Из записных книжек 101. Моя Рига

     Начало осени восемьдесят первого. Выхожу на защиту кандидатской. Вдруг вызывает руководитель: «У нас сюрприз. Ведущая организация, обсерватория Казанского университета, вернула вашу диссертацию, не дав отзыва. Якобы у них нет специалистов соответствующей квалификации. А до вашей защиты - всего две недели. Подставили нас наши казанские коллеги. Вот что. Поезжайте-ка в Ригу. В тамошнюю университетскую обсерваторию. Ее руководитель - мой давний  приятель. Он не откажет, даст отзыв».
     Так впервые оказался в Риге.               
     Вышел из здания вокзала, иду, разглядываю город. Погода солнечная, город нравится. Останавливаю прохожего.
   - Скажите, пожалуйста, как мне пройти на улицу  Стучки?
   - Вы сейчас развернитесь. Пойдите прямо, а потом направо. Там будет вокзал... Так будет лучше.
   - Мне нужен  ваш университет. Решить один вопрос. На вечер у меня обратный билет.
   - Это меняет дело. Пойдемте.
     Он довел меня до университета. Убедился, что я войду в здание, и лишь затем пошел своей дорогой.
     В вестибюле мне снова пришлось обратиться за помощью. На этот раз - к совсем юному студенту.
   - Подскажите, пожалуйста, где находится астрономическая обсерватория?
     Он издал какой-то непонятный мне звук. Вдруг сильно покраснел. И после паузы сказал.
   - Я покажу.
     И он проводил меня до самого порога обсерватории.
     Вошел. Представился, и объяснил руководителю кафедры цель моего неожиданного визита. Затем вручил сопроводительное письмо моего шефа и том диссертации. Он прочел письмо и ответил.
   - Раз так срочно, то мы назначим заседание кафедры  на 15.00. Идите, погуляйте и к этому времени возвращайтесь. А мы пока познакомимся с вашей работой.
     Вдруг вспомнил, что за форзацем диссертации вложен отзыв шефа о моем творении. Мелькнула мысль: «Не выпал бы ненароком». Вслух сказал.
   - Там, в начале тома – отзыв моего руководителя. Случайно не потерялся бы.
   - Здесь не Россия. У нас ничего не теряется...
     И я отправился знакомиться с Ригой. Прежде всего, зашел в ближайшее кафе. Мясных блюд не оказалось. Зашел в другое. Та же картина. Пришлось довольствоваться салатом с фасолью и еще какими-то овощами.  Впрочем, приготовлено было вкусно. Кофе тоже оказался приемлемым.
     Следующая цель - местный планетарий. Начинался этот очаг материалистического просвещения с кафе. Как я понял, здесь собиралась местная богема. Молодежь гудела, разгоряченная напитками. Сигаретный дым ел глаза и застилал все вокруг. Вспомнился наш Питерский «Сайгон». Местный сайгон назывался «У Христа за пазухой».
   - Вы должны нас понять. Нам все равно, русские, или немцы. Оккупанты. И те. И другие. А мы – маленький народ. Мы просто хотим выжить. Быть! Поэтому мы не любим. Ни восток. Ни запад. - Сказал мне с характерным прибалтийским акцентом  молодой человек с длинными волосами. Вполне по-русски набравшийся.
     К трем дня вернулся на кафедру астрономии.  Дали слово. Вкратце  изложил суть диссертации. Последовали вопросы. Размазывающие. Парировал, как мог. Но дальше  - больше. Откровенно сказать, приуныл не на шутку.
     На кону стояли девять лет работы. С длинными морозными ночами в астрономических обсерваториях. С серьезной математикой. Порой, на грани вывиха мозгов. Про себя подумал:«Однако, шеф – шутник. «Приятель…  Даст отзыв…». Даст, конечно. Вот только какой?..»
     Вдруг завкафедрой говорит.
   - Да! До американцев нам далеко. Но у нас, в союзе, аналогичных работ мы не знаем. Это большой и качественный труд. И серьезный задел для докторской диссертации. Мы даем положительный отзыв. «Это меняет дело», - отметил я про себя.
     Выйдя из университета, разумеется, пошел прямо, а потом – направо. На вокзал. Правда, по пути зашел в продовольственный. Купил две бутылки знаменитого рижского бальзама. Одну шефу, разумеется. Другую - себе.
     Отметим успешный поход в Ригу.

  - Присутствую и на стихи.ру


Рецензии