Муки раскаивания

                МУКИ     РАСКАИВАНИЯ

     Татьяну Алексеевну я знаю давно. Её сад на соседней садовой улице, и мы частенько видимся с нею, делимся новостями, поджидая автобус. Вот и сегодня мы по обыкновению стояли, говорили о предстоящей садовой работе. Татьяна Алексеевна часто поглядывала на пригорок, откуда должен появиться автобус и заметно нервничала. Через малое время подъехал автобус, мы вошли в салон. Моя хорошая знакомая, привстав на цыпочки, заозиралась.
     - Вы ищете кого-то?
     - И да, и нет, - успокоилась и, переходя на шёпот, ответила она. – Анна Васильевна, миленькая, я такое натво-ри-ла, что сама себе не рада.
     - Господь с вами! Что же вы могли этакого натворить? – искренне удивилась я.
     Учительница, с многолетним стажем работы. Теперь пенсионерка. Женщина скромная, воспитала своих и не одну сотню учеников, прежде всего на своём примере. И вот вам… «здрасте». «Никак с человеком беда приключилась?» - подумала я.
     - В прошлые выходные это было. Да-да, в субботу. Утром, в нашем садовом автобусе народу набилось- не продохнуть. У всех сумки, лейки, рассада. Кто с собачкой, кто с ребёнком на руках. Я тоже в сумке везла помидорную рассаду. Стою, значит, в проходе. Об одном только думаю: чтоб рассаду не поломали в толчее. Вдруг, сзади слышу оскорбительные слова. Прямо мне над ухом. Я не рискну вам их повторить. Ну, вы понимаете моё состояние? Оглядываюсь. Посмотрела на сказавшую эти слова женщину. Очень хотелось ответить ей, но, сдержалась. Ладно.
     Вечером еду на том же автобусе обратно. Подаю кондуктору десятку. Девушка оторвала билетик, отсчитала сдачу. Получилось так, что я рублёвую монетку уронила. Женщина, пассажирка, подняла монетку и протягивает мне. Я второпях глянула на неё, и… всё во мне закипело.
     Я хорошо запомнила спортивный костюм на той женщине, которая утром меня ни за что ни про что оскорбила. А тут глянула на неё, меня, как кипятком ошпарило. Отдёрнула уже протянутую руку и, как-то сами собой выплеснулись из меня слова: «Я из ваших рук денег не возьму!» И отвернулась от неё.
     Женщина удивилась моим словам. Стала возмущаться. Дескать, впервые видит меня и ничего плохого в мыслях не было…
     Я стою, молчу. Не оглядываюсь.
     Доезжаем до последней остановки. Все выходим. Уже на вольном воздухе я получше рассмотрела эту женщину. И тут до меня дошло: я обидела незнакомого человека! Обозналась. Такое потрясение, меня даже в пот бросило. Виновата… Делать нечего, подхожу к ней, извиняюсь, прошу прощения. А в неё тоже обида взыграла. Не хочет прощать. Кое-как уговорила её, просто таки вымолила прощение. А сама так разволновалась, что и дома успокоиться не могу. Давление поднялось…
     Вот, теперь, вошла в салон автобуса, и оглядываюсь. Ни с той, ни с другой женщиной, сами понимаете, встречаться не хочется. Вот уж натворила, так натворила.
     Маленькая, хрупкая старушка прерывисто вздохнула. Её светло-голубые глаза наполнились слезами. Однако она попыталась скрыть свою слабость, наклонила голову.  Лицо спряталось за полем соломенной шляпки, украшенной беленькими цветочками.
     И меня до глубины души тронуло откровение моей доброй знакомой. Чтоб как-то загладить тягостную минуту, я решила направить разговор в философское русло.
     - Знаете, Татьяна Алексеевна, моя бабушка в такой ситуации сказала бы примерно так: «Надо было простить обидчицу и не держать в сердце зла. Зло рукастое. Оставишь при себе маленькое, так оно большее к себе притянет».
     - Верно вы говорите. Старые люди неграмотными были, а больше нашего понимали. Сердцем беду чуяли… Мне даже кажется, что и грешили меньше.
     Потом подумала и добавила:
     - У меня в тот момент нервишки сдали. Вот, теперь, раскаиваюсь. Честно вам признаюсь: хуже нет, когда давит груз раскаивания на душе…
     Я смотрела в её чистые глаза, обрамлённые паутинкой морщинок, слушала тихий голос и думала: «Хороший, просто редкостный человек Татьяна Алексеевна. Первая женщина выплеснула злобу и через минуту забыла. Что ей помнить? У неё вся жизнь такая дёрганная. Совестливый же человек сделает ошибку, попросит прощение, а потом ещё долгое время терзает себя упрёками… Да что там говорить! Слаб человек. Выскочит торопливое словцо – не поймаешь. А сердцу тягостно».

                19 июня 2007 года.


Рецензии
Анна - бабушка дала очень мудрый совет!
Действительно - обидчика надо помянуть в молитве о здравии и спасении!
ОБида в памяти стирается!
Советую всем!
С уважением Юрий Елистратов

Юрий Елистратов   14.07.2011 13:06     Заявить о нарушении
Очень мудрый совет!!! Спасибо Вам , Юрий!

Анна Боднарук   15.07.2011 04:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.