Работа со смертью

Осилил следующую книгу: Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. - М.: АСТ, 2011, 408 с.


Вообще-то, мне всегда казалось, что Сенека - довольно занудный представитель римского стоицизма и читать его необязательно. Но вот - как-то так прочел и совсем не пожалел.


Книга - духовно мощная, пробивная. Я бы даже сказал, что она помогает жить, духовно выжить. Чем-то она напоминает чтение религиозной аскетической литературы (отцы и старцы). Кстати говоря, совершенно очевидно, что христианство многое позаимствовало у стоицизма. Это известный факт, но, когда читаешь Сенеку, в нем убеждаешься сам. Тот же духовный напор. Только - к аскетике и умеренности Стои христиане добавили своего иудейского Христа, что, конечно, было существенным изменением.


Современный человек - как, впрочем, человек любой эпохи - стремится чем-то утолить свою духовную жажду. И, как правило, "припадает" к разного качества источникам - Мулдашевы, Кастанеды и прочие Свияши. Но вот перед нами - Сенека, незамутненный, проверенный временем источник, припадите к нему. Нет, не припадают. Потому что кажется скучным и тяжелым для чтения. Отчасти, это, конечно, верно, но если вы немного потрудитесь при чтении, то не пожалеете о том, сколько получите. Получите намного больше, чем то, что вы получаете из многих современных книг по попсовой духовности.


Стоицизм - стройная жесткая по своему последовательная философия. В ее центре - вопросы нравственности, причем последняя здесь понимается не столько в плане отношения к другим людям, сколько - к себе самому. Основная идея проста - философ должен обрести духовную независимость, духовную свободу. От чего? Это крайне важный вопрос. От всего, что относится к чувствам в их сильном проявлении, от страстей. Все "общепринятые" стремления человека - к богатству, к славе, к сексу, к самой жизни - все это мешает проявить ему свою сущность. Данные стремления порождают в качестве своих темных сторон соответствующие страхи - страх бедности, страх потери одобрения, страх не получать сексуальное наслаждение, наконец, страх смерти. Человек вертится в этом замкнутом и удушающем его круге желаний и страхов. Стоики предлагают выйти из него. Куда? В самого себя. Они уверены, что душа человека и должна быть главным содержанием его жизни. Душа, пока она существует (а что с ней будет после смерти - неизвестно), - это единственное, к чему нам не нужно стремится (во внешнем, мирском, смысле, т.е., подобно тому, как мы стремимся ко всем вышеперечисленным вещам), потому что она  всегда при нас, нужно просто к ней вернуться. И - единственное, что, кроме смерти, никто не может у нас отнять.   


Главное, на что обращает внимание Сенека в этой необходимой внутренней работе философа, - это страх смерти. Если реконструировать его теорию, то получится, что страх смерти для человека является основным, что он как бы "стоит" за всеми другими текущими страхами. Если вырвать из сердца страх смерти - чем и пытались заниматься стоики, - то человек обретет подлинную свободу.    


Конечно, все это очень сильно напоминает буддизм и вообще индийскую духовность. Будда, как известно, тоже учил: чтобы не было страданий, нужно избавиться от желаний, их источника. Да, сходство очевидно. Но, с моей точки зрения, не всякому приходится по вкусу индийская духовность с ее "слишком восточными" подтекстами. Мне, например, она никогда не была близка (если интересно, см. об этом мой рассказ: http://www.proza.ru/2011/05/25/1363). Все-таки, мы принадлежим в широком смысле к европейской, а не восточной культуре, и, чтобы "отдаться" последней, нужно многое в себе "заглушить" (а зачем, спрашивается?).


В том-то и достоинство - историческое - Сенеки (и стоицизма), что его философия вполне остается в рамках античной, а значит, и европейской, рациональности. Вера в богов присутствует, но это нисколько не напрягает современного человека, наоборот, это кажется занятным. Сенека даже критикует "суеверия", то есть, фанатичную религиозность. Вообще, он писал так, что философ, достигший идеала, равен богам. Но и - больше того, он даже лучше богов, потому что сам достиг совершенства, а они получили его по природе. Кроме этого, Сенека постоянно восхваляет разум, чего не встретишь у Будды.


Одним словом, стоицизм оказывается крайне интересным для современного человека духовным опытом. С одной стороны, он не грузит нас туманной мистикой, достаточно рационален. С другой, - он, все-таки, дает свой вариант духовности, практической жизни, чего явно не хватает в пространстве европейской науки и материалистической\атеистической философии, которая во многом определяет современное состояние европейской культуры. В этом смысле античная философия как таковая должна представлять для нас интерес, потому что, по своему, на таких же рациональных основах, давали свое видение практической жизни и другие ее направления - эпикурейство, кинизм и т.д.


Я бы хотел сказать и еще какие-то вещи, но, наверное, не стоит затягивать. В завершение приведу несколько цитат. Вся книга Сенеки усеяна афоризмами. Чуть ли ни каждое предложение можно вешать на стенку. Вообще, стоики оттачивали свое умение остро мыслить и говорить. Приведу наугад только некоторые афоризмы: 


"Считай себя блаженным тогда, когда сам станешь источником всех своих радостей, когда среди всего, что люди похищают, стерегут, чего жаждут, ты не найдешь не только, что бы предпочесть, но и чего бы захотеть. Я дам тебе короткое правило, оно поможет тебе оценить себя и почувствовать, достиг ли ты совершенства. Ты тогда будешь владеть своим благом, когда поймешь, что несчастнее всех счастливцы".


"В чем же заблуждаются все люди, когда желают счастливой жизни? В том, что принимают средства к ней за нее самое и чем больше к ней стремятся, тем дальше от нее оказываются. Ведь начало и конец блаженства в жизни – безмятежность и непоколебимая уверенность, а люди копят причины для тревог и не то что несут, а волокут свой груз по жизненному пути, полному засад. Так они уходят все дальше от цели и чем больше тратят труда, тем больше себе мешают и самих себя отбрасывают вспять. Так бывает с теми, кто торопится пройти через лабиринт: сама спешка их запутывает".


"Никогда не считай счастливцем того, кто зависит от счастья!"




И так далее, читайте сами. Конечно, становится стоиками нам необязательно (да и невозможно), но попытаться самим обрести духовную независимость, оглядываясь в том числе и на Сенеку, - весьма ценно.


   
 




31.05.11.,
Колтуши


Рецензии