Преодолеть страх... обмен опытом... Ликбез

        "Пусть покинет меня всё, только бы не покинуло меня мужество"...
                Иоганн Готлиб Фихте (немецкий философ, 1762 - 1814 г.)

     "Меня может напугать только неожиданно свалившееся финансовое благополучие", - любил говаривать бывший офицер группы "Альфа", Владимир Минеев, пытаясь притянуть эзотерический закон: "Чего боишься - то и произойдёт". И три года это у него получалось. Наша Николаевская Областная Федерация Авиационных Видов Спорта, где он был коммерческим директором, процветала. А затем Судьба всё же настигла его. Он разбился на маленьком самолётике "НАРП-1" 9 мая 2008 года. Земля тебе пухом, Володя, мы про тебя помним...

                ПРОЛОГ

    Райнхольд Месснер, в одиночку покоривший все "восьмитысячники" планеты,как то сказал: "Моим злейшим врагом на пути к цели является страх. Я очень трусливый человек и, как все трусливые люди, стремлюсь победить свой страх. Победа над страхом делает меня счастливым. Я хочу быть сильнее собственного страха, ради этого я снова и снова ищу опасности."

   Попробуем разобраться, что же нам может помочь победить страх и выйти победителем из любой экстремальной ситуации. Но для начала хочу вспомнить два случая. В первом мне довелось быть непосредственным участником, во втором - свидетелем. 18 августа 1996 года мы прыгали на  в Лесках города Николаева в честь дня Воздушного Флота . После выброски резко усилился ветер. Приземлялись - кто куда... Женя Бугаенко, оказавшись над водой, испугался, он не умел плавать, и это его спасло. Он сразу развернулся на "большой снос" и улетел на тот берег лимана в село Варваровку. Мы с прапорщиком Воздушной Бригады Анатолием Сичкарём, оказавшись над серединой лимана, пытались всё же долететь до стадиона. Но парашют ПО-9 против ветра не шёл. Когда я это понял, в памяти сразу всплыли слова из НПП (Наставления по производству полётов). Первое, что должен сделать лётчик после катапультирования над водной акваторией, это осмотреться, определить, где берег, есть ли в районе суда, что стало с остальными членами экипажа. Так я и сделал. Увидел две яхты. Одна рядом, но она шла против ветра и удалялась от меня. Вторая в километрах в трёх, но шла в мою сторону. Я развернулся и полетел к ней. Приводнился в 100 метрах от неё впереди по курсу, отсоединился от купола аварийной "подушечкой" отцепки и уже через 1-2 минуты был на борту яхты. Толя был выше меня и до приводнения всё делал как я, а приводнившись - всё наоборот, вопреки здравому смыслу. В итоге, яхта к нему подошла через 11 минут, а он утонул через 5, и это при температуре воды +22 градуса.

   С командиром бригады полковником Кулиевым Шамилем Магомедовичем мы до ночи бороздили на яхте это место. Дно прочёсывали "Морские котики" с острова Майский, но глубина в этом районе была 18-23 метра и в воде видимость меньше метра. В итоге тело Анатолия нашли лишь на четвёртые сутки. Разбираясь с этим случаем, почему самый "крутой" парашютист бригады, (мы его потому и взяли в команду), не справился в относительно несложной ситуации. Выяснилось, Анатолий хотя и умел плавать, но с детства боялся воды. Этот страх отнял у него половину сил, когда он ещё был под куполом парашюта, а вторую половину в воде, когда он неправильно отсоединял лямки основного купола и освобождался от запаски. 

  Первая рекомендация: если у Вас с детства остался какой-то СТРАХ, типа страх темноты, высоты, воды, замкнутого пространства и прочее...Вам этот страх надо преодолеть сознательно, иначе рано или поздно он вас найдёт.

   Не успели отойти от этой беды, как через пять дней при пилотаже над городом Николаевым в честь дня Незалежности Украины разбивается лётчик аэроклуба "Икар" Александр Гончаренко. Его самолёт ЯК-52 врезался в улицу Васляева среди толпы народа, и просто чудо, что никто не погиб... Мне пришлось быть одним из членов комиссии по расследованию этого лётного происшествия. С чувством глубокой горечи и недоумения я листал Сашину рабочую тетрадь подготовки к полётам. 22 раза, 22 предварительных подготовки, фактически всё лето, Александр писал одну и ту же фразу в разделе "Меры безопасности" - "Ниже высоты 600 метров не снижаться...",которую ему говорили командиры при постановке задачи на полёты. Тем не менее свою последнюю фигуру при пилотаже "переворот на горке" он начал на высоте 350-370 метров. О чём говорит этот факт?

  Итак, второй вывод - "Самые правильные слова, которые говорят родители детям, учителя ученикам, командиры подчинённым остаются только словами, если они не пропущены через фильтр сознания. Поэтому, чтобы Вы не говорили, обязательно свои слова надо подкреплять примерами и убеждаться, что они дошли до сознания того, кому Вы говорите"...

   Самое обидное, мы потом посчитали и вычертили траекторию полёта Александра Гончаренко - ему должно было хватить высоты для вывода. Хотя Саша десятки раз делал эту фигуру, в том числе и в этот день в специально спланированном перед праздником контрольном полёте с Начальником аэроклуба, но его подвёл Страх. Одно дело перевернуть самолёт на спину, имея под собой 800-1000 метров, и совсем другое на высоте 350-400 метров. Кварталы домов оказались неожиданно очень близко. Саша перетянул ручку, и его самолёт на высоте 15-20 метров сорвался в штопор. Именно Страх разрушил закреплённый навык...

                ХРАМ  КОМ-ОБО               
               
   Умению преодолевать страх люди придавали огромное значение во все времена своей истории. Вот только один пример. Археологи долго не могли понять назначение храма "Ком Обо" в древнем Египте, настолько необычной на первый взгляд была его архитектура. Потом разгадали. В этом храме помимо его основного предназначения завершалось обучение воинов-телохранителей жрецов и некоторых самих жрецов. Сначала воинов ещё мальчиками отдавали в школу "Левый глаз Гора".(она называлась мужская). В ней учили различным единоборствам, владению всеми видами оружия, стратегии и тактике боя и т.д. Обучение в этой школе продолжалось 12 лет. Затем их переводили в другую школу, которая называлась "Правый глаз Гора" (так называемая женская). В ней будущих воинов учили хитрости, маскировке, умению врачевать раны, развивали интуицию и прочим премудростям, не прекращая занятий боевыми искусствами. Обучение также занимало 12 лет. И лишь после 24 лет такой практики войны и, как я сказал, некоторые жрецы завершали своё обучение ещё год в храме "Ком Обо".

    В этом храме шла дальнейшая закалка психики и так называемые "выпускные экзамены". Один из тестов был такой. Война подводили на край бассейна с водой, глубиной 7 метров. В двух метрах была противоположная стена бассейна, и в ней на глубине 6,5 метров была щель. Войну ставили задачу, он должен был пронырнуть в эту щель и найти правильный выход из бассейна по ту сторону стены. Воин, проделав ряд дыхательных упражнений, нырял на глубину 7 метров, что само по себе непросто, проныривал в щель и вдруг видел над собой двух огромных крокодилов. Воздуха в лёгких пронырнуть обратно уже не было. Был только один путь - наверх. Чувство неизмеримого ужаса охватывало сознание. Смею вас заверить, уважаемые читатели, что Страх и Ужас - это явления одного порядка, но есть между ними принципиальная разница. Страхом можно управлять, Ужасом - нет. В моей жизни был один лишь случай, когда пришлось понять это раз и навсегда, испытав Ужас. Это было в Уссурийской тайге на сопках Сихотэ-Алиня.

     Клубок змей оказался в 10-15 сантиметрах от моего лица, руки были заняты, я висел на скале... Именно ужас заставил меня отшатнуться, понимая, что сюда я уже не вернусь, хотя подо мной было порядка 20 метров высоты. Мне повезло. Метра 3-5 в стороне и ниже оказалась вершина молодого кедра, на которую я прыгнул "рыбкой", пробил кедр, не смог зацепиться за ветки, упал на крутой склон, прокатился по нему метров 50 пока остановился... Но потом долго не мог отойти от пережитого ужаса... Я теперь понимаю, как люди при пожаре выпрыгивают из высотных зданий с мизерной надеждой на спасение. Но вернёмся к нашим "крокодилам"...   Воин не знал, что жрецы накануне крокодилов накормили до отвала, а сытые они "ленивые"...

   Воин выныривал наверх, "протиснувшись" между крокодилами, выскакивал на бортик бассейна, думая, что он "чудом" остался жив. К нему подходили жрецы и говорили: "Парень, ты испытание не прошёл. Тебе ставилась задача, найти правильный выход из бассейна, а он не здесь..." Война возвращали в предыдущую Школу "Правый глаз Гора", где он проходил дополнительное обучение с учётом допущенных ошибок и снова ставили на край бассейна в храме "Ком Обо". Задача была прежней - нырнуть и найти правильный выход. Воин нырял, видел над собой двух крокодилов, опять не зная, что они покормлены. Но теперь он уже знал, что выход где-то в другом месте.

      Воин, напрягая интуицию, плыл ещё 15 метров по дну бассейна до противоположной стены. Там на глубине ещё на метр ниже тоже была щель. Воин нырял в неё и выныривал уже с другой стороны стены, где крокодилов не было. На этом это испытание завершалось, но начиналось другое. Где также приходилось испытывать не страх, а ужас. В итоге, когда спустя год, воин выходил из храма "Ком Обо", его психика становилась настолько закалённой, что в жизни не было ситуаций, где бы он мог испугаться... 

    Попробуем разобраться, что же надо знать и делать, чтобы научиться преодолевать страх в любых ситуациях, которые может подбросить нам жизнь...

                ИЗ  ЛИЧНОГО  ОПЫТА

   1) Первое, что может помочь - это ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, УМЕНИЯ... Имея всё это, страх преодолевать легче. Приведу пример. Несколько лет назад поплыли мы с женой с Очакова на Кинбурнскую Косу на небольшой моторной "фелюге". Два дня до этого на море был шторм, катера не ходили. Утром третьего дня тоже ещё рано было выходить, волны оставались большими. Но шестерым москвичам, застрявшим по погоде на пол - дороги, было невтерпёж. Они уговорили капитана плыть, и мы имели неосторожность "упасть им на хвост". Сначала все расположились на корме на свежем воздухе. Но как только вышли за боновые заграждения, качка пошла такая, что москвичи тут же перебрались в каюту. Мы остались, но сидеть поначалу было "неуютно", несмотря на красивый вид за бортом. Я "по слухам" знал, что год назад в такую же погоду одна "фелюга" перевернулась, правда от перегруза", поэтому спросил капитана: "Не перевернёмся?" После двух дней пьянства, в шторм ведь надо чем-то заниматься, его безмятежному виду мог бы позавидовать сам Христофор Колумб.

      "Да, кто ж его знает. Вроде не должны..." произнёс он, зевая. Ответ был достойный, я мгновенно успокоился, но жену напряжение не отпускало. Спрашиваю: "Если катер будет переворачиваться, куда будешь прыгать?" Показывает "За борт". Отвечаю: "И попадёшь под винт". "А куда надо?" Отвечаю: "За корму. Если будем переворачиваться, это будет достаточно медленно, выпрыгнуть успеем". Жена сразу успокоилась и стала наслаждаться видом бушующего моря. Кстати, Ф. Шиллер сказал: "Буря для тех, кто её не боится, есть явление привлекательное"... Т.е. из этого примера видно, как одно только знание того, что надо делать, помогло перебороть страх.

    2) Второе, что необходимо знать, очень большую роль в преодолении страха играют ПОВТОРНОСТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ и ПРИВЫЧНОСТЬ УСЛОВИЙ. Вспоминаю свой первый вид спорта, которым занимался четыре года пока жил в Москве, прыжки на лыжах с трамплина. Когда с десятиметровой "кочки" переходишь сразу на сорокаметровый, что стоит левее большого Московского трамплина, то первый месяц прыгаешь просто в страхе, как мы говорим "на устой". Для тех, кто не знает, метры в данном случае это расчётная длина прыжка, а не высота трамплина. И лишь спустя месяц начинаешь получать удовольствие от прыжков и работать над техникой.

     Т.е. по мере повторности впечатлений страх проходит. В то же время в привычке к опасности есть и обратная сторона медали. Не случайно, в лучшей пилотажной эскадрилье США "Голубые ангелы", выполняющей полёты на истребителях F-18, каждые 2-3 года пилотов постепенно меняют. Руководство ВВС понимает, что лучше потратить несколько миллионов долларов на подготовку новых пилотов "экстра-класса", нежели произойдёт авария из-за привыкания к чувству опасности, которая помимо всего прочего больно ударит по престижу страны.

  Кстати, именно по этой же причине ограничено время непрерывного полёта на предельно-малых высотах на всех боевых самолётах России, Украины, да и других стран, я думаю, тоже, и составляет оно порядка 30-40 минут днём и около часа ночью. Затем наступает привыкание к чувству опасности, поэтому лётчик должен набрать высоту не менее 1000 метров, пролететь на ней 15-20 минут и лишь затем снова имеет право снижаться на предельно-малые высоты.

    3) Третье - это АКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ.
Приведу пример. Когда я ещё только начинал летать ведущим строя, из-за недостатка опыта слишком энергично ввёл самолёт в разворот, не предупредив ведомых. Лишь в последнюю долю секунды, когда я уже видел заклёпки на фюзеляже и столкновение казалось неизбежным, ведомый успел дать ногу и провалить свой самолёт вниз. Я тут же промчался по его месту, успел подумать: "Молодец", и совершенно не успел испугаться, настолько был занят пилотированием своего самолёта. Но потом на земле мой штурман вылез из кабины весь бледный. В данном случае он сидел пассивно, и был заложником моего не профессионализма. Точно также пассажиру сзади на мотоцикле намного страшнее во всех дорожных ситуациях, чем тому, кто впереди за рулём, т.е. во всех опасных ситуациях надо стараться занимать активную позицию.

  Ещё пример. Во время учёбы в Военно-Морской академии г. Ленинграда мы обратили внимание на то, что один из наших преподавателей, а именно полковник Кучеренко Сергей Арсентьевич, награждён четырьмя орденами Боевого Красного Знамени. Кто-то из нас не поленился найти и прочитать статус этого ордена, за что его дают и подошёл к Кучеренко с вопросом. "Почему Вам не присвоили звание Героя Советского Союза, у Вас же всё было для этого?" На что Сергей Арсентьевич ответил: "Мне написали на Героя, но потом из-за моего стрелка представление отозвали обратно." И рассказал нам эту историю, как всё произошло.

  Кучеренко во время войны летал на самолёте ИЛ-2. Дважды его сбивали за линией фронта. Во второй раз он получил относительно лёгкие ранения, а его стрелок был ранен тяжело и к тому же получил сильные ожоги в горящем самолёте. Лечился он около года, потом нашёл свой полк, и попросился в экипаж своего командира. А Кучеренко на следующий день было поручено с его ведомым очень опасное задание. Шансов вернутся живыми их этого вылета почти не было. Надо было лететь на разведку без истребительного прикрытия в простых метеоусловиях на средних высотах, обнаружить немецкий аэродром подскока и передать его координаты на землю до того, как их собьют. Все предыдущие попытки с прикрытием и в сложных метеоусловиях закончились трагически. Немцы сбили все наши самолёты ещё до подхода к цели, так они берегли свой замаскированный аэродром.

    Кучеренко пытался уговорить своего стрелка начать летать с ним со следующего вылета, если они вернутся живыми. Но у того немцы расстреляли семью, и он горел желанием отомстить. В храбрости стрелка Сергей Арсентьевич не сомневался, они два года воевали вместе, поэтому дал согласие на вылет. Сами они, чтобы не думать о предстоящем опасном задании, поехали вечером в соседнюю деревню на танцы. А стрелок попросился остаться на аэродроме, посидеть в кабине самолёта после большого перерыва. И когда он остался один, вспомнил, как на них заходил "мессер" во время последней атаки и сбил их. Как они горели и командир садился на вынужденную... Нервы его не выдержали. Он прострелил себе руку, чтобы не лететь в этот опасный вылет, на который сам напросился. В итоге, представление на присвоение звания Героя Советского Союза, которое было уже отправлено за предыдущие подвиги, было отозвано обратно.

  Вывод: Опытный командир, если предстоит опасное задание, никогда не оставит подчинённых сидеть пассивно со своими мыслями о страхе... Он найдёт, чем занять их разум, и добиться активности действий.

  4) Четвёртое - УВЕРЕННОСТЬ  В СЕБЕ. Пример: на аэродром Североморск-1 возвращались с Боевой Службы три экипажа самолётов ИЛ-38. Пока они летали погода ухудшилась, но была ещё в пределах минимума командиров экипажей. Интересна их реакция на сообщение об изменении погодных условий. Первый: "Отлично, ещё одну посадочку при минимуме погоды запишем". Т.е. видно, что лётчик "рвётся в бой" и уверен в себе. Зашёл как "по ниточке" по курсу и глиссаде и произвёл нормальную посадку. Второй ограничился фразой: "Условия принял." Молча зашёл и сел с первого захода, хотя и "попетлял" немного на посадочном курсе. У третьего недовольный голос: "Опять "карячиться" Так и получилось. Он сделал два безуспешных захода, так и не смог сесть. И был отправлен на запасной аэродром, хотя погода была по его допуску. Т.е. этот лётчик с самого начала был не уверен в своих силах, что и привело к неудаче.

  В то же время надо чётко разделять Уверенность в своих силах от Самоуверенности. В каждом виде экстремальной деятельности существует опасный, точнее сложный период, когда "экстрималу" кажется, что он уже "взял Бога за бороду" и может всё. Применительно к парашютному спорту это период, примерно между 100 и 400 прыжками. После 100 чувство нормальной настороженности пропадает, а примерно после 400 появляется снова, естесствено, это происходит у каждого по разному. В памяти сразу всплыл такой случай. После ухода из армии я несколько лет работал лётчиком на самолёте АН-2, "возил парашютистов на работу", иногда прыгая сам,т.к. к прыжкам меня всегда тянуло... В тот день приехали к нам ребята из Одессы во главе со своим "самым крутым мэтром." Смотрю, на посадку в самолёт идут "мэтр" в домашних шлёпках на босу ногу.

      А за ним пацан, лет двадцати, тоже в шлёпках и одет в самом "в крутом парашютном прикиде." Парень на прыжки, кстати, приехал не один, а с мамой, папой, которые и ему купили всю эту парашютную амуницию. Я понимаю, что Мастер он на то и Мастер, чтобы прыгать, в чём захочет. А пацану явно рано в шлёпках, надо в кроссовках. Хотел я вмешаться, но ложная стыдливость не позволила. Когда у тебя всего 800 прыжков как-то "неудобно" указывать, что делать тому, у кого их за 5000. В общем, в том подъёме была не моя очередь лететь, и я мог наблюдать, как это всё выглядело со стороны. Вот приземляется Мастер в полосе точного приземления, резко клевантируя и "брея траву" над самой землёй.

    Всё "супер!" А вот приземляется пацан со значительным недолётом, но остальном профиль такой же как у Мастера. Мной сразу овладело нехорошее предчувствие. Нельзя пацану приземляться с таким профилем, глазомер ещё не тот. Для надёжности надо к земле подходить повыше и клевантировать более плавно. К сожалению, я опять промолчал... Во втором подъёме пацан на глазах мамы и папы ломает обе ноги. Как я себя потом ругал... Отсюда вывод, господа "Мэтры" - Вы можете лихачить, как угодно, но пресекайте "пацанов", которые берут с вас пример, но не доросли ещё до уровня вашего мастерства и опыта. Тогда травматизма в нашем парашютном спорте будет меньше...

     5) Пятое - величина страха очень зависит от ПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОПАСНОСТИ - причём, как в ту, так и в другую сторону. Для примера, как-то у ног моего сына, которому тогда было 1,5 года, на Кинбурнской Косе проползла маленькая серая змейка. Он даже попытался её ухватить за хвост. Вечером я спросил у местного егеря: "Что это за змейка у вас такая серая ползает? - А это "серка", её яд намного сильнее чем у гадюки..." Вот тут мне действительно стало страшно.

    6) Шестое - существует целый ряд приёмов мобилизации волевых усилий,в том числе и по преодолению чувства страха, один из них - АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (АТ). Один из её основателей западногерманский яхтсмен и учёный Ханс Линдеман ради эксперимента решил на маленькой резиновой лодочке пересечь Атлантический океан. В то время он уже пересекал Атлантику в одиночку на яхте и знал, как никто другой, что это верное самоубийство. Прозанимавшись всего 20 дней АТ, как он выразился: "Чувство безмятежной уверенности в успехе моего предприятия владело мной безраздельно..." т.е. страх ушёл. И ещё отмечу два момента, что может дать АТ, хотя это и не относится к теме данной статьи.
   
    Второе, чего добился Ханс Линдеман - его тело научилось само, без контроля сознания, даже во сне, выдерживать курс "На Запад", т.к. любое отклонение в ту или другую сторону неминуемо вело к пересечению океана "вдоль, а не поперёк", что резко увеличивало опасность плавания. И третья проблема, которую удалось преодолеть Линдеману, это пролежни и атрофия мышц, вследствие неподвижности лежачей позы в лодке, причём всё это в условиях постоянной сырости океана. Но представляя, как он бегает по горячему песку, играет в футбол, катается на велосипеде, и мышцы полностью сохранили свой тонус. Когда его подобрали через 90 дней у берегов Америки, удивлению учёных не было предела...

   7) Седьмое - "КОДОВАЯ ФРАЗА."Чтобы было понятней о чём идёт речь, поясню на таком примере. В авиации есть лётчики, которым "везёт", и с ними ничего не происходит, причём это не всегда говорит о квалификации лётчика, а скорее всего о том, что он летает на надёжном самолёте и по однотипным заданиям. А есть пилоты, которым "везёт" на особые случаи (ОСП), так мы называем любое усложнение полёта, когда полёт идёт не так, как ты готовился на предварительной подготовке. Под эту категорию однозначно попадают лётчики-испытатели, у которых каждый полёт связан с риском и непредсказуем. Но главное, не количество Особых случаев, а как ты с ними справляешься. "Везло" на Особые случаи и мне. Постепенно к ним привыкаешь, и они как правило уже не оказывают такого сильного эмоционального воздействия как в начале лётной работы. Но так бывает  далеко не всегда.               

    Вспоминаю случай, когда ко мне впервые пришла моя "Кодовая фраза." Полк готовился к учениям. Строем в составе пяти фронтовых бомбардировщиков ИЛ-28 мы пошли на полигон Сур-Пакри в Балтийском море на отработку топ-мачтового бомбометания с предельно-малых высот. В районе полигона погода резко ухудшилась. Нижний край облачности прижал нас так, что казалось вот-вот зацепим за волны. И тут мы влетели в сильнейший снежный заряд. В таких условиях Ведущий просто обязан дать команду "Роспуск". По этой команде внешние ведомые должны сделать отворот на 30 градусов, каждый в свою сторону. Внутренние ведомые выполнить отворот на 15 градусов. Всем перейти в набор высоты и у каждого своя скорость. Т.е строй "рассыпается" и дальше каждый выполняет полёт одиночно.

    Но комэск Владимир Стефанович Кондрашов, побоявшись делать этот маневр вблизи с государственной границы с Финляндией, дал команду: "Сомкнуть строй, разворот на 180". И тут же ввёл свой самолёт в правый разворот, который тогда показался мне бесконечным. В том вылете я шёл левым внутренним ведомым. Т.е я "крыло в крыло" прижался к ведущему, (при большем расстоянии он просто терялся из виду). И точно также прижался ко мне левый внешний ведомый, мой однокашник и друг Гена Напёрстков.               

    Я был зажат с двух сторон. Разворот к тому же  пришлось выполнять на одной высоте, а не в одной плоскости. Те, кто летал строем, понимают, насколько усложняется пилотирования самолёта при этом. Вверх уйти нельзя, там облачность, а внизу волны, крылья внутренних ведомых буквально проносились над ними. Я помню крик моего стрелка-радиста Виктора Кулагина: "Командир, высота 40 метров..." Пот заливал глаза, и не было никакой возможности оторвать руки от штурвала и РУДов (рычагов управления двигателями), чтобы его смахнуть. От напряжения пот тёк струями по спине. Помню, как вспышка мелькнула мысль: "как под душем". Я понимал, одно неверное движение штурвалом и ты покойник, и с тобой ещё 2-3 экипажа. В какой-то момент ощутил, что я выдохся, и больше не могу держать строй... хотелось заорать: "Разрешите роспуск..." И тут в мозгу всплыла фраза:

       "Вот она жизнь военного лётчика, о которой ты мечтал с детства." Сразу пришло холодное злое спокойствие. Исчезла дрожь в руках, я понял, что справлюсь. В следующую секунду мы выскочили на танкер. Помню удивлённое выражение лица двух моряков, стоящих на палубе. Ещё бы, пятёрка реактивных самолётов вдруг вываливается на них в сильнейшем снежном заряде. Со своего места в строю я мог наблюдать три самолёта. Мне показалось, мы врезаемся в мачты. А внешнему ведомому Гене Напёрсткову, который впоследствии стал командиром полка СУ-17, это ещё больше "показалось", его рука рефлекторно чуть поддёрнула штурвал.

    В эфире прозвучал его "вопль": "Вас не вижу, вошёл в облака." Комэск проревел: "В набор.,," В общем, закончился наконец этот бесконечно долгий разворот на 180 градусов. Мы вышли из снежного заряда, четвёркой пришли на аэродром, распустились, сели. Потом прилетел Гена в "гордом одиночестве.". После полёта с аэродрома мы шли с чувством - солнце светит совсем по-другому, девушки только тебе улыбаются, и сильнейшее ощущение радости жизни.

    Потом ко мне не раз приходила эта "Кодовая фраза", когда меня "прижимало" в воздухе, и сразу приходило спокойствие, помогающее убрать страх и прочие ненужные эмоции. Причём, я эту фразу специально не вспоминал, там не до этого. Фраза приходила сама. Кстати, у Владимира Высоцкого есть песня "А капитан даёт нам нужный знак - Ещё не вечер, ещё не вечер..." Это тоже ничто иное как кодовая фраза, помогающая матросам преодолеть страх. Т.е. вывод, каждый должен найти для себя эту фразу сам и поработать над тем, чтобы она приходила в нужный момент сама и вам помогала. Но, повторяю - это мой личный опыт, и я не рекомендую его всем.

    8) Восьмое - ПРАВИЛЬНЫЙ РАЗБОР  ПРИЧИН НЕУДАЧИ. Я вспоминаю свои бои на ринге и татами. Когда выходишь на бой с противником, которому жестоко проиграл раньше и знаешь "почему?" - это одно состояние. А когда даже не понял каким ударом он тебя уложил на пол, состояние совсем другое. Это относится к любому виду спорта или экстремальной деятельности.Надо досконально и честно перед самим собой разобраться, почему ты потерпел неудачу. Приведу ещё пример из книги "Хрустальный горизонт" моего любимого Месснера. Когда он, покоряя Эверест, под Северным седлом сорвался в трещину и шансов выбраться не было почти никаких, он сказал себе: "Я даю себе слово повернуть назад, если когда-нибудь вновь увижу белый свет. Никаких больше "восьмитысячников" в одиночку."

     Выступивший от страха пот замёрз в волосах и на бороде. А между тем страх, сковавший мои члены, тут же исчез как только я начал действовать, пытаясь достать верёвку из рюкзака." Когда Месснеру удалось через несколько часов всё-таки выбраться из трещины, он сначала постоял, размышляя в чём состояла его ошибка. А когда понял, развернулся и пошёл на Эверест,забыв о своём первоначальном намерении...

  9) Девятое - ВОСПОМИНАНИЯ о родных и близких, или о тех, кто прошёл этот путь до тебя. Мне дважды  приходилось проходить подготовку по выживанию в нашем Центре Морской авиации "Омега" под Севастополем. В начале курса нам давали обязательно прослушать магнитофонную запись штурмана старшего лёйтенанта Смагина, единственного оставшегося в живых из экипажа самолёта ТУ-16, катапультировавшегося над Белым морем. Шесть часов он плыл в маленькой лодочке МЛАС-1, из которой его периодически выбрасывало волнами. Выжить ему помогли воспоминания о жене и сыне.

  10) Десятое - отдельно хотелось бы остановиться на такой рекомендации, как "БОЕВЫЕ 100 грамм". Они безусловно способствуют снятию страха, но снижают координацию и критичность мышления. Хотя есть индивиды, на которых алкоголь влияет наоборот, но таких единицы, поэтому не о них речь. Приведу пример. При Советском Союзе на военной турбазе "Терскол", что в Кабардино-Балкарии, существовал правильный обычай. На девятый день обязательно давался день отдыха от катания на горных лыжах. Это способствовало свежести восприятия и уменьшало травматизм, когда вновь приступали к катанию. В тот день инструктор, которого все звали Сван, ближе к вечеру повёл нас на экскурсию в "Долину Нарзанов".

     Шли по дороге с песнями и шутками, предвкушая приятный ужин в местном ресторане. Отойдя примерно километр от отеля "Иткол", Сван вдруг свернул с дороги и подвёл нас к реке. "Вот здесь, у этого камня я нашёл по весне тело своего брата и с ним было ещё несколько немцев с ФРГ... произнёс он угрюмо,- Лавина сошла вот с этого пика. Он также, как и я вас, вёл их в "Долину Нарзанов." Мы все сразу как-то "погрустнели" и дальше шли уже без шуток, опасливо поглядывая в сторону пика "Иткол." Были уже сумерки. Только зашли с открытого поля под защиту камней и сосен, как вдруг в природе что-то произошло, словно раздался вздох большого великана. А потом пошло движение. Непонятно что и как, но что-то двигалось. Все замерли. Дальше удар, и нас всех обдало снежной пылью, настолько густой, что когда я машинально вытянул вперёд руку, увидел её только до локтя.

      Т.е. с пика сошла мощная лавина и нам просто повезло, что она застала нас не в открытом поле, как брата Свана и немцев, а когда мы уже зашли под защиту скал и деревьев. С двумя девушками случилась истерика, остальным было просто не по себе... Сван буквально пинками погнал нас дальше, а в ресторане заставил всех сразу выпить по 100-200 грамм коньячку и "отполировать" это пивом... Обратно мы шли с песнями, и про лавины никто не думал. Ясно, что ноги у нас разъезжались и бежать быстро мы не могли... Мораль - прежде чем использовать алкоголь для снятия страха, надо "десять" раз подумать, чего вы больше выгадаете или проиграете...

  11) Одиннадцатое - БОЕВОЙ КРИК. Вы замечали, как рычат звери? Цель - напугать и преодолеть свой страх, если противник сильнее. То же самое может делать и человек. Мой друг, украинский путешественник Голтис, в прошлом трёхкратный чемпион Азии по восточным единоборствам, пол года под руководством своего Учителя потратил на овладение внутриутробным криком дикого слона. Впоследствии это не раз пригодилось в жизни. В частности, в уличных драках, особенно в темноте, бывало так, что от одного этого крика у "драчунов" пропадала охота драться. А однажды, разъярённый карпатский бык, который, кстати, в полтора раза больше испанских быков на кориде, бросился на его жену и дочь. Голтису ничего не оставалось сделать, как заорать так, что этот огромный "бычара" сначала затормозил всеми четырьмя копытами, а потом убегал, поджав хвост, как нашкодившая собачонка.

  Те, кто занимается восточными единоборствами, знают, что при выполнении некоторых ударов в Ката, боевой крик обязателен. Его назначение помимо цели сделать удар более акцентированным, ещё и напугать, а также преодолеть свой страх, если он есть. Именно по этой же причине бойцы, когда идут в атаку, кричат Ура... Банзай... и т.д.

     12) Двенадцатое - СТИМУЛ ИЛИ МОТИВАЦИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХА. Несмотря на свои 800 с лишним прыжков с парашютом заставить меня прыгнуть в воду с десятиметровой вышки можно только "под дулом пистолета" или за большие деньги. Но на глазах сына или любимой женщины я делаю это без колебаний.

    13) Тринадцатое - отдельно хотелось бы остановиться на таком явлении как "КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАНИКА". Для начала два примера: один прикольный, второй посерьёзнее. После напряжённого парашютного дня приехали с аэродрома голодные, как волки. А у одного из ребят в тот день был юбилейный пятидесятый прыжок, и мама испекла ему большой круглый торт, чтобы он это дело достойно отметил. Быстро провели короткий разбор и приступили к "священнодействию". Да, забыл сказать, что при этом присутствовало 15 "мужчин" возрастом от 18 до 30 лет, 4 девушки и два инструктора - я и Мастер Спорта СССР Геннадий Иванович Кустов. Каждый предвкушал как он сейчас вонзит зубы в большой кусок вкусного торта. И вот "именинник" сделал первый разрез торта пополам, затем ещё разрез... затем ещё...ещё. Торт начал уменьшаться прямо на глазах. На каком-то по счёту разрезе вдруг чей-то истерический голос закричал:

      "Всё! Всем хватает!" - И сразу 14 мужских рук схватили по куску торта и тут же надкусили... Дальше возникло гробовое молчание Когда опомнились, тарелка на столе стояла пустой. Не досталось "виновнику торжества" и девушкам. Ладно девушккам, но остались голодными инструктора - за такое из парашютного спорта просто выгоняют... Ребята не могли понять, как такое могло произойти. Если бы каждый из них был вдвоём с девушкой, никогда не позволил себе схватить торт, не дав ей ни кусочка. А здесь это сделали все 14 молодых, здоровых парней, каждый из которых считал, что он владеет своими нервами. И всё только потому, что один истошным воплем спровоцировал панику.

  Пример посерьёзнее. Мой друг и однокашник Виктор Мазитов выполнял ночной полёт над Балтийским морем на бомбардировщике-ракетоносце ТУ-16к-26. Вдруг вспыхнул правый двигатель. Командир огневых установок, сидящий в корме спиной по полёту, и у которого правый двигатель находится слева, с перепугу закричал: "Командир, горит левый двигатель." А первое, что надо сделать при пожаре, это перекрыть топливо, поступающее в форсунки. И Виктор, в спешке не глядя, закрыл стоп-кран левого двигателя, как ему "подсказал" КОУ.

    Потом понимает, что он выключил не то, закрывает стоп-кран и правого горящего двигателя. Дальше самолёт падает с высоты 4500 метров, и лишь со второй попытки на высоте 1500 метров им удалось запустить левый исправный двигатель и произвести посадку на запасном аэродроме. Виктор всегда был храбрым человеком. Он таким и остался. Но в данном случае всё спровоцировал панический крик КОУ. Мораль - в сложных ситуациях категорически запрещается допускать нервозный тон, особенно руководителям всех степеней и рангов. Он может спровоцировать панику, а эта "зараза" может действовать непредсказуемо на самых стойких и уравновешенных.

   14) Четырнадцатое - Есть такие выражения: "СМЕЛОСТЬ ОТ БЕЗИСХОДНОСТИ", или "МЕСТНОСТЬ СМЕРТИ". Природа знает много примеров, когда более слабый зверь бросался на сильного, от безысходности, когда знал, что всё равно погибать. То же самое бывает и у людей. Когда впереди смерть,  нечего уже терять, человек проявляет чудеса храбрости. Именно поэтому спартанцы не убивали воинов, повернувшимся к ним спиной. Чтобы воин знал, если он побежит, его не будут добивать. А Александр Македонский в некоторых сражениях специально не замыкал кольцо окружения и оставлял один проход. Противник, зная, что есть возможность убежать, дрался не так храбро, как мог.

     Всё, что вы прочитали до этого, уважаемый читатель, было моим личным осмысленным опытом занятий такими видами спорта, как прыжки на лыжах с трамплина (4 года), бокс (7 лет), восточные единоборства (15 лет), Парашютный спорт(823 прыжка, из них две "отцепки") полёты на дельтоплане (дважды переворачивало на спину и падал "сухим листом"), полёты на парапланах в горах Кавказа и Крыма (в своём самом первом полёте с горы Чегет на парашюте ПО-9, параплан не достали, в страшную болтанку, в которую я полетел только потому, что завтра у меня уже улетал самолёт на на Москву, у меня в нисходящем потоке полностью сложился купол, и я увидел свои горные лыжи у себя над головой - дрожь в руках не проходила пол дня), горные лыжи (с 1974 года и по сей день), походы на яхте и т.д. а также опыт, накопившейся за 32 года полётов в боевой Морской авиации. Много раз приходилось испытывать страх самому и видеть, что он делает с другими. Но понятно, что каким бы ты "умным" не был, всегда найдётся тот, кто умнее. Поэтому показал я эти записки своим друзьям, и вот что они добавили:

                ОПЫТ  ДРУЗЕЙ

  Командор украинской команды "EQUITES"(Всадники) Голтис сразу сказал: "Здесь не хватает ВЕРЫ В БОГА." Знаменитый Российский путешественник Виталий Сундаков,когда мы коснулись этой темы, подарил мне свою книгу "Выиграть жизнь" и развил эту тему ещё более жёстко, приводя в качестве примера слова генерала Эйзенхауэра:"В ОКОПАХ НЕТ АТЕИСТОВ"... А испанская пословица гласит: "Хочешь стать верующим, сядь в лодку и выйди в море в штормовую ночь..." Далее Виталий говорит: "Как бы часто вы не называли наглость - доблестью, Безрассудство - смелостью, а дурь - отвагой, страх знаком каждому. Знание его положительных и отрицательных влияний, а также умение преодолевать или использовать его, является главным условием выживания в любой опасной ситуации.

   А ещё Виталий Сундаков подчёркивает: Страх в ребёнка начинают закладывать родители словами: "Не трогай кошку, она блохастая... Не лезь на дерево, упадёшь... и т.д." Потом эту "эстафету" подхватывают учителя школы: "Будешь плохо учиться, пойдёшь в ПТУ... Кому ты нужен без образования?... Потом этот страх добавляют друзья: "Да, она тебя бросит... Им вторят Средства Массовой Информации, постоянно показывая и рассказывая о всяких авариях, катастрофах, насилии..." Совет простой - Если вы интеллигентный человек, немедленно переключайте канал телевидения, когда вам показывают трупы, кровь, пытки, ужасы физического насилия и т.д. Этим Вы сохраните здоровой психику своего ребёнка. В нём надо всячески поддерживать уверенность в своих силах, лишь в случае крайней нужды подсказывая ситуации, где надо быть осторожным.

  Виталий, рекомендует также, мысленно проигрывать в уме поведение в опасных ситуациях. Это станет вашим теоретическим опытом и вполне вероятно освободит вас от непредсказуемой практики...

  Избегайте по возможности ситуаций, развитие которых в сторону опасности вы не сможете контролировать. Не провоцируйте агрессию по отношению к себе, если вы не уверены, что сможете её нейтрализовать... Оказавшись втянутым в экстремальную ситуацию - действуйте как можете, анализировать будете позже... Я много почерпнул у Виталия, когда мы беседовали с ним о проблемах выживания в опасных ситуациях в его имении "Славянский Кремль."

     Полковник Вооружённых Сил СССР в запасе, экстримал и горнолыжник Александр Пилипенко рекомендует для преодоления чувства страха держать в памяти самый страшный эпизод своей жизни, тогда всё остальное будет легче.

  Далее, помочь может чувство стыдливости перед теми, для кого вы являетесь примером, а также чувство долга перед самим собой...Любовь к Родине, патриотизм и многое другое...

    Чемпион Украины и серебряный призёр России по ножевому бою 2010 г. Олег Соколов в данном контексте приводит слова основателя этого направления Андрея Николаевича Кочергина: "Позитивное отношение к смерти формируется способом осмысления своего Долга, при котором смерть гораздо предпочтительнее позора. Каждую тренировку следует начинать с самостоятельной работы по представлению картин собственной гибели. Эта старая японская методика позволяет компенсировать негативную составляющую инстинкта самосохранения и относиться к смерти как к естественному ходу вещей.Более того, смерть порой является единственным достойным выходом для мужчины. Трусость и Позор - слишком высокая цена за Жизнь.

      Славянская Здрава рекомендует, если вам надо посчитать пульс, считать его, прижимая свою сонную артерию на шее. Это упражнение имеет определённый мистический смысл. Наши предки славяне знали это. Область сонной артерии в боевых практиках считается смертельно опасной. Её поражение приводит к летальному исходу в считанные секунды.Поэтому даже лёгкое касание этой области вызывает реакцию сжатия, страха - у разных людей в разной степени. Это инстинкт - врождённый животный страх смерти.Когда мы касаемся данной области, считая пульс,это является своеобразной прививкой от страха смерти.

  И последнее, чем хотелось бы закончить данную статью, это напоминанием - какими бы мы с вами храбрыми себя не считали, надо помнить, к каждому виду опасности надо привыкнуть, и человек безупречно справившейся в одной опасной ситуации ещё не факт, что на 100% справится в другой. Поэтому тренировать свою психику на "Смелость" надо регулярно. Как сказал один мой друг: "Если мои подмышки раз в неделю не потеют от страха, то я не живу..." Если мы будем придерживаться этого правила, как впрочем и остальных тоже, указанных выше, то есть шанс выйти победителем из любого случая, который может подбросить нам жизнь. Этого я желаю себе и вам, уважаемые, господа Экстрималы...

   П.С.  А вот какими соображениями по поводу страха поделился Борис Григорьевич Финкельштейн, банкир, горнолыжник, экстримал, прошедший через много опасных ситуаций во время службы в армии, в том числе в "горячих точках" планеты:

    "Тема очень интересная и хорошо мне знакомая. Я по натуре человек не робкий, но имея всю жизнь опасные увлечения и временами не менее опасную работу, вынужденно стал достаточно осторожным. Иначе мне бы до сегодняшнего дня не дотянуть. Страх - это защитная реакция, так же как боль. И то и другое можно и следует преодолевать. В то же время совершенно очевидно? что полностью бесстрашными? как и полностью счастливыми , могут быть только идиоты. "Боевое безумие" мне с детства знакомо. Прекрасное чувство, сродни оргазму, хотя я с ним всю жизнь боролся поскольку оно мешает трезво рассчитывать свои   действия. В общем "душа разума" и "душа чувств" всю жизнь борются между собой без особого преимущества... Я давно заметил ,что люди рисковых профессий как правило фаталисты. Мне это тоже в какой то мере свойственно. "Делай что должен - и будь что будет", как говорил император и философ Марк Аврелий. С уважением Полковник,пишите,не забывайте...

    А ведь Борис Григорьевич полностью прав. Преодолению чувства страха действительно помогает, если вы где-то фаталист. Поскольку мы в самом начале этого обмена опытом договорились, что все мысли для их лучшей усвояемости будем подкреплять примерами, вот вам несколько из парашютной жизни:

                ПАРАШЮТНАЯ ЖИСТЬ

    1)Когда мы с Мастером Спорта СССР Геннадием Ивановичем Кустовым приняли решение, что "народ созрел" для участия во всех "показухах" города Николаева и его окрестностей, первый прыжок, который мы решили совершить - это на площадь перед зданием городской администрации. Пригласили телевидение, но когда вышли в точку сброса, оказалось, что нижний край облачности 500-600 метров. Приняли решение не прыгать, т.к. разрешённая минимальная высота прыжка на ПО-9 первых серий была 900 метров. Да и ветер к тому же 10-12 метров в секунду. Но увидев огромную толпу народа внизу, поняли, что мы просто не имеем права обмануть ожидания зрителей. Геннадий Иванович объявил: "Прыгаем, но не все сразу восемь, а парами. Проходим на площадью под нижней кромкой, включаем секундомер и резко переходим в набор. Покидаем самолёт в облаках, открытие парашюта сразу после отделения. Кто в себе не уверен, сидит в самолёте до посадки". Не дрогнул никто.

   Я выходил в третьей паре вместе с прапорщиком ВДВ Виктором Артамошиным. Помню, мандраж у меня был сильнейший. Но фраза: "Вася, кому суждено быть повешенным, тот не утонет", помогла преодолеть страх.  Когда всё успешно закончилось, в газете "Вечерний Николаев" напечатали наш портрет со скромной надписью: "Вчера 8 отважных героев, впервые в истории города Николаева совершили групповой прыжок на площадь им. Ленина, открыв новую страницу Николаевского парашютизма"...

    2)После этого "подвига" все уважающие себя люди из городской администрации считали за честь пригласить героев-парашютистов на открытие любого, мало-мальски значительного праздника под их началом. А мэр города Владимир Дмитриевич Чайка просто приехал на аэродром и совершил с нами первый в своей жизни прыжок, думая, что теперь мы его тоже будем брать в команду на "показухи". Пришлось ему деликатно отказать за недостатком опыта. (шутка). Но смех смехом, а последовать его примеру, из "отцов города" не смог больше никто. Так вот, второй прыжок нас попросили выполнить на открытие Международного симпозиума скульпторов в бывшей греческой колонии "Ольвия".

       Но там была очень маленькая и опасная площадка приземления, метров 15 на 20, закрытая со всех сторон: высоковольтные провода, овраг, высокие деревья, метеостанция и всё это было окружено огромной толпой народа. Мандраж у меня был ещё сильнее, чем в первом прыжке. А когда на высоте метров 500 я услышал вдруг хор женских голосов, вообще подумал, что у меня от страха уже "глюки" начались. Потом, подлетев ближе, разглядел духовой оркестр и женский хор, человек в 100 и подумал: "Вась, даже если не справишься и сгоришь на проводах, это будет красиво, и ты не "испортишь" праздник". Эта фатальная мысль тоже помогла взять себя в руки.

    3)Кстати, если первый прыжок мы прыгали "за спасибо", то за второй нам выставили пару ящиков пива. Пиво "на халяву" - оно ж в два раза "вкуснее"!!! Ну и опишу самый "дорогой" (пока) прыжок, который удалось совершить на данный момент. Нас пригласили открыть праздник "Шевченковские дни" в городе Первомайске перед первым президентом Украины Леонидом Макаровичем Кравчуком. Когда осматривали место приземления, решили отказаться от прыжка. Площадка сложная, нижний край облачности 300 метров. Вдруг, как из "под земли" появились два "мальчика" под два метра ростом, и так это веско, не торопясь, произнесли фразу: "Ребята, вы эту мысль, не прыгать, лучше отбросьте сразу. Прыгать вы будете, при любой погоде, вы что, считаете, что первый Президент Украины сюда просто так приехал?..."

    Одевали парашюты и садились в самолёт мы в присутствии двух милиционеров с пистолетами, я так понял, ребята стояли так, на всякий случай, что б мы не передумали. Когда вышли на "боевой курс" на высоте 350 метров полковник запаса Филоненко Григорий Емельянович, Начальник Аэроклуба "Икар", а в этом полёте лётчик самолёта АН-2 по "совместительству" дал команду "Прыжок", и за всю многолетнюю историю аэроклуба "Икар" его команда впервые не была выполнена. Гена Кустов, выпускающий, заорал: "На второй круг",- сам тут же бегом в кабину, объяснил Филоненко замысел. Набрать под нижней кромкой максимальную скорость, после прохода площадки приземления резко в набор и мы сразу будем покидать самолёт на высоте, какая получится, т.к. ветра практически не было, штиль.

    Так и сделали. Прыгали вшестером. Первый Гена, за ним старейший "аксакал" Николаевского парашютизма Виктор Григорьевич Буяков, подполковник запаса, штурман Морской авиации, третьим я, и ещё трое "морских котиков" с острова Майский, к сожалению, помню уже не всех, за мной мичман Серёга Кириченко, за ним Саша Кузовков и ещё один мичман. Я, покидая самолёт, бросил взгляд на высотомер - 550 метров. Крайняя мысль в момент выхода: "Семь бед - один ответ"! Это если не прилетишь к Президенту Украины и потом "поставят к стенке, как "врага народа", - т.е. эта фатальная мысль тоже помогла преодолеть "мандраж".

     Кончилось всё удачно, если не считать, что замыкающий парашютист болтающемся мешочком с песком для натяжения флага "угадал" милиционеру из оцепления по голове, сбил с него фуражку и заставил упасть на колени. Но, Родина, несмотря на этот "казус", высоко оценила наш "подвиг" - каждому выдали по 350 тысяч рублей (это времена, когда зарплату выдавали в миллионах) и нам хватило, что мы буквально залились пивом, и водкой тоже, чтобы снять"стресс", пока ехали три часа в машине до Николаева.

   Т.е. я думаю, вы согласитесь, что фатальный взгляд на жизнь, о котором говорит Борис Григорьевич Финкельштейн, помогает, точнее способствует преодолению страха в экстремальных ситуациях. Рекомендую, найти в Интернете его рассказы, где вы почерпнёте много любопытного по поводу преодоления страха и просто получите огромное удовольствие от чтения и знакомства с жизненным опытом этого очень интересного человека.

   Вот ещё фраза, которой Борис Григорьевич, дополнил свою мысль:
"Обратите внимание,что страх всегда потом,уже после события(пуля уже полетела).  Если это осознать, то отсюда вывод: какой смысл бояться - все уже произошло. Очень успокаивает."  С ув... Борис.

      Я понимаю, что есть ещё много моментов, которые нам не удалось осветить. Поэтому благодарен буду каждому, кто выскажет свои соображения или поделиться собственным опытом, как ему удавалось перебороть страх в опасных ситуациях.

    Кстати, рекомендую поразмышлять над фразой из Карлоса Кастанеды "Колесо времени": Когда война начинают одолевать сомнения и страхи, он думает о своей смерти. Мысль о смерти - единственное, что способно закалить наш дух".   И ещё одна: "Основное различие между воином и обычным человеком заключается в том, что воин всё принимает как вызов, тогда как обычный человек принимает всё как благословение или проклятие".

    А вот что говорилв дополнение к 10 Божьим заповедям мальфар (ведун, волшебник) мудрейший старец Андрей Ворон, который погиб в 104 года (завалило землёй, когда он полез выправлять свой погреб, и который прожил интереснейшую жизнь: "Не бойся. Ничего не бойся. Не бойся болезней. Они закаляют тело и душу. Не бойся неудач. Они закаляют волю. Не бойся старости - и она не обременит тебя, не опечалит. Не бойся своих слабостей или грехов - все мы такие у Бога. Нужно знать, каким ты хочешь быть и что делать. Так и поступай. Так и иди по жизни. И так тебе будет..." (Книга Мирослава Дочинца "Многие лета. Благие лета.")

   На фото: Открытое первенство областного совета Динамо по прикладному каратэ. Один из судей мой первый тренер капитан 1 ранга Рябухин Владимир Павлович. г.Ленинград   Кстати, веду бой в финале со сломанным большим пальцем правой руки. (мне его заморозили) Бой Александру Корнюшкину, ставшему чемпионом, я проиграл, но провёл его достойно... На левой щеке "бляма" от удара ногой, который я пропустил за несколько секунд до снимка...

     Рецензия на «Преодолеть страх... обмен опытом... Ликбез» (Полковник Чечель)

   Отлично описан личный опыт человека, побывавшего в сложных ситуациях. И очень хорошие рекомендации по поведению в них. Я бы не удивился, если бы в летных училищах, а может и не только в летных, такая брошюра была бы у каждого курсанта. Настольной.
 
    В качестве шутки скажу: однажды в Спортивной гавани Владивостока сам залез на десятиметровую вышку для прыжков воду. Просто так, посмотреть, как всё выглядит с высоты. А когда увидел где-то далеко внизу мерцающую поверхность воды и маленькие фигурки людей, задрожал от страха и попятился назад, чтобы спуститься вниз. Но вдруг осознал, что на меня смотрят люди, девушки. И как же я буду выглядеть в их глазах? Назад невозможно! И прыгнул! Причем не ногами вперед, а как обычно прыгал с двух-трех метров раньше. Выйдя на берег, увидел одобрительные взгляды и испытал определенное уважение к себе...

 С чем несогласен - так это насчет бабы. Когда у тебя горит ракета с ядерной боеголовкой в шахте, или подводная лодка проваливается в глубину - почему-то никак не до воспоминаний о бабах...

 Василь Василичу спасибо за рассказ! Капитан 1 ранга в отставке, Альберт Храптович, подводник.

                ОПЫТ ПОЛЯРНОГО ЛЁТЧИКА КРАВЧЕНКО

       Я думаю, этот отрывок из замечательной книги полярного лётчика Евгения Кравченко и Василия Палий "С Антарктидой - только на Вы", здесь будет уместен:

— Связь с ним есть?

— Да, но только через станцию. Они на другой частоте работают. «Значит, здесь ничего не изменилось за время моего отсутствия, думаю я, — а жаль. Не нравится мне что-то снежная дымка в горах». Над станцией — летние кучевые облака. Но сияние Антарктиды, в котором мы плыли вдоль побережья, вдруг начинает тускнеть, будто светотехник медленно реостатом гасит юпитеры в театре.

— Слава, сколько до полосы?

— Двенадцать минут.

Горы, лежащие за аэродромом, начинают дымиться длинными серыми шлейфами, теряют очертания, словно кто-то невидимой кистью начинает размывать водой пейзаж, написанный акварелью.

«Черт возьми, не успеем»... Эта мысль врывается в сознание столь же стремительно, как Ил-14 окунается в серую муть, мгновенно скрывающую все, что мы только сейчас ясно видели.

— Борис, запроси вездеход, что у них?

Бортрадист связывается со станцией, та — с вездеходом. Ответ идет тем же путем, а это значит, что мы теряем несколько десятков секунд, которые нам сейчас надо жестко экономить.

— На полосе видимость десять — пятнадцать метров. Сильный боковой ветер. Метель.

— Где стоит АТТ?

Томительное ожидание, наконец, приходит ответ: тягач — в начале ВПП. «Там, в начале полосы, должна быть груда пустых бочек из-под бензина, — мозг работает четко, выдавая только ту информацию, в которой я сейчас нуждаюсь. — Если поставить тягач в конце ВПП, я смогу определить створ ее и направление посадки».

— Попроси, пусть тягач переставят на другой конец.

Машину начинает болтать. Остекление кабины занавешено серым полотном, но обледенения пока нет. «И на том спасибо», — цежу я мысленно сквозь зубы.

— Пройдем над станцией и попробуем зайти на посадку от нее — по леднику, — говорю я Дуксину, моему второму пилоту. Тот молча кивает головой.

Уходим к станции. Она проплывает под нами. Здесь совсем другой мир — тишина, покой, легкие тени от облачков. Весь личный состав высыпал из домиков, машут руками, швыряют вверх шапки. Нас разделяют 300 метров высоты. «Сейчас нам до них так же далеко, как до Луны», — эта мысль приходит и сразу растворяется в сознании.

— Снижаемся. Второму — пилотировать по приборам!

Ледник наплывает на Ил-14. Ясно начинаю различать синеву его полей, узоры трещин, снежные мосты над ними. Идем на бреющем. Но вот полотнища снега косо перечеркивают картинки внизу, мы начинаем прошивать не то облака, не то снежные заряды, и я беру штурвал на себя — ползти над ледником, не видя, что тебя ждет в тридцати-сорока метрах впереди, самоубийство.

— Поищем полосу там, где она должна быть.

Набираю высоту и сквозь клубящийся внизу снег различаю кучу бочек. А вот и АТТ.

— Штурман, курс?

— Сто сорок.

— Становимся в вираж.

С левым креном выполняю «боевой разворот», строю короткую коробочку, ныряю вниз. Горизонт исчезает, будто его никогда и не было в природе. Ил-14 атакуют мгла, удары ветра, соскобленный со всего щита Антарктиды снег. Размытым туманным пятном, похожим на обрывок шкуры леопарда, под нами мелькают бочки, но правее, чем я ожидал. Снова ручки газа вперед и с левым креном — вверх. Ладонь бортмеханика Николая Ниловича Чуракова у обреза колонки, готовая подстраховать мое любое неверное движение.

Разворот. Снижение. Заход. Бочки, словно играя с нами в прятки, на миг выглядывают из-под пелены метели справа. Я чувствую, как нарастает во мне напряжение. Мы идем по лезвию бритвы между небом и ледником, но страха нет. Все чувства, все резервы сознания подчинены одному — просчету вариантов. Вводные сыплются в него лавиной: курс, высота, крен, обороты двигателя, видимость, поиск АТТ, поиск бочек, снос, скорость... Дарчук считает так же быстро, как и я, но Антарктида при каждом нашем очередном заходе словно играет с машиной в «кошки-мышки». Порывы ветра, его направление и скорость меняются с каждой секундой, и я никак не могу вывесить Ил-14 на одной прямой между бочками и тягачом. Каждый раз мы выскакиваем к ней под углом. Вот и сейчас...

— Попробуем еще раз зайти со станции, по леднику. Компасы в этой свистопляске разбалансировались, работает устойчиво только гирополукомпас.

Снова уходим к станции. Переговоры с теми, кто внизу, ничего нового не дают — здесь тихо, а в районе аэродрома снежная муть и сползающая с гор облачность, которые спрогнозировать было просто невозможно из-за того, что подошедшая фронтальная зона циклона, подкралась с недоступной для наблюдений стороны. Смотрю на топливомеры. Уйти на мыс Острый в ста километрах отсюда или подыскать посадочную площадку где-нибудь на куполе можно, но сколько сил потребуется потом, чтобы вытащить нас?! К тому же эта атмосферная «гниль» может опередить, и тогда придется садиться вслепую неизвестно где.

— Толя, повнимательней гляди на приборы, — говорю Дуксину, и мы снижаемся к леднику.

Все повторяется. С ледника к полосе не подберешься. Снова заходим над бочками. Один раз, второй, третий...

— Дуксин! Я же сказал — только по приборам!

— Есть, командир...

Каким-то боковым зрением я уловил, что второй пилот тоже вдруг начал искать полосу за пределами приборной доски. Мы не имеем права заниматься этим вдвоем, машина может уйти туда, откуда вытащить ее уже не успеем.

Я закладываю крутой вираж, почти физически ощущая местоположение бочек и тягача. Если бы это был макет, а не ледник, я мог бы сейчас взять их с завязанными глазами. Ил-14 дрожит, левое крыло круто уходит вниз, двигатель почти подо мной. «Пора!» — эту команду руки и ноги выполняют со скоростью хорошего автомата. Я резко выравниваю машину, рычаги газа сдвигаю назад.

— Шасси!

Чураков мгновенно выполняет команду. Бочки — точно по курсу под нами.

— Закрылки — полностью!

Чтобы машина не «вспухла», добавляю двигателям мощность, отдаю штурвал от себя... А вот и полоса. Лыжи касаются ее мягко, но тут же, попадая на передувы, начинают бросать машину в разные стороны. Убираю газ, опускаю переднюю «ногу», рулем высоты пытаюсь придавить Ил поплотнее к снегу, но он продолжает нестись вперед. «Только бы мы не въехали в тягач», — не видя его, я точно знаю, что наша машина идет прямо на АТТ. Инстинктивно жму на тормоза, но здесь они не действуют. Огромное серое пятно, как сквозь туман, возникает впереди и тут же начинает обретать контуры тягача. Он приближается слишком быстро. Или это мне только кажется?! Выброшенный из стихии напряженной и точной работы в зону ожидания, я вдруг чувствую себя лишним в кабине.

— Приехали, — голос Чуракова возвращает меня к действительности. Мы стоим? АТТ черной тушей замер в пяти — шести метрах перед нами. Стоим!

По окаменевшим мышцам рук, ног, спины вдруг начинает разливаться тепло. Что за черт? Тягач снова теряет резкие очертания. Провожу рукой по лицу, по глазам. Их заливает пот. И не только лицо — по всему телу бегут ручейки, словно кто-то выжимает из меня воду. Но это не страх, его почему-то не было и нет, хотя, по всем признакам, он должен бы теперь появиться. «Видимо, все мысли и чувства настолько были подчинены работе, что даже страху места не осталось». В кабине — молчание. Поворачиваюсь. У всех какие-то отрешенные лица, словно то, что произошло, никого из нас не касается.

Перехватываю виноватый взгляд Дуксина. Полет, который на миг ушел в прошлое, стремительно возвращается в памяти.

— Толя, ты чего? — чувствую, что надо бы добавить в голосе резкости и строгости, но — не получается. — Ты чего?

— Командир, я только на секундочку отвлекся, глянул за борт. Помочь тебе хотел. Извини...

— Но теперь-то ты все понял? В таких случаях твое дело — только приборы! Для тебя нет ни нас, ни земли — один Ил с его приборами.

— Я понял, понял.

— Разрешите? — в кабину к нам входит Израэль. На лице улыбка:

— Спасибо. Всем большое спасибо. Такого я еще не видел. Он пожал всем руки и
вышел...

                АВИАФОРУМ

П.С. Вот ещё рекомендация по преодолению страха, которую прислал один из старожилов авиафорума - это юмор... Но надо учитывать

  Уважаемый 504, пожалуй, я с Вами соглашусь и добавлю Вашу рекомендацию в свой рассказ за Вашей фамилией, разумеется? Бо, ответственность такая вещь, которой всегда приятно поделиться с другом.

Просто самые сложные ситуации не тогда, когда опасность впереди, ты это знаешь и поэтому страх наступает постепенно. Тут юмор безусловно поможет снять напряжение. А когда ты влетаешь в эту опасность мгновенно, бывает даже испугаться не успеваешь. Вот свежий пример - сегодня я проводил друга, воина-монаха Андрея, который был у меня два дня в гостях.

                КАК ПОГИБ ВАЛЕРИАН МАРЖИН

А ко мне заехал проездом, проводил двухнедельный семинар за Одессой по каратэ с бывшими наркоманами, которых они с руководителем школы кунг-фу Валерьяном Маржиным в своё время вытащили из этих страшных лап наркозависимости. Андрей более десяти лет был учеником Маржина, а потом периодически работал у него тренером по тайцзы-чуань и боевому У-ШУ.

Так вот Маржин четыре года назад перенёс инсульт, (власти Украины довели), долго и трудно восстанавливался, обрёл прежнюю форму, и 10 сентября этого года с 10 учениками отправился в поход на гору Чатыр-Даг (1327 метров по памяти). При возвращении с горы, примерно в 10 часов 10 минут вечера они подошли к переходу через Симферопольское шоссе в селе Перевальном недалеко от ворот своей школы. На асфальте была нанесена очень заметная разметка, но переход был без светофоров.

Саныч, так все ласково зовут, точнее, звали Валерьяна Александровича, хотя устал, но был очень горд, что покорил гору и находился в прекрасном расслабленном настроении. Кавалькада машин справа остановилась, и водители начали руками показывать, мол, ребята, ждём, переходите. А слева машины не было ни одной, но был закрытый поворот невдалеке.

Андрей, как ученик, всегда ходил в пол метре сзади и сбоку Саныча. Они прошли половину левой полосы, как вдруг Андрея что-то кольнуло и он произнёс: "Валерьян Александрович, ты притормозить не желаешь?" Т.е. опасности ещё не было видно, но он её уже почувствовал. В следующую долю секунды из-за поворота выскочила на огромной скорости иномарка.

У Андрюхи, как он сам выразился, как вспышка, мелькнуло слово"СЕМЬЯ", (у него жена, сын и дочь, монахом прозвал его я за образ жизни), а в следующую долю секунда его тело изогнулось в неимоверном отклоне, а ноги успели сделать прыжок буквально из под колёс машины.

Кстати, водитель - шофёр с Луганска потом сказал: "Я видел перед машиной две фигуры, но одна потом растаяла как дым". Иномарка боком ударила Саныча, он умер мгновенно, а Андрея зацепило только зеркальцем.

Сами подумайте, можно ли вспомнить про юмор в таких ситуациях? Дай Бог не растеряться от страха.

Очень жалею, что мы с женой трижды приезжали в школу Маржина, но его не заставали, хотя Ира даже ему лекарство привезла для лучшего восстановления после инсульта. Но Мастер был в горах, и мы передали всё его ученикам. В то же время глазами Андрея я увидел, каким замечательным человеком был Валерьян Александрович, который основал школу и оставил после себя не одну сотню детей третьего тысячелетия.

И вот какой момент мы с Андреем отметили - как усилия, которые мы затратили на тренировки каратэ, дают свои плоды. Он сумел выскочить из под колёс автомобиля, а я лет пять назад увернуться от мотоцикла, которого на огромной скорости занесло, мне удалось принять удар на руки, и суметь как в айкидо пропустить мотоцикл мимо себя. Водила потом пришёл ко мне домой и, увидев по фоткам на стене, кого он сбил, оставил деньги, хотя мы их у него не просили, т.к. я тогда отделался лёгкими царапинами. Или года четыре назад на меня было совершено нападение сзади на кладбище с целью завладения мобильным телефоном. Но я успел спиной почувствовать опасность, сделал уклоняющееся движение, и страшный удар сапёрной лопаткой пришёлся по голове вскользь, но шов 6 см длиной потом наложили.

В общем, ничего не проходит бесследно, а посему Будем Жить...


 


Рецензии
Да!..
Впечатлений от прочитанного МАССА!
На днях у нас мама одна сходила в магазин. Ей 85.
Видит плохо, слышит плохо, ходит с тросточкой, но самостоятельно нет-нет да выходит на "гульки". Да и магазин у нас под боком, но надо перейти дорогу. Уже сделала покупки и возвращалась.
Чуть не сбила машина.
Она позже рассказывала:"Обычно я осмотрюсь по сторонам и бегом-бегом, а тут на середине дороги ноги как приросли к земле. То есть, если бы я бежала как всегда, то уже бы всё!.."
И про крики http://proza.ru/2017/10/19/1288

Ольга Смирнова 8   05.03.2024 15:29     Заявить о нарушении
Оля, спасибо, пошёл читать...

Полковник Чечель   05.03.2024 15:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.