Биоцентризм этика - справка из Википедии

Биоцентризм (от греческого: bio - жизнь)  - в политическом и экологическом отношении – этическая точка зрения, которая расширяет внутреннюю (природную) ценность на нечеловеческие виды [1] , экосистемы и природные процессы – независимо от их кажущейся «неодушевленности» [2].  Эта точка зрения противоположна антропоцентризму, для которого ценностью являются прежде всего люди [3].


Определение

В биоцентризме природа не существует исключительно для того, чтобы использоваться или потребляться человеком; более того, люди являются лишь одним из биологических видов наравне со всеми остальными, [4] и поскольку они – часть экосистемы, любое действие, отрицательно действующее на живые системы, также отрицательно влияет на людей, [4,5] вне зависимости от того, разделяют они или нет биоцентрическое мировоззрение[4].  Биоцентристы полагают, что все виды имеют внутреннюю ценность, и что люди не превосходят их ни в моральном, ни в этическом смысле.

Джон Мюир (John Muir, 1838-1914)  - натуралист, биоцентрист, основатель заповедного дела  и писатель. Родоначальник  Сьерра-Клуба, национальной организации заповедников США, действующей по настоящее время.

Пол Тейлор (Paul Taylor), один из первых популяризаторов идеи биоцентризма [6]  В его определении, биоцентризм – это  «уважительное отношение к природе», которое побуждает человека вести такой образ жизни,  который не ущемляет интересы и благополучие всех живых существ [1].  Тейлор отмечает [6,7] :

1.Люди – члены сообщества жизни наравне с другими видами,  и имеют с ними одинаковый статус.
2.Биотическое сообщество состоит из системы взаимозависимости между всеми членами, как с физической стороны, так и в своих  отношениях.
3.Каждый организм это "телеологический центр жизни", то есть, у каждого организма есть  своя цель (телео) и смысл существования, который изначально «хороший» или "ценный".
4.Люди по своим внутренним характеристикам не выше других существ.

Последователи биоцентризма поддерживают  биоразнообразие,[8], права животных, и охрану окружающей среды.

Данный термин используется также сторонниками "левого биоцентризма",  соединяющего глубинную экологию с анти-индустриальной и анти-капиталистической позицией (Дэвид Ортон и др.).[9]


История

Первоначально термин биоцентризм связан с работой философа Пола Тэйлора, в особенности с его книгой "Уважать природу: Теория экологической этики" (1986).[6]

Однако историк Дональд Уорстер усматривает истоки биоцентрической философии в протестах британской интеллигенции викторианской эпохи против христианской этики подчинения природы.

Он указывает на то, что  Чарльз Дарвин разделял биоцентрический взгляд, подтверждая это положение цитатами из его «Записок о трансмутации видов»:

"Если мы дальше разовьем наше предположение, что животные -  наши братья по боли, смерти, страданиям и голоду,  наши рабы, выполняющие самую тяжелую работу, наши товарищи по развлечениям — могут разделять с нами общего родителя — тогда мы все связаны одной цепочкой."


См также:

 Anarcho-primitivism
 Animal cognition
 Biodiversity
 Biophilia hypothesis
 Deep ecology (Глубинная экология http://www.proza.ru/2011/02/25/44)
 Earth jurisprudence
 Ecocentrism  (Экоцентризм http://www.proza.ru/2011/06/02/514)
 Gaia hypothesis
 Gaia philosophy
 Green anarchism
 Neo-luddite
 Painism
 Primitivism
 Religion and environmentalism
 Speciesism
 Stewardship (theology)
 

Литература

1.Derr, Patrick George; Edward M. McNamara (2003) (in English). Case studies in environmental ethics. Rowman & Littlefield. pp. 21.ISBN 9780742531376.
2.http://www.sociallearning.info/home/pdf/encyc-.pdf
3."biocentrism". Encyclop;dia Britannica. 2009. Retrieved 13 March 2009.
4.Judi Bari (1995). "Revolutionary Ecology: Biocentrism & Deep Ecology" (in English). Alarm: A Journal of Revolutionary Ecology. http://www.proza.ru/2009/08/30/1125
5.Ingram, David; Jennifer Parks (2002) (in English). The complete idiot's guide to understanding ethics. Alpha Books. pp. 201.ISBN 9780028643250.
6.Curry, Patrick (2006) (in English). Ecological ethics: an introduction. Polity. pp. 60. ISBN 9780745629087. http://www.proza.ru/2007/12/23/382
7.Taylor, Paul (1986) (in English). Respect for Nature: A Theory of Environmental Ethics. Princeton University Press. pp. 99. ISBN 978-0691022505.
8.Robin Attfield, ed (2003) (in English). Environmental ethics: an overview for the twenty-first century. Wiley-Blackwell. pp. 17.ISBN 9780745627380.
9."Left Biocentrism Primer". 1998-03-15. Retrieved 2009-03-15.
10.Worster, Donald (1994). Nature’s Economy: A History of Ecological Ideas (Studies in Environment and History). Cambridge University Press. ISBN 0521468345.


Дополнительная литература

 Agar, Nicholas (2001). "Recent defenses of biocentrism". Life's intrinsic value: science, ethics, and nature. Columbia University Press. ISBN 9780231117869.
 Reichmann, James B. (2000). "Anthropocentrism, Biocentrism, and Envirocentrism". Evolution, animal 'rights,' and the environment. CUA Press. ISBN 9780813209548.
 Sterba, James P. (1998). "Biocentrism and ecological integrity". In Lemons, John et al.. Ecological sustainability and integrity: concepts and approaches. Springer. ISBN 9780792349099.
 Taylor, Paul W. (2010). "Egalitarian Biocentrism". In Keller, David R.. Environmental Ethics: The Big Questions. John Wiley & Sons.ISBN 9781405176392.
 Vilkka, Leena (1997). "Biocentrism". The intrinsic value of nature. Rodopi. ISBN 9789042003255.

Источник:
http://en.wikipedia.org/wiki/Biocentrism_(ethics)#Definition


Рецензии