Из жизни молчаливого наблюдателя

                Эссе о масштабах               

  *Человек и малый и великий одинаково наделены свободной волей... (с)


Я в жизни наблюдатель. Обычно молчаливый.
 В интересной беседе редко проявляю себя… сижу в сторонке, тихий, незаметный и помалкиваю. Слушаю внимательно, каждое слово ловлю, а на вид – почти засыпаю, будто все эти длинные интеллектуальные и философские беседы меня утомляют. Не совсем это так… на самом деле мне всё интересно. И наблюдать интереснее, чем пытаться самому ввязаться в словесную перепалку. Потому, наверное, что участнику интеллектуальной схватки трудно сохранить объективность, спокойный, непредвзятый взгляд. А мне, в сторонке, поле битвы видно как на ладони.
 И масштаб сражающихся виден со стороны лучше. Бывает, что гигант сходится с карликом, схватка, как говорится, не на равных… Тем интереснее наблюдать. Итог предрешён и ясен, но вопрос обсуждения бывает интересен сам по себе.
 Люблю подхватить чужую мысль и развить её, мысленно, разумеется… про себя. А они, хе-хе, эти скрипучие умники думают, что я неучёный… ну и пусть. Раз молчу, думают, – значит и не понимаю ничего. Может, я понимаю больше остальных, просто я молчаливый от природы. Немногословный. Мне, бывает, легче на бумаге изложить, выразить свою мысль, чем попусту трепать языком.
 Это игра такая – умники нарочно напускают на себя умный вид, а я нарочно напускаю на себя глупый вид. А кто из нас дурак, кто умник – кто разберёт?

 Помнится мне, как-то раз я подслушал в разговоре двух умствующих философствующих интеллигентов, что высокомерие – это не что иное, как привилегия «подходить к людям с высокой меркой». Иными словами, мерить всех вновь подходящих своей меркой. Какая бездна самомнения и тщеславия в этом сомнительном умозаключении, не правда ли?
 Заключившему сие, очевидно, никогда не приходило в голову, что рядом с вновь подошедшим он сам может оказаться карликом, и, задрав голову, ему придётся смешно подпрыгивать, чтобы измерить гиганта своим жалким «сантиметром». Для меня по сей день остаётся загадкой, почему этот высокомерный сноб полагает, что именно его «мерка» самая высокая? Возможно, ему просто не повезло встретиться с гигантом. Что ж… в таком случае такое забавное заблуждение можно извинить.
 Однако, сама мысль об измерении людской сути показалась мне интересной. Я решил её немного развить, в силу своих умственных способностей, разумеется.

 Людей если и мерить, то мерить по масштабу.
 Вряд ли кто-то станет отрицать, что есть люди разного масштаба. Не хуже и не лучше, просто разного масштаба. Люди рождаются разными, и ещё большой вопрос, кто удачливее, счастливее – рождённый великим и рождённый мелким. Тут, как говорится, не закажешь. Это проверит сама жизнь.
 Есть великие и есть мелкие, и это не умаляет ни того ни другого. Это жизненная данность, ибо все мы разные. И, наверное, это и есть высшая справедливость. Справедливость не в обычном обывательском, скопидомском понимании, а справедливость более высокого порядка, Задумка того Необъятного, Бесконечного и Непостижимого, того, что называется Жизнь. Видимо, то бесконечное разнообразие, которое она дарит всему живущему, и делает Жизнь необъятной и бездонной, – неизвестной, далёкой, сверкающей, всегда новой… По щедрости самой Жизни всё, что живёт, разное. Что-то больше, что-то меньше, что-то красивое, а что-то не очень… таким уж оно появилось когда-то, и что толку на кого-то пенять.

 Долгое время наблюдая за людьми разного масштаба, я сделал для себя несколько выводов. Конечно, они субъективны, неоднозначны, но у меня такой взгляд.

 Лично я люблю людей большого масштаба и не люблю людей мелких.
 Нет ничего хуже мелких и мелочных людей.
 Как правило, они не только мелки сами, но и изо всех сил стараются сделать таким же мелким всё великое. Вместо глаз у них лупа, которая уменьшает во много раз любое жизненное явление. Они топчутся в своей мелкой луже, обдавая мелкими грязными брызгами всех проходящих…
 Некоторые мелкие люди похожи на обмелевшую речушку, и кое-где уже проглядывает мелкое илистое дно. Не делитесь с ними высокими, благородными мыслями, не показывайте им большое, прекрасное чувство, не посвящайте их в свои смелые, далеко идущие планы… Подобно большому гордому судну, застрянут ваши высокие благородные помыслы на их жалком мелководье. Лучше пустите их в большое плавание, пусть опасное, непредсказуемое, но свободное… а мелких с их мелководьем оставьте в покое. Они всегда будут плавать в своём мутном ставке, ибо знают, что их мелкий засыхающий исток вряд ли найдёт когда-нибудь путь к реке или морю… и потому они не устают делать воду в своём ставке ещё более грязной.

 Но есть люди-вселенные, души-моря, духи-океаны, широкие, глубокие и бескрайние, в которых можно нырять и нырять, и сами они плавают и ныряют глубоко в самих себя, исследуют и исследуют, желая когда-нибудь достичь своего дна… забрасывают широкие сети в надежде вытащить крупную добычу, но никогда они не знают, снова и снова забрасывая сети, кого они вытянут на берег…
 Бывает, что среди солёной тины, мокрого песка, мелких и острых камней найдётся вдруг чистый жемчуг… и останется лишь отобрать самые крупные, редкие жемчужины и нанизать их на коралловую нить… с тем чтобы она украшала изящную шею какой-нибудь прекрасной дамы…
 Но смотреть в себя как в бескрайнее и глубокое море, в котором не видно ни дна, ни горизонта, бывает не по себе… никогда не знаешь, кого вытянешь на берег, снова и снова забрасывая сети… бывает, вытащишь случайно полуразложившееся тело утопленника, обглоданного каким-нибудь хищным и опасным морским чудовищем… можно испугаться и бросить её обратно в море, но он выплывет снова… иногда трудно утопить в себе мёртвого урода, которого случайно вытащили сети… можно однажды вытащить из своих же глубин такое чудовище, которое сожрёт тебя, ибо оно может оказаться больше и сильнее тебя… никогда не знаешь, кого ты увидишь, заглядывая в себя как в бескрайнее и глубокое море.

 Иногда лучше не заглядывать часто в свои глубины, ведь вы не знаете ещё вашего дна. Не любопытствуйте слишком, ведь вы ещё не знаете, вынырните ли вы на поверхность. Когда-нибудь вы можете устать нырять слишком глубоко, надеясь когда-нибудь достичь своего дна.
 Слишком глубокие, не утоните по глупости сами в себе!
 Подумайте – может быть, безопаснее и веселее было бы плескаться в мелкой луже.

 Ну это я так просто… размышляю. Вы уж не взыщите.


Рецензии
В масштабном Человеке и глубины масштабны, а в их альковах – и чудовища под стать масштабам.
Кто уже видел лица некоторых своих демонов и старается их больше не видеть, тот сумеет не разбудить в себе и тех, которые его ещё не видели – которые ему ещё не мстили за своё пробуждение. Поэтому он молчалив и спокоен, поэтому – осторожен.

Хомуций   23.04.2016 14:41     Заявить о нарушении
Да, было время, демонов частенько выбрасывало во время шторма... С тех пор всегда на дозоре. Спасибо.

Людмила Слатвинская   23.04.2016 20:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.