычно всё и радости на грош.
Так хочется внезапности, атаки
И хитрости житейской дикаря,
Не кормленной, заплывшей жиром чушки,
Что тупо давит весом втихаря,
Боясь лишится главного – кормушки»

Что далеко ходить – даёт Кубань
Егорлыку для орошенья воды,
Где под землёй ведёт её труба,
Где есть всегда открытые отводы.
Ближайший у Тоннельного. Туда
Меня друг при оказии забросил –
Несётся там немыслимо вода,
И грузы, и кормушки сразу сносит.

Там жерех есть, и сомик, и усач,
И окунь, не в пример «матросам» с пруда!
«Когда зальёт погода, ты не плачь,
Сам напросился,  прояви хоть удаль»
На форуме прочёл, что на живца
Берут гиганты по ночам в канале…
Наставил донок, чтобы с утреца
Удачи громко звуки прозвучали.

Сел у костра совсем невдалеке,
Палатку ставил там, когда смеркалось.
Был ветер, соблюдали этикет
И кровососы. Позабыв про жалость,
Как только ветер понемногу стих,
С утроенной энергией кусали,
Вконец меня пытаясь извести,
Но под угрозой химии отстали.

Лишь редкие в деревне огоньки
Подпортили картину южной ночи,
Раскинувшей мерцающий прикид,
Да свет от фар у трассы и с обочин.
Так явственно кренился звёздный ковш,
Казалось, опрокинется на землю,
И как бы ни был в небе далеко,
С лихвой накроет звёздный дождь деревню.

Почти к утру, взрывая тишину,
Пролился ливень, с молнией и громом…
Кому другому выставить в вину
То, как проснулся… рядом с водоёмом!
Поток возрос, ушёл на берега,
Накрылись разом донки медным тазом
И сколько б я погоду ни ругал,
Поток бурлил, крепчая раз за разом.

Схватив, что смог, рванул наверх, к шоссе,
Не до рыбалки, ведь остался с носом.
На придорожный камешек присев,
Припомнил про погодные прогнозы –
Там точно было что-то про дожди,
Как говорят синоптики – местами…
Выходит, друг меня предупредил,
А я ему – мы сами, мол, с усами.
11.07.2014г.

Опубликовано в газете "РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД" № 13 (315), 2015 г.

Как хорошо, друзья, рыбачить летом…

Возможность есть, и кто же помешает
Нам порыбачить – нет таких преград!
Хотя… бывает всё же небольшая,
Как в этот день случилась – выпал град!

Дожди прошли в тот день по Ставрополью.
К обеду, впрочем, вновь была жара,
Рыбалку предпочёл тогда застолью,
Общению с природой с детства рад.

Но не успели мы забросить снасти,
Послать на воду пламенный привет,
Как оказались вновь в стихии власти –
Нам ливень заслонил весь белый свет.

Да пусть бы ливень, скрылись под навесом,
Пусть замочил бы ушлых чересчур,
Но град посыпал! Был не мал он весом,
Размером – где с горох, где с алычу!!!

Забились от стихии мы в машину –
Чтоб избежать летящих с неба кар…
Ведь больно, если просто камнем кинут,
А тут ведь с ускорением удар!

Не рады были выпавшей награде,
Но вышло солнце, поле осветив,
Заискрился лучами слой из градин,
И тотчас же попал в мой объектив.

А позже часом вновь клевали карпы,
И снова ими полнился садок,
И пар валил от сохнущего скарба,
Что спрятать от дождя никто не смог.

Горел костёр, летели клочья пара
Из-под прикрытой крышки у котла –
В нём свежая ушица закипала,
Что съедена впоследствии была.

А град растаял как-то незаметно,
Слегка блестела от воды трава…
Как хорошо, друзья, рыбачить летом,
Когда над нами неба синева.
21.07.2014г.

Голавли на Куре

Поймал в июле голавля я на Куре,
В командировке на заставе, ранним утром.
Надеясь втайне всё же выловить форель,
Но на кузнечика попался почему-то

Большой голавль, на килограмма полтора.
Чуть не свалился наземь я тогда в испуге,
Хотя самой поклёвке несказанно рад,
Но не давался ни за что голавль мне в руки.

Ужом крутился, жутко брызгался хвостом,
Тянул в кусты, что густо берег окаймляли…
А я не мог скрывать от всех такой восторг,
Позвал друзей, что спали ночь на сеновале.

Нашлись и удочки, и черви, и подсак,
А для желающих - зелёненький кузнечик,
Мы собирались всё закончить в полчаса –
В комендатуре нас ждала к обеду встреча.

Был сорван завтрак, так увлёк военных клёв,
И лишь к обеду, утолив азарт и страсти,
Мы собрались… Руководитель был суров,
А позже ждал нас нескончаемый «ужастик».

Какая там стоит несносная жара,
Бывавший в Грузии знаком не понаслышке,
Там тени нет почти, но, кто во что горазд,
Её все ищут для минутной передышки.

Мы вышли в два, а Солнца диск вошёл в зенит,
Висел туман испепеляющего зноя,
Казалось нам – он финской сауне сродни,
Ещё чуть-чуть и, обожжённый, волком взвоешь.

Свернула в Турцию стремительно Кура,
И вместе с ней ушла последняя прохлада.
А мы ползли, облившись потом, по горам,
Считая пекло в этот день за муки Ада.

Нас ждал крутой, довольно затяжной подъём,
Но, слава Богу, позвонили с полдороги:
«Не торопитесь, мы «таблетку» вам пришлём!»
А следом голос командирский, очень строгий:

«Для рыбаков – без изменений! Марш-бросок
Продолжить в темпе до тринадцатой заставы!
Инициатор, что сорвать нам планы смог,
Достичь поможет самым слабым духом славы!»

Без пререканий согласился: «Дотерплю!»
А вслед за мною, вздрогнув, и друзья кивнули:
«Недаром съели мы в обед по голавлю,
Которых очень много на Куре в июле!»
28.07.2014г.

Опубликовано в газете "РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД" № 21 (347), 2016 г.

Июльский жар листву…

Июльский жар листву позолотил до срока,
До корня сжёг траву на берегах реки.
Взойдя на небосвод, светило так жестоко,
Что прячутся в тени деревьев рыбаки.

Река воды полна, с ленцой гоняет волны,
Преобладают в них зелёные цвета.
Одни цветки нимфей белеют благосклонно,
Потворствуя теплу, раскрыв к нему уста.

Хотя кипит здесь жизнь, лишь изредка поверхность
Нарушит рыбы всплеск, да мелочи разлёт.
Плохой у рыбы клёв, как говорят, неверный.
То дёрнет раз-другой, то вовсе не клюёт.

Меняется пейзаж, когда проходит мимо
Гружёная баржа, иль белый теплоход,
Взыграет вслед волна, восторженно, игриво,
И снова ляжет в штиль…  Но это, как пойдёт.

Поклёвка так нежна, так искренне невинна,
Что распознать её не каждому дано.
Тот, ставропольский карп давно бы стойку сдвинул,
А здесь всего лишь дрожь малюсенькая, но

Удара я не жду – друзья предупредили,
Что не клюют с весны ни лещ, ни караси…
Подлещиков с ладонь бери, страдалец, или
Иди домой пустым, и небу не грози.

За три часа итог – подлещиков три штуки,
Один – куда ни шло, другие – малыши…
Я им стакан пшена, они в ответ мне кукиш,
С таким итогом я свой выход завершил.

Освободил садок – плывите, "недоростки",
Растите до весны, а там, что даст вам Бог…
Махнул вослед рукой, и три «дощечки» плоских
Махнули мне в ответ, уйдя в речной поток.
07.08.2014г.

Публикация с фотографиями - https://oirtv.ru/stories/iyulskiy-zhar

Карьерный карась

Москва-река цветёт и обнищала,
К тому же там не высидишь в жару…
Давно ловил на водоёмах малых,
Отправился в карьеры поутру.

Когда-то брали там песок для строек,
А позже отыскали родники…
Когда пришёл, в кустах сидело трое
У удочек, по виду – рыбаки.

Ещё один пришёл за мною следом,
Предупредил – «Карась берет с восьми
С успехом переменным до обеда.
Его ты слишком часто не корми!»

А я пшено с прикормкой эффективной
Уже смешал на целых полведра
И всыпал вниз примерно половину –
И где же клёв? Давно клевать пора.

Пять удочек с насадкой разной самой –
Червяк, опарыш, тесто с чесноком
Садок, рассчитанный на килограммы,
Болтается пустым под ветерком.

Но вот и клёв. В насадку тычет мелочь,
Танцуют бестолково поплавки.
Нет, заглотить, утаскивая смело…
Да разве я ловить мечтал таких?!

Поймал десяток с детскую ладошку,
Не хуже, чем в Подгорненском пруду…
Ну, не искать же мне для рыбы кошку,
Кому теперь всучить такой продукт?

Сосед, однако, оказался асом –
Поймал он под овации дуплет!!
А мне так сильно не везло ни разу,
Ведь поводков с двумя крючками нет.

Отдал я целиком улов соседу,
Его советы выслушал не зря –
Так рано на карьер я не приеду,
Когда рыбачить вновь уговорят.
22.08.2014г.

Публикация с фотографиями - https://oirtv.ru/stories/kariernyy-karas

Опубликовано в газете "РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД" № 17 (318), 2015 г.

Мне б окунька поймать…

Как привлекателен для ловли первый лёд!
Легко паришь в пространстве над стеклянным полом,
И видишь ясно, как рыбёшка вдаль плывёт,
В дыру, где гладь стекла для лунки размололо.

Как из прозрачной, бесконечной глубины
Вслед за мормышкой с мотылём несётся окунь,
И по его рывкам все замыслы видны –
Схватить наживку, чтоб сбежать в мгновенье ока!

Не тут-то было, зацепился за крючок,
И мною вытащен за леску вон из лунки.
Упав на снег, его собою истолок
И, ощетинившись, чертил на льду рисунки.

А подо льдом жизнь продолжается – опять
На мотыля глядят восторженно рыбёшки.
Ведь я играю,  я хочу их разыграть,
Чтоб аппетит у них повысился немножко…

Но чую, будто в лунку хлынула волна,
Пошло движение по внутренним пределам,
И стайка окуня мне больше не видна.
Все разбежались, видно, не осталось смелых...

В глуби белёсая метнулась полоса,
Не различить мне в темноте, что было это –
Быть может, берш от щуки жизнь свою спасал,
А может, щука просто жмурилась от света…

Когда ещё на дне наступит тишина
Никто не знает – разбежались. Без улова
Останусь я. И, значит, новая нужна
Мне будет лунка. Пробурить? Уже готова!

И, как в аквариум, я в лунку опущу
Свою мормышку с мотылём и стану двигать.
Ах, только б не было оголодавших щук!
Мне б окунька поймать, плотвичку или сига…
28.11.2014г.

Продолжение здесь - http://proza.ru/2016/06/15/28


Рецензии