27 мая от Парижа до Кванджу

        Восстание – высшая мера надежды на лучшую жизнь. Восстают только тогда, когда все низшие и простые меры пройдены. И пройдены безнадёжно. Когда спокойной и размеренной жизни больше не получается. Когда слова «свобода или смерть» перестают быть только словами не для кучки «идейных заговорщиков», а для огромной массы.
        И ещё когда все восстающие прекрасно знают, сколько мрази вольётся в их ряды, насколько преступления этой мрази станут их преступлениями. И как эта мразь в случае победы может быстро стать новой властью, хуже свергнутой. Но думать и анализировать уже некогда.
        Иначе мразью станет уже нынешняя, а не будущая власть. Подавление восстаний всегда кроваво, всегда отвратительно, всегда больно. И лишь нам, сторонним обывателям, хорошо давать свои "советы постороннего", а потом рассуждать.
        Ну, например, так.  Нет сомнений, что успешное подавление «революционных масс» в октябре-ноябре 1917-го не имело бы прецедентов в российской истории по своей «крутизне-кровизне». Уже тогда «прогрессивное человечество», ещё не успев завершить первую мировую войну, возмущалось бы «зверствами казаков Керенского». Уже тогда убитые без суда и следствия Ленин, Троцкий и Сталин надолго стали бы мучениками. Но – сколько бы погибло большевиков? Тридцать тысяч, как при Парижской коммуне? Или сто тридцать? Всё равно не миллионы, что уничтожены этой «троицей несвятой»!
        Так-то оно так. Да только любую правительствующую мразь, утопившую в крови очередное восстание, можно оправдать такой «антиутопией»…


        140-летие Парижской коммуны и её кровавого подавления в конце мая 1871 года прошло незаметно. Даже на сайте КПРФ «юбилейный» текст на все девяносто процентов позаимствован у «Википедии» – не болит душа у этих «коммунаров» по «первой пролетарской диктатуре», «дежурна» для них эта дата. Что уж тогда говорить про иных борцов с несправедливостями мира?
        На парижское кладбище Пер-Лашез борцы эти всё больше идут не к «Стене коммунаров», а к могиле Джима Моррисона – талантливого барда-бунтаря из группы «The Doors». Автора бессмертной «People Are Strange» и отчаянного сценического хулигана. Который в Париж фактически бежал из «сурово осудившей» его Америки, но успел только упокоиться в парижской земле ровно веком позже коммунаров, в июле 1971-го. Совпадение? Знамение? Среди версий смерти Моррисона «хорошие парни из ФБР» тоже присутствуют…


        Парижским бунтам и восстаниям, революциям и контрреволюциям, брюмерам и термидорам несть числа. Коммуна была последним вооружённым выступлением – и самым кровавым, самым разрушительным. Ибо никогда, наверное, Париж так не разрушали и не жгли, как в 1871-м – даже оккупанты-нацисты семьдесят лет спустя. Главной потерей был любимый французскими королями и императорами дворец Тюильри.
        Но впервые в руках восставших был весь город на два с половиной месяца. Впервые они вывели городское самоуправление на уровень государственной власти (хотя никакой и не «пролетарской диктатуры»). Впервые победившее поначалу восстание попыталось ярость уничтожения обратить в дух созидания. А желание продлить «мораторий» на выплаты по векселям и закладным в ломбардах (его установили на время войны с Пруссией, но ввиду поражения пора было и отменять!) – в попытки овладеть азами «антикризисного управления».
        Конечно, не вышло. Конечно, затесавшаяся мразь всё испортила – и банки не национализировала (не нашлось "своего" бухгалтера!), и оборону провалила, и «преступную мягкость к врагам» проявила по Марксу. А «не мразь» благостно пребывала кто в «бланкизме», кто в «прудонизме», а кто в «журнализме». Среди лидеров Коммуны было несколько бульварных репортёров, их разбирало скорее профессиональное любопытство, чем воля к борьбе. Были, конечно, и литераторы, к штыку перо приравнявшие, но самого штыка в жизни не видевшие.


        А «революционное» правительство Луи Адольфа Тьера, героя революции 1830-го и сопротивления имперскому путчу 1851-го, знаменитого историка и публициста, первое республиканское правительство после свержения «Наполеона Малого», почему-то в коммунарах никаких революционеров не увидело. И, позволив провозгласить в Версале рождение новой Германской империи (расплата за поражение империи французской!), повело против Парижа тотальную войну на уничтожение.
        А ведь Тьеру приписывали пламенные слова в Национальном собрании 1840-х: «Французское правительство, которое осмелится бомбардировать Париж, покроет себя несмываемым позором!» Как говорится, никто за язык не тянул.


        И была «кровавая майская неделя», когда оба противника являли и мужество, и жестокость, и подлость. Коммунары к тому моменту успели сокрушить как «символ агрессии» Вандомскую колонну, а законная власть – немало «бедных» домов артиллерийским огнём. Затем последовали массовые расстрелы «всех пахших порохом» парижан, невзирая на пол и возраст; не столь массовые, но тоже расстрелы ещё живыми коммунарами заложников (особенно парижского духовенства) и «преступно мягкий» последний указ Коммуны о сожжении всех оставляемых кварталов. Впрочем, следствие потом выявит поджигателей и среди «сил правопорядка», а нескольких членов Коммуны тайно выпустят из тюрьмы именно за умелую борьбу с пожарами – фактически за спасение Парижа. Где тут мразь?
        27 мая 1871 года всё было кончено – в руках коммунаров осталось только то самое кладбище Пер-Лашез на восточной окраине Парижа. На следующий день пало и оно – последних его защитников оттеснили к той самой «Стене коммунаров» и расстреляли.


        Так что же было итогом Парижской Коммуны?
        Тридцать тысяч расстрелянных и много больше посаженных или бежавших? Да. Не забудем, правда, – все уцелевшие были амнистированы уже через восемь лет.
        Учёт «преступной мягкости» коммунаров будущими известными революционерами? Увы, тоже да. Наша «Коммуна» растянулась не на 72 дня, а на 74 года. Не будем сравнивать итоги…
        Но, похоже, не было бы без Коммуны ни Третьей французской республики, ни Четвёртой, ни нынешней Пятой.
        Ибо студенты в мае 1968-го (опять май!) уже не стреляли и не сжигали целые кварталы, а «суверенная демократия» Де Голля сумела не превратиться во мразь «чудовищного карлика» Тьера.
        Ибо и сейчас чуть ли не ежегодно пол-Парижа бастует и вдохновенно распевает на улицах «Интернационал» – но морщатся почему-то от этого только туристы. Русские, например.
        Ибо неспроста парижское «Сити» получило имя «Дефанс». «Оборона», то есть. Кого и от кого? Коммунаров от войск Тьера – больше некому и не от кого. На месте нынешней «Большой арки» Дефанса как раз и проходила западная линия фортов в 1871-м. Немцы были с востока.
        Память о Коммуне для Парижа – это память не об «отчаянной борьбе с угнетателями и эксплуататорами». Местные «оппортунисты», конечно, всё опошлили – говорят об уроках Коммуны как о боли гражданской войны, а не о славе войны классовой. И что на крови Коммуны взошла местная демократия и местный социализм (что для наших «коммунаров», конечно, «в кавычках»).
        Вот только для этого надо было Коммуну подавить. И жестоко…
        А старика Тьера через несколько лет похоронить... Да-да, на кладбище Пер-Лашез! Если по прямой - всего в сотне метров от "Стены коммунаров"! Однако по прямой не пройти - а по аллеям, да в горку, и километр выйдет.


        Столь же жестоко, но для того же самого, надо было подавить и восстание в Южной Корее, в городе Кванджу. Ровно 109 лет спустя. В мае 1980-го.
        Это уже ближе, это уже помню и я по газетам и «зомби-ящикам». Среди нашей крикливой пропаганды порой попадались опусы и другой, «Народно-Демократической» Северной Кореи, что процветала под мудрым руководством Великого Вождя Ким Ир Сена, как и сейчас цветёт и пахнет под ещё большей мудростью его сына. Журнал «Корея» (словно единая!) печатался на прекрасной бумаге, содержал красочные фотоагитки народного счастья и стоил всего пятнадцать копеек. А вот краткие репортажи о «южных братьях, стонущих под игом сеульских марионеток» были в нём только чёрно-белыми.
        О Кванджу было написано текстом, что душу должен был леденить, но почему-то не леденил: «Подлая марионеточная хунта не смогла отмыть от крови городские улицы, и ей пришлось заменить асфальт». На народном Севере менять асфальт без столь веских оснований, наверное, не принято и сейчас.
        Леденила душу всё-таки наша пресса, когда писала о народном восстании, изгнавшем «родную» армию из Кванджу на целых пять дней. После двух дней боёв и невиданных зверств «десантуры». Среди жертв был и начальник городской полиции, не вовремя ляпнувший что-то вроде: «Расстреливать, конечно, надо – но пытать-то зачем?» И про создание в городе «народного правительства». Что, революция? Объединение Кореи под властью Ким Ир Сена не за горами?
        Но нет. Пять дней – просто американского авианосца дожидался кровавый режим Чон Ду Хвана. Без авианосца нельзя было снять дополнительные силы с демаркационной линии и бросить их «на усмирение». Всё чётко, по-военному. А «оправдательную антиутопию» и сочинять нечего – вот она, сразу за северными пригородами ультрасовременного Сеула! С потрясающим именем «чучхе». Говорят, слово это имеет несколько значений в корейском языке, и одно из них – «несварение желудка с перепою».
        Чон Ду Хван ещё помнил январь 1968-го, когда «чучхейские» диверсанты проникли к самому президентскому дворцу в Сеуле. Президента Пак Чжон Хи не достали, но тридцать северян «положили» тогда семьдесят южан. Уничтожать камикадзе пришлось как раз Чону. А шестью годами позже другие камикадзе уничтожат, наверное, «самую кровавую марионетку» – жену Пак Чжон Хи. «Сам» вновь уцелеет – его достанут пять лет спустя «свои» при очередном перевороте.
        Мог ли тогда «преемник» Пака церемониться с восставшим городом, свято веря, что без «чучхе» тут не обошлось и обойтись не могло? Он и не церемонился. Чон был не Тьер – на «освобождение Кванджу от коммунизма» его войскам понадобилась не неделя, а всего полтора утренних часа 27 мая 1980-го. По восставшим просто проехались танками, число жертв до сих пор называется от одной тысячи до десятков – точнее не может сказать никто. На Мемориальном кладбище Кванджу похоронены далеко не все.


        Спустя тридцать лет в истории «Кванджуской Коммуны» расставлено над «и» куда больше точек. «Марионеточная хунта» давно превратилась в «образцовую демократию» (хоть нынешний президент Ли Мен Бак несколько и «закрутил гайки»). Память о Кванджу, хранимая всем Югом, привела парламент к принятию специального закона о гарантиях и компенсациях участникам восстания, а Чон Ду Хвана и его подручного Ро Дэ У – в камеру смертников. Не посмотрели даже на превращение последнего в «южнокорейского Горбачёва» – в Кванджу-то Ро командовал теми самыми танками. Конечно, не повесили, амнистия вышла от «демократического» президента – но сам смертный приговор «подавителям» вынесли, наверное, впервые в истории.
        Многим «спасителям отечества от чего бы то ни было» стало в тот миг, ох, неуютно… Ведь фактически это восстание, проиграв сразу, победило десятилетие спустя! Как Парижская Коммуна – спустя несколько десятилетий.
        Куда больше теперь информации о тех событиях. О чистых и честных борцах ни за какой не за коммунизм, ни за какого не за Ким Ир Сена, и даже не за абстрактную демократию – просто за достойную жизнь. За право не быть мразью. Тему «освоил» и обретающий международный голос кинематограф Южной Кореи.
        Группа студентов из Кванджу, что считаются главными организаторами, очень увлекалась историей как раз Парижской Коммуны. Но момент начала выбирали не они, как и не коммунары столетием раньше. Выбирала, и тогда и сейчас, правительствующая мразь.
        Ну, а северная тоталитарная мразь, какова ни была бы её роль, довольно потирала руки – иначе просто не бывает. Потирать перестала, наоборот, когда Чон и Ро получили высшую меру. Когда победа этого восстания не привела к кровавому «объединению по чучхе».


        В конституциях нескольких государств зафиксировано право народа на восстание против деспотической власти как на крайнюю меру. Что-то есть и в документах ООН, не зря же КПРФ ссылается на это в своей Программе (вот только зловеще выглядит эта ссылка у наших «коммунаров»). Авторы лелеют надежду, что такое «де юре» – лучшая гарантия от «де факто».
        Наверное. Только акцент тут надо делать не на «праве» (восставшие его никогда не просят!), а на «крайней мере».
        Ибо, когда походя зовёт «к топору» иной «сетевой ресурс», скрывается за ним чаще всего та же самая мразь. И, увы, совсем не виртуальная…


Рецензии
"Бунт обречен на неудачу. Удачный назывался бы иначе".

Николай Леухин   02.06.2011 10:33     Заявить о нарушении
Или ещё такой вариант: "Мятеж не может кончиться удачей - В противном случае его зовут иначе". Однако словом "восстание" часто объединяют выступления с больше благородными целями, независимо от их исхода. Хотя в советской истории пера советских же авторов встречались как "эсеровские мятежи", так и "кулацкие восстания". Что несколько странно для сов-историков (в каком-либо "благородстве" изначально было отказано и тем, и другим) - но в чём-то и знаменательно.

Потому и я назвал все описанные движения "восстанием" и не стал углубляться во всякие "гносеологические корни".

Признателен за отзыв. С уважением,

Панкрат Антипов   02.06.2011 10:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.