Притча о Я

… Ученик возвращался к мастеру. К мастеру мудрому и любимогу, у которого учился уже много лет. Он приезжал к нему из своей страны, из своей отдельной реальности, и жил у своего учителя в доме. Приехал после долгого отсутствия, после больших перемен. Мастер стоял на дороге, как будто бы знал, что ученик приедет.
- Рад видеть тебя. Пойдём в сад. Все уже собрались – время полуденного чая.
У мастера почти всегда жили его ученики со всего мира и приезжали другие учителя. В доме его проходили многообразные процессы: беседы, медитации, прогулки.

… Для ученика самым главным вопросом, который он сам постоянно решал и задавал его этому и другим мастерам, был вопрос «о Я». У этого человека была очень сильная личность, и он искал подтверждений, что она очень важна и необходима в жизни. Ему очень нравилось, когда он встречал какого-нибудь учителя, который давал ему такие подтверждения. Встречал он и таких, которые даже настаивали, что Я жизненно необходимо, и человек должен всю жизнь работать над его усилением и совершенствованием. Один такой учитель привез его к мастеру.
Человек ожидал, что тот даст ему еще больше подтверждений о важности Я, и приготовился задать как обычно свой главный вопрос, который задавал всем. И был очень удивлён, когда мастер во время приветственной беседы (приехала сразу группа искателей) начал говорить о том, что есть я – его строении и функционировании, его рождении и захвате всего внимания и пространства жизни человека. Никто из других учителей никогда не разбирал так подробно структуру Я и не описывал его процессы. Впервые человек услышал идею о том, что Я – не есть сам человек и его необходимо стереть. Мастер говорил так же о внимании, наблюдателе, пути трансформации и свободе.
Впервые за несколько лет своих «исканий» человек молчал, он молчал все время, пока жил у мастера. Происходили разные процессы, ежедневно вся группа с мастером и учителем, который их привёз, гуляли, беседовали, учитель проводил практики, люди задавали вопросы. Но человек молчал. Ему очень хотелось спросить у мастера – «как же так, что Я не важно», но каждый день мастер говорил новые и новые вещи о Я. И человек откладывал свой вопрос, обдумывая то, о чем мастер говорил.
Настал день отъезда, человек полный решимости, наконец, спросить, подошёл к мастеру. Но вместо того, чтобы задать свой коронный вопрос, вопрос, который давал ему так много энергии, так наполнял его, он сказал мастеру:
- Я хотел бы снова приехать к вам. Когда это возможно?
Тот улыбнулся и ответил:
- Всегда, когда у вас будет время и внимание для следующего исследования.

… Человек вернулся домой, погрузился в повседневные дела, продолжал заниматься практиками и встречаться со своим главным учителем. Но вопрос «о Я» не давал ему покоя. Человек уже не мог думать о нём так же, как и прежде. Что-то изменилось. Изменилась сама постановка вопроса и главное – исчез ответ. Ответ, который человек видел так ясно, подтверждённый многими учителями и самой жизнью. Важность Я была основой реальности этого человека и, как ему казалось, – каждого человека, человека как такого. Теперь же важность Я пошатнулась, а вместе с ней и вся реальность. Исчезла уверенность, уверенность в себе и в космосе, в центре которого стояло Я.
Человек не был расстроен, он не страдал. Он не понимал – почему с ним это происходит. И раньше некоторые гуру, которых он находил, ставили под сомнение значимость. Они даже цитировали древних мудрецов и зачитывали отрывки из книг. Но в человеке всегда это вызывало только раздражение, и он всегда просто уезжал, тот час, забыв об этом гуру и его книгах. Сейчас было иначе. Мир пошатнулся, но человек не хотел забывать ни мастера, ни его слов. Я было под ударом, но ему было интересно. Интересно смотреть на себя и своё Я. Но впервые в этом смотрении не было ни самолюбования, ни самоутверждения. Это было спокойное пристальное наблюдение всех процессов, которые в я происходили и того, как это влияло на реальность вокруг. Через несколько месяцев человек снова поехал к мастеру.
- Ты попал в центр циклона.
- Я не важно, но важно, что ты с ним сделаешь. Не стоит отпускать все на самотек. Оно не простит невнимания к себе.
- Я ловит человека в самых неожиданных моментах, на самых неожиданных вещах.

… Да, Я снова проснулось и снова попыталось выйти на первый план. Его доводы были просты:
- Вот я отступило, и ты живёшь без меня уже больше года. Ну и что? Чего ты достиг? И куда ты двигаешься? Что будет дальше – с  тобой и со мной?
Следующие несколько лет человек продолжал ездить к мастеру, но это уже не были умиротворённые беседы в саду или во время прогулок в горы. Человек сильно изменился. Он стал спокойнее, уравновешеннее, «мудрее»… Это было видно каждому, кто встречал его и кто общался с ним. Но этого не видел он сам. У него появилась цель в жизни, циль, к которой он шёл каждый день. Всё своё время и внимание он посвятил этому. Он сражался. Сражался с мастером, а вместе с этим – с собой, с миром… Он  сражался за Я.
Ему казалось, что он должен выиграть эту битву и переубедить мастера. Но когда он открыто об этом начинал говорить мастеру, то тот лишь отшучивался – краткими и мудрыми фразами. Мастер не произносил долгих речей, он не разубеждал человека. Он приглашал его идти на прогулку или слушать птиц, или смотреть на закат солнца. Еще мастер приглашал человека молчать.
И тогда человек решил, что он должен уехать и какое-то время не приезжать к мастеру. Он понимал, что мастер находится таком в отстранённом состоянии, в широком внимании, таком глубоком покое. И не стоит его тревожить выпадами раджаса. Его не сдвинуть … Человек решил, что ему нужно подготовиться к следующей встрече с мастером очень тщательно. На это у него ушло несколько лет.

… Он приехал после долгого отсутствия, после больших перемен. Мастер стоял на дороге, как будто бы знал, что ученик приедет.
- Рад видеть тебя. Пойдём в сад. Все уже собрались, чтобы выпить чаю.
Человек долго и страстно говорил. Мастер молчал и слушал.
- Можно ли доказать важность Я тому, кто отказался от Я? От Я, его важности и всех благ, которые как ты говоришь, оно несёт. Тот, кто стоит перед тобой, сделал свой выбор уже давно. И уже очень давно он учится жить без Я.
- Учится? Мастер, вы учитесь? Этого не может быть! Вы, такой мудрый, почтенный, пожилой. Это у вас все учатся.
- Учусь, учусь. Вот, у тебя учусь. Ведь ты хочешь убедить меня в важности Я и прикладываешь к этому такие усилия. Каждый год ты приезжаешь сюда по нескольку раз и проводишь со мной столько бесед. Ты создал целую сложную концепцию, объясняющую важность и нужность я. Ты собрал всю мудрость человечества о я, которую оно собирало тысячелетиями. Ты взял всё, что я дал тебе, переработал и внёс в свою систему. Это не чужое знание. Оно твоё, оно настоящее, ты прожил это, ты веришь в это. Ты веришь в Я, в его центральность и в космос вокруг Я. Ты живёшь это в каждый момент, в каждом действии, в каждом слове, в каждой мысли. Это большое дело. Оно вышло за рамки ментальной игры с идеями. Это дело Жизни. Жизни и Смерти. Не каждый возьмется за такое дело. Это время, энергия, внимание. Это Жизнь.
- Пойдём на прогулку. Начинается осень. Горы и лес сегодня очень красивы.
Они долго гуляли, молча.

… Ночью человек смотрел на звёзды. И что-то происходило внутри него. Ясность осенней ночи проникла в мысль. Созвездия стремительно двигались над его головой. Маленькие точки гигантских светил летели со скоростью мысли. Они омывали его своим светом. В рассветных сумерках на горизонте внимания засверкала Венера. Пришло Солнце.
- Стоп! - сказал человек вслух. Но Солнце продолжило свой восход, а Венера исчезла в его свете.
- Стоп!!!! - повторил человек.
- Я не может остановить космос. Космос может остановить Я. Вот она, ошибка. Ошибка древних астрономов. И ошибка современного человека. Звезды, планеты и Солнце не движутся вокруг Земли. Я не находится в центре мира.
Они сидели и пили чай. Яркий жёлтый лист легко скользил в прозрачной полутьме. Венера, принимая свет солнца, продолжала движение космоса.


Рецензии