Пешеходная прогулка

               
               

    Спустилась Алька к   ручью. Напугала в ивовых кустах красивую желтогрудую птицу. Раскричалась птица немелодичным голосом, точно нашкодивший кот, когда его рассвирепевшие хозяева из убежища за хвост тянут. Нарвала девочка на берегу ручья красивых белых цветов метёлками- бабушке в подарок. Услыхала, что петух кричит- решила, что пора к машине бежать. Выбралась Алька на дорогу.  Замахал ей студент Володя  руками, подбежал.
 -Ты птицу- иволгу в лесу напугала? А цветы твои называются — таволга.
Так Алька и запомнила- две  Волги- «И-Волга» и «Та-Волга»   
Машина на месте стоит- не хочет заводиться. Сколько не пытались её толкать, ругать и уговаривать- машина не сдалась. Федор сказал, что нужна какая-то новая деталь. Алька в машинах пока еще не разбирается, и потому  название детали не запомнила.
 Когда машину поедет- неизвестно, поэтому решили разделиться. Шофер  Федор остался машину ремонтировать, толстая гражданка Наталья Дмитриевна своего  нервного петуха успокаивать,  а Саша — продукты караулить и Федору с ремонтом помогать.Валентин Сергеевич, Алька и Володя вещи оставили в машине и налегке пошагали в сторону Галашек.
   Володя сразу же  про птиц рассказывать начал. Нашёл он в   соснячке возле дороги гнездо  горихвостки-маленькой птички-невелички. Хвост у неё и в самом деле ярко рыжий- будто горит. Очень примерная птичка. К июню у неё всегда гнёздышко готово. В этом лежало пять яичек. Цвет у них небесно-голубой и ни единого пятнышка нет. Сказал Володя, что горихвостка очень заботливая мамочка и очень редко улетает покормиться. Высиживает своих птенчиков. Вот где-то совсем рядом запела птица, вырвалась на волю переливчатая трель с закруглением на конце: « Фити- фити,чиу-чиу, ик»  Оказывается, так зяблик поёт, весёлая разноцветная птичка. Володя в траве  яйца зяблика нашел, такие же они разноцветные, как и сам зяблик. Пропела- просвистела говорливая птаха - славка-зеленушка, и тихо стало в лесу.
Тишину надо уметь слушать. В поле одна тишина, в лесу другая. В больничной палате  тишина печальная. А в городе даже ночью тишины нет, поэтому не умеют люди слушать тишину, прогоняют её своими разговорами.    Очень может быть  -тишины люди боятся, поэтому  на лесных дорогах начинают они петь хором, громко разговаривать, шутить и смеяться. Часто совсем не о грибах и ягодах думается людям в лесу. Вспомнилось Валентину Сергеевичу, как пробирался он когда-то такими же  лесными уральскими дорогами. Была вокруг него такая же лесная тишина. Стояло жаркое лето одна тысяча девятьсот сорок второго года. В лесу мысли людей начинают соприкасаться. Тут и Володя спросил  у Валентина Сергеевича: «Не воевал ли он?», и Алька начала к их разговору прислушиваться. Было деду в войну столько лет,  сколько теперь самой Альке. Давно была война, но забыть её никак невозможно, хоть и фронтовиков почти совсем  нет. Упала на дедов дом в селе  под Воронежем фашистская авиабомба, и остался он, одиннадцатилетний мальчишка, со своей бедой один на один. Рассказывал дед студенту Володе, как он из Воронежа на Урал к тетке добирался, где пешком, где в теплушке, где на подводе.  Тетки не нашёл, спас его от голода старик, привел в Свердловске в детский дом. Этот дед мальчишку Вальку просил вырасти и офицером стать. Как звали спасителя, маленький Валька спросить не догадался.
Вдруг  в лесу раздался выстрел. «В заповеднике стреляют!»- закричал Володя.  Выстрелы в заповеднике это всегда  ЧП, чрезвычайное происшествие. Охотиться в заповедниках запрещено. Нельзя там собирать грибы и травы. Заповедник-это маленький кусочек охраняемой природы.
Пока Володя бушевал по поводу выстрелов и ругал браконьеров,  дошли почти до самой деревни. Показалась, стоящая на самом высоком  холме, старая деревянная  церковь, давно ослепшая и оглохшая. Колокола нет и стекла выбиты. Альке она напоминает старушку-крестьянку, которая присела на пригорочке отдохнуть, устала,  а подняться не  может -сил уже нет. Жили раньше в  Больших  Галашках староверы, был у них большой очень красивый храм из красного кирпича, а теперь осталась только эта церковь. Приезжали в прошлом году историки из Екатеринбурга, хотели церковь перевезти в областной центр для создания музея старинной архитектуры. Скорее бы уже перевозили, а то церковь с каждым годом всё ниже и ниже склоняется.
 В Больших Галашках родилась Алькина  бабушка. Раньше в Галашках почта была, школа была, фельдшер был. Работали все жители на торфозаготовках. Торф кончился, все разъехались.  Когда-то это было огромное село — триста дворов. Теперь обитаемых домов совсем мало, не больше тридцати. Да и то — обитают в них дачники. Зимой в деревне живет четыре семьи.
Здесь Алькины грустные раздумья прервались. Нагнал их  усатый шофер Федор на своей машине, как  раз  там, где дорога к мосту свернула, к  заповеднику. Пообещали   студенты в гости   в Галашки на велосипедах приезжать.  Дед и Алевтина  вещи свои забрали и к дому пошли.
Дом высоко на косогоре стоит, вот и бабушка их заметила, рукой машет. Выскочила со двора кудлатая   черная собака, бежит в облаке пыли - встречает. До свидания, весёлые студенты!  Привет толстая собака  Топка!  Здравствуйте, Большие Галашки!   Алька  не выдержала и тоже бегом побежала.
 

               


Рецензии