Почему Окуджаве простили поддержку расстрела

Недавно "МК" опубликовала интервью с известным актёром Владимиром Гостюхиным. В нём он выражал негодование по поводу поведения известного поэта и барда Булата Окуджавы. Вот выдержка из этого интервью.

— Помню, после обстрела танками Белого дома в Москве в 93-м прочитал про вас, будто вы в Минске топтали ногами и разбили пластинку Окуджавы за то, что он одобрил эти действия Ельцина. Было такое?

— Я не считаю, что художник имеет право призывать огонь на кого бы то ни было, даже если этот кто-то тебе неприятен. После расстрела Верховного Совета и безоружных людей у “Останкино” Окуджава приехал в Минск давать концерт. И я, любивший Окуджаву, знавший все его песни, считавший его своим кумиром, около здания филармонии на глазах у тысячи людей разбил одну его пластинку и бросил под ноги идущим на его выступление “новым русским”. А в зале к Окуджаве подошел человек с цветком, сломал его и бросил ему в лицо. Его потом посадили на 15 суток, а ко мне то и дело подбегали репортеры “Голоса Америки”, радио “Свобода”, говорили, что я так поступил по национальному признаку. Да я не знал, какой национальности Окуджава, и мне это было абсолютно все равно. Просто я думаю, что столь выдающийся гуманист не имеет права так поступать. Это непростительно. Но Булат Шалвович меня потом простил, хотя я до сих пор считаю, что сделал всё правильно.


Но на судьбу произведений Окуджавы подобная обструкция никакого воздействия не произвела. Его произведения широко исполняются. Театр "Школа современной пьесы" ежегодно проводит на своей сцене фестиваль Булата Окуджавы. Прав был Оскар Уайльд: "Эстетика выше этики". Нехорошо, конечно, одобрять расстрел соотечественников. Но сила притягательности (или притягательность силы) песен Окуджавы оказалась сильнее морального осуждения его проступка. И потом: мёртвых не судят! Разве предъявишь какую-нибудь претензию памятнику?


Рецензии
Давненько слышал, что Акуджава-фронтовик не любил вспоминать и рассказывать о войне.
Я это вполне могу и понять, и принять: война штука и грязная, и подлая, и страшная...
Поэтому мне вполне хватало его юморных-пацифических строчек про войну вообще...типа- " В поход на чужую страну...",. И сам я под гитару не раз эту песню на застольях среди друзей-офицеров исполнял.
Но тем противнее, когда не просто городской поэт или бард дворового масштаба, не просто рядовой писатель, а именно что мэтр маститый и "народный" вдруг оказывается простой "шестёркой" в банде Мальчиша-Плохиша. И все его высоконравственные песни почему-то сразу оказываются " с душком".Он прямо таки ощщщущается.
И ведь именно те откровенные 90-е выявили этих лжегероев типа Яковлева и прочих ряженых. Именно предательство воспетых ( и красиво, надо признать, воспетых) ими же самими идеалов( за счёт чего их и полюбили сперва СМИ, а потом и массы..) и не хочется прощать. Как ни банально звучит сравнение - но это как поцелуй Иуды.
Поэтому для меня олицетворением предательства является именно что не поведение изначальных " Мишек Квакиных". А именно что " переодевание" Гайдара ( пусть и не Аркадия, а его внука), Мишки Полякова ( героя-пионера из " Кортика"), обличителя деспотов А.Н.Некрасова, заискивающе читающего хвалебную оду самодуру-губернатору,.... или примерно и из той же когорты - " народного любимчика и баловня" Окуждавы - особенно противны... Потому как циничны и убивают желание у Человеков верить в большое-чистое-светлое-героическое-неподкупное-настоящее.
И сразу появившиеся после тех сломанных и брошенных в лицо цветов в Минске "из запасников очевидцев" воспоминания о его папаше и дядьке националистах, о его барской жизни во время учёбы в школе---и даже полусказочная история об имени Дориан- данном, якобы, Акуджаве при рождении и пророчески проявившейся как и у самого Дориана Грэя перед смертью противной " мордой" - всё сразу ложится в строку.
..........................................................
А песен его я с тех пор не пою...
Разве что неубиваемую " Ваше благородие...". Но эта песня и при рождении , и при жизни у меня никогда не ассоциировалась ни с самим Булатом, ни с его манерой исполнения...
Как перестал петь и слушать песни Макаревича, впрочем.
Вдруг ощущаешь, что " друг тебя предал"- тот друг, который казалось тебя понимал очень хорошо и кому хотелось ( в хорошем смысле) подражать.
.................
p/s: Максима со скрижалей =" Не сотвори себе кумира...= она, конечно, в очередной раз подтверждается... И поэтому, мне кажется, время написания первых из сохранённых ( и канонизированных церковью) "евангелий" отстоит от смерти Исуса Христа на две сотни лет...
Вполне допускаю, что прижизненныфе поступки,слова и деяния авторов-хамелеонов потускнеют и забудутся. А рифмы и строчки ими рождённые сохранятся .

Геннадий Ященко   30.06.2018 11:43     Заявить о нарушении
Все бы ничего... если бы от слов в головах быдла проявились светлые мысли...

Ан Леере   26.06.2018 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.