Бэлла...

   
   Бэлла, Бэлла Казимировна одарила несколько выпусков старших классов трагической нелюбовью к литературе.
   Во всей её фигуре была заметна некоторая дисгармония, повлёкшая, по-видимому, и дисгармонию душевную.
   Плотные ноги и массивная нижняя часть тела странно сочетались с тонкой шеей и изящной удлинённой головкой с невыразимо прекрасными глазами брюлловских красавиц. Косенький миниатюрный ротик, с трудом скрывая неровные зубки, лёгкими усиками над вздёргивающейся верхней губой наводил на мысли о "маленькой княгине". Руки, чрезмерно длинные для невысокой фигурки, стиснуты в пухлые кулачки на уровне талии, как у оперной дивы, собравшейся взять безмерно долгое верхнее "ля".
   
   Несчастным был класс, где она выполняла "обязаловку" - классное руководство. Не рискуя окончательно испортить отношения с классом, прибегала к уловке. Как только класс начинал проявлять первые признаки неповиновения, во время урока литературы в класс заходила завуч, по совместительству Бэллина матушка. Производился смотр внешнего вида. Выявлялись наманикюренные ногти, капроновые чулки, бигудишные кудри, накрашенные ресницы, попутно делались замечания мальчикам по поводу клетчатых рубашек и недостаточно коротко стриженых волос. Лак с ногтей предлагалось удалять здесь же с помощью лезвия бритвы - сами виноваты, кудри размачивались под краном в кабинете завуча. Там же смывалась косметика. Экзекуция. Бедные ученики долго никак не связывали свои прегрешения против Бэллы и ревизионные налёты завуча.
   
   Каждый урок литературы и русского, начинаясь с нравоучительных пассажей, переходящих постепенно в нечто истерично-визгливое, завершался изучением характеров героев и структуры произведений, ни в чём не повинных классиков.
   
   Пытка литературой иной раз сопровождалась курьезами. Испытывая непреодолимую страсть к комментированию текстов, Бэлла довольно странно их интерпретировала и, объясняя, например, изумленным школярам, что "недремлющий брегет", - ни что иное, как желудок известного героя, извещающий о наступлении обеденного "перерыва": - Пора, мол, и домой!
   А "широкий боливар" - модная по тем временам широченная шинель на меху.
   
   Дежурные походы в театр влекли за собой обсуждение в классе виденного спектакля. Было скучновато и неинтересно.
   - Вы обратили внимание, ребята, как замечательно обыгрывается сцена с шалью? Какая замечательная находка - Кармен "раскидывает" на шали карты! Матвеева, - замечает Бэлла Капзимировна, что я где-то далеко в своих мыслях, - Матвеева, что ты можешь сказать о декорациях, не правда ли, - следует подсказка, - они были превосходны?
   Вздохнув, встаю и, захваченная врасплох:
   - Да они всё время шатались, особенно когда она с шалью и с картами, я всё боялась, что упадут - мешали музыку слушать.
   Класс не реагирует, - но тишина особенная. Бэлла поджимает губы:
   - Садись! - и демонстративно не замечает меня на последующих обсуждениях - её возвышенные чувства грубо задеты.
   
   Попытки учеников высказать на уроках собственную точку зрения и впечатления о тексте, вызывали у Бэллы раздражение. Не раз в классе звучал строгий, наставительный голосок:
   - Я вам объясняла, и извольте отвечать именно так!
   
   Смирившись, пишу сочинения, почти полностью "сдирая" текст с толстенных томов Истории литературы, получая за безрадостный труд безрадостные пятерки.
   Так и осталось непонятным, как писать: Ленин - это человек с большой буквы или просто - Человек? Мусор, мусор в голове...
   


Рецензии
Давно заметила, что у каждого ученика есть обязательно "свой учитель". Мне кажется, что не стоит и учителя лишать права иметь "своего ученика". Вам не повезло:уже два учителя(немецкого и литературы)- не ваши. Пишите интересно. С уважением.
P.S.Потрясающее внимание к несовершенству физических форм тела, какая детализация!

Людмила Ткачева   03.11.2011 01:15     Заявить о нарушении
Педагогический труд мне не совсем чужд. И собственный печальный детский опыт, описанный в повести (публикуются только разрозненные главки) - служил мне предупреждением в моей работе. Как видите - во всём есть своя рациональность, своё значение и предназначение

Нина Матвеева-Пучкова   03.11.2011 12:25   Заявить о нарушении
А что касается "своего-моего" учителя - прочитайте главку "Конёк-Горбунок".

Успехов!

Нина Матвеева-Пучкова   03.11.2011 12:27   Заявить о нарушении
Физические свойства тела, иной раз, совпадают со свойствами души или же провоцируют формирование тех или иных внутренних качеств человека, но совсем не обязательно, чтобы некрасивый человек был внутренне как-то ущербен, и наоборот, неземная красота обязательно была бы оболочкой "ангельской" души.

Нина Матвеева-Пучкова   03.11.2011 12:33   Заявить о нарушении
Раздумавшись над Вашим откликом, Людмила, я решила вернуться к Вашему замечанию относительно права учителя иметь "своего ученика". На мой взгляд, предвзятость (в любом смысле: плохом и хорошем) в педагогической деятельности недопустима. Я сразу не поняла всего смысла, сказанного Вами. Учитель должен быть ровен со всеми. Предвзятые отношения, имеющие личный оттенок, недопустимы. Только наличие какого-то особого «дарование», когда Вы дополнительно уделяете внимание "своему ученику" во внеурочное время, может оправдать подобное предпочтение.
Интересно, как согласуются Ваши представления с педагогической этикой?

Спасибо за внимание.

Нина Матвеева-Пучкова   04.11.2011 16:43   Заявить о нарушении
Приветствую Вас.Спасибо за реакцию. Буду тоже думать на эту тему. Полагаю, что среди большинства читателей вы найдете поддержку. Смею думать, что вы успешны и то, что напишу сейчас, вы воспримите как надо. "Ненависть и любовь могут жить в душах людей до гробовой доски.Но есть в человеческой натуре нечто такое, что не желает нести бремя благодарности, и потому большинство из нас не в силах быть морально благодарным в течение длительного времени". Иду читать "Конек-горбунек." С уважением Л.

Людмила Ткачева   05.11.2011 00:19   Заявить о нарушении
Не все афоризмы правдивы.
Врядли, что Харви Маккей прав. Скорее, здесь имеет место не совпадение культур. А может быть, проще: фраза настолько красива, что грех было её не сделать достоянием всеобщего внимания.)

Нина Матвеева-Пучкова   05.11.2011 18:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.