Еркегали по прозвищу Кошмарик

Главы книги "Еркегали по прозвищу Кошмарик" второе издание, переведена на казахский язык. 11 апреля 2015 года на книжной полиграфической  выставке в Алматы я получила Диплом номинация: "Лучшая детская познавательная книга".

ЕРКЕГАЛИ – МАЛЬЧИК-ОЗОРНИК

Здравствуйте! Меня зовут Еркегали. Так звали отца моей бабушки. Говорят, он был добрым и хорошим человеком. У казахов принято уважительно уменьшать имена взрослых людей. Но не из уважения к моей персоне зовут меня Ерке, что в переводе означает «озорник, баловник». Моя старшая сестра Жанна утверждает, что я родился хулиганом. Отцу не нравится, что мое имя сокращают.
– Что можно ждать от ребенка, которого называют озорником? – обижается он, когда соседки жалуются на меня.
– Я уверен, что оно моему сыну, кроме неприятностей, ничего не принесет и может предопределить его судьбу. Все относятся к нему как к озорнику, и в этом вина твоей матери! – обвиняет он маму. – Ты хотела, чтобы твоя мать дала имя нашему ребенку! Кто такой твой дедушка Еркегали? Кем он был? Никем! Ничего в своей жизни не добился, ни к чему не стремился! Всю жизнь проработал табунщиком. Зачем обрекать ребенка на серость? Я хочу, чтобы у моего сына было хорошее, звучное имя знаменитого человека и чтоб он равнялся на него!
Мама задавала ему один и тот же вопрос:
– Где ты был раньше? Почему тебе разонравилось его имя? Чем мой дедушка не угодил тебе? Я знаю многих людей, названных в честь знаменитостей: Чингисхан, Спартак, Рафаэль, но от этого они не стали ни знаменитыми, ни великими. Многие из них спились, стали бомжами. Ты думаешь, если бы мой дед был генералом, то и наш сын им стал? Главное – воспитать из него хорошего человека!
Как назло, я помню, в тот день по телевизору шла передача «Что в твоем имени?» Известный педагог рекомендовал родителям давать детям красивые, звучные имена:
– Правильно поступают те родители, которые дают своему ребенку имя знаменитого человека! В дальнейшем это повлияет на его характер. У детей, названных в честь великих полководцев, появляются отвага, храбрость, удаль – характерные черты этих людей. У детей, названных в честь людей искусства – композиторов, писателей и художников, проявляется склонность к музыке, поэзии и живописи. И наоборот, если у ребенка имя родственника-неудачника, то аура над ним будет мрачная. Он может стать пессимистом.
Отец обрадовался: «Что я говорил! Ученые подтвердили, что я прав! Давай поменяем имя ребенку, пока не поздно!»
Мама заплакала: «Что я скажу своим родителям, знакомым? Какой позор будет! Дело не в имени!»
Когда наша бабушка приходит к нам в гости, она целует меня и говорит: «Как я завидую тебе, малыш! У тебя нет проблем!»
Ах, если бы знала моя бабушка, что она и создала проблему нашей семье! Я считаю, отец прав, и с удовольствием поменял бы свое имя! Но никому в этом не признаюсь! Все считают его моим прозвищем. Если я скажу об этом вслух, обижу бабушку и создам проблему маме. Мои родители начнут ссориться и долго не будут разговаривать. В такие дни в квартире становится неуютно: мама плачет, а папа сидит в своем кабинете и ни с кем не разговаривает, даже со мной, со своим долгожданным наследником.
Почему бабушка не догадалась дать мне имя другого родственника? Или в ее семье нет знаменитых людей? Возможно, я стал бы другим человеком!
Вообще я незапланированный ребенок. Моя мама поздно поступила в аспирантуру. До этого она занималась воспитанием моей сестры. Когда она готовилась к защите диссертации, врачи объявили ей: «Ждите малыша!» Папа обрадовался и сказал: «Для нас ребенок – главнее!» Я главным себя в нашей семье не считаю!
Моя старшая сестра говорит, что я не вовремя родился.
– Это ты виноват, что мама не стала кандидатом наук, загубила свою карьеру! – обвиняет меня сестра.
А мама возражает ей и говорит всем: «Я родила Ерке и стала счастливой женщиной!»
А сестра ей не верит и заявляет мне: «С твоим рождением жизнь в нашей семье превратилась в ад, а моя стала кошмаром! Целыми днями ты пищал, требовал внимания к себе, мешал мне готовиться к урокам».
Недавно по телевизору шла передача о новорожденных детях. Оказывается, то, в чем меня обвиняет сестра, происходит со всеми новорожденными и называется физиологией человека! Врач пояснила, что это нормальный процесс. А сестра уверяет, что она была здоровее и родители с ней не мучились.
Я родился слабеньким, потому что моя мама целыми днями работала над диссертацией, часто ездила в командировки и не уделяла внимания своему здоровью. Поэтому я переболел всеми детскими болезнями.
– Никогда не думала, что через одиннадцать лет судьба подарит мне сына! – признается она своим подружкам.
– Зачем ты родился? Без тебя мне так хорошо жилось в нашей семье! Ты украл любовь моих родителей! С твоим рождением закончилось мое детство! – жалуется сестра.
Она не понимает, что все мужчины мечтают иметь наследника. Мой папа счастлив: я – продолжатель его рода. А сестре наплевать на наш род, она только о своем благополучии думает! Поэтому она меня ненавидит – я ей мешаю! Она постоянно за это мне мстит. В спальне бросается то подушками, то одеялами, потом зовет маму и жалуется, что я ей мешаю заниматься. Она как будто нечаянно роняет на меня тяжелые предметы: ножницы, книги, и все у нее получается, как несчастный случай. И виновным всегда оказываюсь я!

ПОЧЕМУ МЕНЯ СТАЛИ НАЗЫВАТЬ КОШМАРИКОМ

Почему-то взрослые считают, что только детей надо воспитывать. И не замечают, как сами плохо воспитаны. На мамин юбилей пришло много гостей, ее подруги и знакомые. Нам накрыли стол в детской, мы играли и смотрели телевизор. Когда я пошел в кладовку за новыми игрушками, из туалета вышла подружка моей мамы Айман. Не помыв руки, она вернулась в гостиную.
Я догнал и спросил ее: «Почему вы не вымыли руки? Вы ведь заходили в туалет!». Она прошипела: «Замолчи, глупец!»
Но я не успокоился, пошел за ней и в присутствии гостей громко сказал: «Эта тетя вышла из туалета и не вымыла руки!». Папа за шкирку затолкал меня в детскую, а тетя Айман заплакала от обиды и ушла домой.
Мои родители потом меня ругали, что я неправильно поступил и не имел права позорить мамину подругу. Гости спрашивали меня: может, ты не заметил, как она вымыла руки? После этого случая мамины подруги стали называть меня Кошмариком. Это прозвище навсегда приклеилось ко мне. При мне они демонстративно шли мыть руки в ванную. А родители после ухода гостей спорили между собой, кто прав. Лица у них были веселые. Потом они признались, что я был прав, а тетя Айман была расстроена и просто забыла помыть руки. Но я хорошо помню, как наши гости постоянно веселились, а она больше всех смеялась, но никто не хотел меня слушать. Взрослые всегда считают себя правыми!
Некоторые взрослые люди говорят в присутствии детей плохие слова и при этом даже не извиняются. Значит, они плохо воспитаны. Взрослые – страшные лгуны, даже мои родители. Я это заметил давно, но молчу и никому не рассказываю. Даже воспитательницы в садике, переговариваясь между собой, говорили: «Ерке – умный ребенок, отец у него профессор, а мать умная женщина, она родила его поздно, а поздние дети рождаются умными и талантливыми».
Однажды у меня зашатался зуб, я весь день его крутил и вырвал. До этого меня водили к врачам, они вырывали у меня зубы. Бабушка обрадовалась и сказала моим родителям:
– Надо устроить той, потому что Ерке вырос и стал взрослым.
Я подошел и сравнил себя с отметинами, которые делал мой папа, ничего не изменилось: я каким был, таким и остался. Из зеркала на меня смотрел удивленный беззубый мальчик с оттопыренными ушами. Я разозлился, взял скотч и приклеил их.
Когда я утром проснулся, мне показалось, что щеки у меня стали колючими. Я решил, что за ночь у меня выросла борода, и страшно расстроился. Я пошел в ванну и стал намыливать щеки, они снова гладкими.
Я от радости засмеялся, мама испуганно вошла в ванну и спросила, что случилось. Я рассказал ей честно про бороду, и мы вместе стали смеяться.
Потом я решил спросить ее, может ли человек снова превратиться в обезьяну?
Мама спросила: «Это ты про себя спрашиваешь?».
– А что, я становлюсь похожим на обезьяну?
– Иногда своим поведением ты сильно напоминаешь наших предков. Но могу обрадовать тебя. В науке нет доказательств об обратном превращении. Жаль, что ты родился поздно и тебе скучно среди взрослых, поэтому ты задаешь глупые вопросы.
Тогда я предложил: «Роди мне щенка, и мне не будет скучно».
– Ты таким непорядочным образом выпрашиваешь у меня собаку? Ты прекрасно знаешь, что женщина не может родить щенка, для этого достаточно у нас в городе собак
– Извини, мама, я просто не знал, как начать разговор, чтобы выпросить у тебя собаку.

«ЧЕБУРАШКА»

Я почти старшеклассник, но многие события я помню так, как будто они произошли только вчера. Больше всего я страдал из-за своей внешности.
Скоро я пойду в школу. У меня некрасивые большие уши. При виде меня малыши радостно кричат: «Чебурашка!» Я не разделяю их восторга, постоянно хожу в фуражке, которая не скрывает мой недостаток. Можно считать, что мне не повезло ни с именем, ни с внешностью! Я с детства маленький и худой, и от этого уши смотрятся еще больше.
Соседки во дворе сочувствуют маме: «Он у вас такой худой – одни уши торчат!»
Моя сестра Жанна ехидно спрашивает меня: «В кого ты уродился ушастым? У нашей родни ни у кого нет таких ушей! Может, в больнице, нам подменили тебя, Чебурашка?»
Моя бабушка заступается за меня и возмущается: «Кто придумал эту игрушку! Откуда она взялась? Ни зверь, ни человек! Почему из-за нее должен страдать мой внук?»
«Как тебе не стыдно?» – обращается она к моей сестре – Вместо того чтобы жалеть своего брата, ты со всеми дразнишь его! Разве не видишь, как страдает ребенок?»
А Жанна отвечает: «Этого ребенка так любят, что не мешало бы ему немного пострадать!»
А бабушка сочувственно признается: «Я знаю точно – в нашей родне таких ушастиков нет!»
Как-то она поинтересовалась у отца: «Может, в твоей родне были такие?»
Он грубо ей ответил: «Ищите у себя!»
Бабушка обиделась. А мама отругала ее: «Вечно ты задаешь моему мужу глупые вопросы!»
Дедушка добавил: «Оттого, что ты узнаешь, ничего не изменится. Уши Ерке не станут другими».
«Дорогие родители! Пора признать, что ваш сын родился хулиганом! – ехидничает моя сестра. – С раннего возраста он страдает комплексом неполноценности, в каждом ребенке видит своего врага. Я писала курсовую работу по этой теме и на примере брата провела эксперимент. И получила пятерку!»
Мама возражает ей: «Откуда в его возрасте комплекс неполноценности? Он умный и симпатичный малыш. Мы все его любим. Какие у него красивые круглые глаза, а какая улыбка!»
А сестра, как всегда, ехидничает: «А какие у него уши? Как посмотришь фильм про Чебурашку, так и хочется спросить у братика: а где твой друг крокодил Гена?»
Мои родители переключают телевизор, когда показывают этот мультфильм. Они не хотят, чтобы я смотрел его. Он им не нравится!
Я считаю, что герои этого фильма здесь ни при чем! Чебурашка – хороший персонаж, добрый и неконфликтный, не то, что я. Возможно, Жанна права – я родился хулиганом! От рождения я храбрый и нахальный, и чувствую, где могу покомандовать. Некоторые мальчишки вообще не любят ссориться. Когда я выхожу на улицу, соседки кричат своим детям: Арман, Болат, идите домой! Но ребята неохотно идут домой, им нравится со мной играть, потому что я большой фантазер и заводила. Если я чувствую, что дети хотят меня обмануть, то могу рассердиться.
Возможно, у меня развит комплекс неполноценности. Одна мамина родственница объявила маме: «Он у вас до неприличия худой». После этого меня решили насильно кормить, потом стали закармливать, ничего не изменилось, не помогли даже шоколадные конфеты, от которых потом меня тошнило. Я оставался худым и вредным. Часто вступал в драку со старшими пацанами, почему-то они возомнили, что малыши должны им прислуживать — покупать жевательные резинки и выполнять их желания. Оттого, что я не хочу им покоряться, мое бедное тело всегда в ссадинах и синяках. Конечно, я не могу победить взрослых мальчишек, но своей храбростью завоевал у них уважение. Никогда я не бежал домой жаловаться и слез своих никому не показывал. Если приходилось плакать, я уходил в укромное место.
Однажды, когда наша семья уезжала на отдых на Иссык-Куль, меня обидел наш сосед, в присутствии мальчишек он издевался надо мной, называл меня Чебурашкой. Утром я уехал с родителями, но отдых мой был испорчен, я все время думал, как отомстить ему.
Вернувшись, я слонялся без дела по палисаднику, вдруг мне на глаза попалась большая ветка, спрятанная в кустах. Я обрадовался и до вечера дожидался своего обидчика. Когда он проходил мимо, я бросился на него с воинственным кличем и с веткой в руках, чем, признаюсь, изрядно напугал его. Мой обидчик ретировался и не мог понять, с чего я накинулся на него. Я бежал следом и кричал: получай за Чебурашку! Только потом дошло до него, что я отомстил ему за прошлое оскорбление. Позже он признавался мальчишкам: «Этот Ерке такой злопамятный, что может через месяц вспомнить про обиду и незаметно подкрасться и ударить».
Отец понимал: из-за ушей у меня возникнут проблемы в жизни. Он с раннего детства обучил меня некоторым приемам, при помощи которых я смог бы защитить себя. Когда он стал тренировать меня, то был поражен, с какой яростью я боролся, и решил отдать меня на борьбу. А мама и сестра отговорили его. Они были правы! Во время тренировок мои соперники будут хватать меня за уязвимые места, ими окажутся уши. А позже отец признался, что в моем возрасте он был другим, не таким злым и напористым.
«Мой сын многого в жизни добьется!» – сделал он вывод.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДЕТСКОМ САДИКЕ
 

Интересно, кто придумал детский сад? Этот человек, наверное, был злобным колдуном или гномом. За что он так возненавидел детей? Я люблю выходные дни и праздники. По привычке просыпаюсь рано, притворяюсь, что сплю, жду, когда откроется дверь, войдет мама и разбудит меня поцелуем, а я засмеюсь и кинусь в ее объятия.
После ухода зимы деревья остаются некрасивыми, костлявыми. Большие жирные сосульки свисают с крыш. Возле таких домов опасно проходить. В прошлом году такая сосулька убила молодого мужчину. Пришла долгожданная весна. Под окном звенит капель, а по квартире прыгают солнечные зайчики, приглашают поиграть, повеселиться.
Вокруг все тает, ручьи превращаются в большие лужи, бегут, как маленькие дети, выпуская пузыри, и исчезают, кружась, в канализации. Небо становится торжественно-голубым, как наше знамя. Весь мир радуется весне, из нор выходят детеныши зверей, они, как мы, резвятся и радуются солнцу. На ветках набухают почки, вначале они мерцают слабыми зелеными огоньками. И вскоре появляются мелкие, как бисер, листочки. Дерево на глазах преображается, оно из дерева-подростка превращается в девушку-красавицу.
Родители рано укладывают меня спать, после просмотра передачи «Спокойной ночи, малыши!» В садике мы спим после обеда, получается, что лучшее время своей жизни я должен проспать. В одной из взрослых передач говорилось, что вредно ложиться спать с полным желудком. А детей насильно после обеда укладывают спать. Потому что взрослые беспокоятся только о своем здоровье. А про детей говорят: «Они молодые, у них все впереди!»
Как-то я предложил отцу:
– Можно поговорить с тобой по-мужски? Скажи честно, как мужчина мужчине: когда ты ходил в садик, тоже не хотел спать?
Ему стало неудобно, мама стала ему подмигивать, но победила мужская солидарность. Отец честно признался, что тоже считал неправильным спать после обеда:
— Вначале я тоже страдал, а потом решил закрывать глаза и делать вид, что сплю. У меня богатая фантазия, иногда я укрывался одеялом и представлял себя в подводной лодке, а чаще чувствовал себя космонавтом или летчиком.
Я не могу так делать, потому что у нас переполненная группа, кроватки стоят близко друг к другу. Как только я закрываю глаза, мой друг Арман начинает мне щекотать пятки. Мы начинаем смеяться, и нас выгоняют в туалет. Там холодно и неприятно, туда приходит нянечка и требует, чтобы мы не мешали. Нас отовсюду выгонят, мы возвращаемся в спальню, ложимся на свои кроватки и засыпаем. Потом нас долго не могут разбудить.
У нас в группе две воспитательницы. Молодая – красивая и веселая Айша Болатовна. А другая постарше – Бикен Рахимовна, вредная и злая. Когда работает молодая, она знает, что мы не любим спать. Она дает нам чистые листы, просит хорошо себя вести, мы сидим и рисуем.
А Бикен Рахимовна заставляет нас убирать. Моя бабушка говорит: «Уборка – не мужское дело. Обязанность мужчины – работать, содержать семью».
– Я настоящий мужчина, буду кормильцем семьи, а не домохозяйкой, и убирать в группе не буду! – заявил я своей воспитательнице.
– Тогда, – предложила она, – иди на детскую площадку и собери там бумажки.
Я вновь отказался, возмутившись, что я не побирушка. Она пригрозила мне, что выгонит из садика. А потом стала кричать, что я плохо воспитан, и обязательно об этом сообщит заведующей детским садом, и меня не примут в школу.
Я испугался, потому что знаю: каждый ребенок обязан учиться, окончить школу и поступить в институт. Я хорошо читаю, считаю до тысячи и могу писать. Когда бабушка узнала, что детей в школу берут подготовленных, то страшно рассердилась:
– Если ребенок умеет читать и писать, зачем ему школа?
А маме пришлось школу защищать. Она старалась объяснить бабушке, что наступил новый, XXI век. В школе очень сложная программа, дети должны много знать!
– А зачем усложнять для малышей программу? – возмущалась бабушка.
Мама пояснила, что в мире наблюдается высокий технический прогресс и это делается в интересах детей! Им легче будет освоить современную технику. Во многих семьях дети играют на компьютерах в игры, пользуются сотовыми телефонами, у родителей появилась возможность общаться с детьми, следить за их передвижением.
Бабушка возразила:
– Я понимаю, если бы все семьи Казахстана имели одинаковый доход. Не в каждой семье есть компьютер. В некоторых селениях дети не имеют нормальных условий для обучения, школы ветхие, им дали компьютеры, а обучать их некому! Нельзя делать одинаковую программу для городов и сел. И спрашивать надо по-разному. Дети стали другими, нет в их глазах озорства, они лишены свободы! Их лишили детства, у них компьютерные игрушки, сотовые телефоны. Не дети, а сплошные роботы! Пусть ребенок поиграет, зачем ускорять его развитие, технический процесс от него не убежит. А детство закончится, его не вернешь.
Мама устала спорить с бабушкой и сказала:
– Ты посмотри, как изменился мир! Это не наше с тобой время. Это время других детей. Ты слышала, появились дети индиго! Они предсказывают будущее, знают компьютеры, сочиняют серьезные музыкальные и литературные произведения. С каждым годом их становится больше. Разговаривают с родителями по сотовому телефону, легко усваивают новую аппаратуру, не то что вы с отцом – не можете научиться пользоваться видеомагнитофоном. Все время он у вас не работает. Американцы обучают своих детей с пятилетнего возраста. Ты же знаешь, какой высокий технический прогресс в их стране!
– Правильно, теперь решили делить детей на простых и индиго. Я проработала в школе сорок лет. С какими только детьми не встречалась. Были среди них и гении, и, может, индиго. Они взрослели и менялись, и не каждый из них оправдал надежды учителей и родителей.
– Ерке тоже развитый не по годам мальчик. Он много знает, читает, любит смотреть научно-познавательные программы. Разве плохо, что у современных детей высокий интеллект! Мы должны гордиться, что в мире такой высокий прогресс!
– Да, – сказала бабушка, – я горжусь своим внуком! Он смотрит по телевизору рекламу и уже знает, какое пиво надо пить, какие курить сигареты! Часто смотрит взрослые передачи, воспитатели жалуются, что он проводит много времени у телевизора. Ведет себя вызывающе, делает им замечания. Кроме этого, он смотрит жестокие боевики, поэтому он такой агрессивный. А Жанна не смогла ничего лучшего придумать, как написать курсовую о своем брате и опозорить его. А наши депутаты, которых мы выбирали, забыли о своих гражданах и принимают законы против своего народа. Посмотри, какая серость вокруг! На улице все реже гуляют дети, все реже слышен их смех. Их вечно пугают радиоактивными осадками, холодами. Ребенок должен играть на улице и зимой и летом, бегать по лужам и ничего не бояться. Я внука учила хорошему. Он знает, какие деревья растут в нашем городе, какие цветут цветы, какие птицы прилетают к нам весной. У него великолепная память, он все схватывает на лету. Они с дедом построили несколько скворечников и подкармливают птиц. Ерке – разносторонне развитый ребенок. Твой муж болен. Его постоянно преследует страх, он необоснованно придирается к нам. Летом я заберу внука в аул. Пусть пообщается с детьми, научится родному языку, полюбит красоту родной земли. Пусть почувствует себя настоящим мальчишкой. А мужа твоего я спрашивать не буду. Он мой единственный внук, я имею все права с ним общаться. Подготовь мужа, пусть он мне не перечит! Какой позор – мой зять не доверяет мне внука! Нам повезло, мы жили в другой стране, где уделялось внимание новому поколению. Мы не боялись ни морозов, ни дождей, не посещали детские сады. И выросли здоровыми и умными. Нас воспитывали на лучших традициях Советского Союза, на подвигах наших героев. Героям посвящали стихи, о них писали книги, быть героем было почетно, не то что в теперешние дни. Каждый из нас мечтал стать героем, принести пользу Родине. Не в каждой семье был приемник, а про телевизоры мы даже не слышали. Люди сейчас меркантильные, ничем не интересуются. Ничего не читают. Героем сейчас быть стыдно. Им нет места ни в прессе, ни на телевидении. Все газеты пишут об убийствах и грабежах. Того требует наше деградировавшее общество! И виновны в этом люди, которые ленятся читать книги, готовы просиживать сутками у телевизора, глотая всю мерзость, которую им дают.

О СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Я люблю приходить к бабушке в гости. Ее квартира похожа на музей. Она угощает нас чаем из большого самовара, которому больше ста лет. Я люблю ее стихотворение про самовар и каждый раз прошу его прочесть, что бабушка делает с удовольствием.

Когда мой отец разжигал самовар,
Он долго пыхтел и блестел, словно шар.
Над ним поднимался, как облако, пар,
Он к трапезе нашу семью приглашал!

Он важно стоял на нашем столе
И отражался, как солнце, в окне.
Напыщен он был, как красавец петух,
Потом затихал, испуская свой дух.

Я образ его никогда не забуду!
Он был для меня замечательным чудом.
Запомнился цветом, как медный пятак,
И был кривоногим, как старый гусак.

Стихотворение большое, и бабушка не стала его полностью читать. Она говорит, что к старости люди становятся болтливыми, и ее стихи тоже. Мне стыдно, что я не нашел время выучить хоть одно ее стихотворение. Может, оттого, что семья не одобряла ее творчество.
На стенах у нее висят фотографии ее бывших учеников. Среди них есть знаменитости: врачи, академики, учителя и министр.
Я спрашиваю: «Бабушка, а у тебя есть простые ученики? Продавцы, рабочие?» Она отвечает: «Больше половины моих учеников – представители этих профессий».
Она любит рассказывать о своих знаменитых учениках и гордится, что была их первой учительницей.
Однажды, когда я пришел к ней, бабушка делала генеральную уборку и выкладывала на стол пакеты с фотографиями незнакомых мне людей. Я спросил ее: «Кто эти люди? Наши родственники?»
– Нет, – ответила она, – это герои войны. Многие из них погибли, защищая нашу Родину – Советский Союз.
Я спросил:
– Ты что, раньше жила в другой стране? А зачем оттуда уехала?
Бабушка обиделась:
– Глупышка, мы никуда не уезжали! Ее теперь нет, она не существует.
– Расскажи мне про свою страну? – попросил я.
– СССР был умным и сильным государством. Я люблю его и скучаю, – она сняла с серванта старую матрешку – любимую мамину игрушку, обняла ее и прижала к себе. – Вот таким большим и красивым был наш Советский Союз!
Она открыла ее, вытащила из нее множество разных матрешек:
– Вот во что он превратился! Появились новые государства, разные по величине, как матрешки.
– А кто виноват? – спросил я бабушку.
Она ответила:
– Глупые старые правители. Они не хотели уступать свое место молодым, у которых мозги не засорены и хорошо работают. И довели страну до нищеты. Ты не можешь себе представить, что когда-то магазины были пустыми. На витринах лежали только ячейки с яйцами. После шести часов вечера продавались продукты. Если не простоишь большую очередь, ничего не купишь. Вся семья останется голодной.
– А как жили люди в Казахстане?
– Плохо. Несмотря на то, что Казахстан – богатое государство, все вывозилось из страны. Мы занимали очередь с утра, чтобы купить колбасу и масло. Твоя бабушка честно признается тебе, что и хорошего было много. В больнице бесплатно лечили людей, было бесплатное образование. Мы с дедушкой объездили все курорты, много раз ездили в Москву и Ленинград.
Казахстан получил независимость, стал самостоятельным государством, это нас радует. Но мы с дедом – пенсионеры, и мы не можем позволить себе съездить отдохнуть, как раньше. Я страшно боюсь, если кто-то из нас заболеет, откуда нам взять деньги на операцию или лечение. Твой дедушка успокаивает меня, говорит, временные трудности. Боюсь, что я не доживу до лучших дней, может, вы будете жить в лучшие времена.
– А что стало с Москвой?
– Москва осталась Москвой. Говорят, еще красивее стала!
– Бабушка давай съездим в Москву! Или ты боишься скинхедов?
– Откуда ты знаешь про скинхедов?
– В нашем садике все дети знают, что они убили невинную маленькую девочку. Мы всей группой решили написать письмо Путину, чтобы он их наказал.
Бабушка нарочито спросила меня: «А кто такой Владимир Путин?»
– Он – президент России.
– А кто у нас президент?
– Нурсултан Назарбаев.
– Правильно!
– В садике всему нас учат. Мы знаем всех главных президентов.
– Плохо, что вы дети, узнали про скинхедов, это вам ни к чему. Молодцы, что предложили написать президенту письмо! Я с твоим дедушкой много раз была в Москве. Она была главным городом нашей страны! В Москве есть что посмотреть, где отдохнуть: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, Третьяковская галерея, Мавзолей, где похоронен дедушка Ленин, много музеев и театров. Плохо, что сейчас опасно туда ездить. Раньше в Москву уезжала молодежь учиться, как в Париж или Нью-Йорк. Там учились твои родители. А скинхедов я не боюсь! Они неудачники, живут чужим умом. Кто поверит, что их врагом оказалась несчастная таджикская девочка? Что плохого она могла сделать этим отморозкам? Я думаю, им сейчас стыдно и жаль ее. Возможно, они каются. Ты думаешь, что в тюрьме на них смотрят как на героев? Их презирают и над ними смеются. А их родственники сгорают от стыда. Может, в эти минуты им нужно было на ком-то сорвать свою злость. Или им заплатили большие деньги.
– Бабушка, неужели за деньги убивают человека?
– Ой, внучек не задавай мне такие вопросы.
– А кто же объяснит мне, если не ты?
– Лучше не думай о них.
Мне захотелось помочь бабушке, я спросил ее: «Что ты будешь делать с открытками, где изображены герои?»
– Отдам их в школу, если возьмут. На их подвигах воспитывалось наше поколение. А вы про них забудете.
– Бабушка, героев никто никогда не забудет!
– Было время – народ не только героев, но и Бога забыл!
Я взял из шкафа несколько тяжелых альбомов и нечаянно их выронил, оттуда выпало много фотографий. Я спросил бабушку:
– Это мамины и папины фотографии?
– Нет, – призналась она, – это фотографии, твоего дедушки и мои.
Мне стыдно признаться, я их не узнал! Оказывается, они тоже были детьми и учились в школе. Потом поженились, и у них родилась дочь, моя мама.
– А ты думал, что бабушками и дедушками рождаются? Мы тоже были детьми, я была хулиганкой, а дедушка – хорошим, спокойным мальчиком. Посмотри, какими красивыми мы были и тоже не хотели стареть.
Я был удивлен: дедушка на фотографиях был обыкновенным мальчишкой, а бабушка – девочкой с косичкой. Я страшно испугался. Неужели и я стану, как они, старым и больным!
Бабушка стала утешать меня: «Когда ты вырастешь, настанут другие времена. Люди перестанут стареть. В мире тысячи ученых ищут лекарство от старости. Когда его найдут, человеку дадут таблетку или сделают укол – и он перестанет стареть. Вы будете молодыми и красивыми. А нам с дедом осталось недолго жить».
Я испугался, как мы будем жить без них, и предложил им пока не умирать: «Подождите немного, скоро я вырасту и придумаю новое лекарство, которое сделает вас бессмертными!»
Она засмеялась: «Спасибо, внучек, за такие слова! Я знаю, ты любишь свою бабушку. В последнее время я часто болею и боюсь, что не доживу до этого дня! Я хорошо пожила и на старость не обижаюсь! И не хочу быть бессмертной! Жить надо по законам природы! Если люди станут бессмертными, то мир перестанет обновляться, воцарится хаос в природе. Старость нужна и людям, и природе! Каждый год на дереве обновляется листва, но от этого оно не становится моложе».
– Бабушка, недавно я узнал, что не стану космонавтом, мои уши не поместятся в скафандр.
– Кто тебе сказал такую глупость? Посмотри, какие чудеса происходят на земле. Неужели ученым тяжело сделать скафандр под твои уши?
– Я все равно передумал. Стану врачом и придумаю лекарство от старости и болезни, не умирай, пожалуйста. Подожди немного!
– Ерке, ты думаешь, легко придумать такое лекарство? Скорее, легче придумать новый компьютер!
– Бабушка, почему Бог не сделает бессмертными хороших людей? Я думаю, плохие испугаются смерти и перестанут совершать плохие поступки.
– Ерке, есть люди, которые ничего не боятся: ни смерти, ни ада. Они никогда не исправятся, их ничем не напугаешь. Нет, внучек, бессмертие ни хорошим, ни плохим людям не нужно! Жизнь станет неинтересной. Люди устанут жить!

ССОРА С ОТЦОМ

Однажды, когда я один слонялся во дворе, ко мне подошли мальчишки и спросили меня, хочу ли я поиграть в войну. Я обрадовался и предложил им свое оружие. Они сказали: твои игрушки нам не нужны, чтобы играть в настоящую войну, принеси коробок спичек. Родители не разрешали мне брать спички, но в тот момент я так обрадовался, что забыл об их запрете. Они стали поджигать пух, он мгновенно вспыхивал, взрывался, как порох, и перемещался по периметру детской площадки. Наш двор засажен огромными тополями. Они выше наших домов, каждый год они роняют пух и застилают белым ковром весь двор. Из окон стали кричать люди, они требовали немедленно прекратить безобразие. Я испугался, впечатление было ужасное, как в военных фильмах. Вдруг я почувствовал, как кто-то схватил меня за шкирку. Это была мама, она потащила меня домой.
Я обратился к мальчишкам: «Отдайте мои спички!».
– Ах, значит, ты и спички взял без разрешения! Сейчас придем домой, я все расскажу отцу. Хватит! Пора признать, что наш сын хулиган! Пусть отец возьмет ремень и накажет тебя, я в этот раз заступаться не буду!
У меня было хорошее настроение, и я сказал своей опешившей маме: «Давай поспорим! Папа наказывать ремнем меня не будет! Это не его метод! Потому что когда он смотрит на меня, у него счастливые глаза от радости, что я на старости лет у него родился!»
Когда мы пришли домой, мама отправила меня в ванную привести себя в порядок. А потом пригласила к отцу в кабинет.
Отец был расстроенный. Он сказал: «Я страшно мечтал о сыне. Но с каждым годом я разочаровываюсь в тебе. Пока то, что ты родился у нас на старости лет, кроме неприятностей, нам ничего не приносит! Я думал, что ты будешь опорой нашей семьи. А вместо этого позоришь меня на старости лет. Тебя прозвали Кошмариком! Вдумайся, какое это ужасное слово! Я не буду тебя бить, ты правильно мыслишь – это не мой метод! Я со страхом думаю о твоем будущем! Ничего хорошего от тебя я не жду! Ты наш крест! Прочь с моих глаз!».
Я, как побитый щенок, вернулся в детскую. Отец обращался со мной, как с собакой. Как я докатился до такой жизни! Передо мной появилось лицо моей бабушки. Вот кто меня любит! Вот кому я нужен! Снова и снова я мысленно возвращался в кабинет отца. Он никогда не был таким разъяренным. Я потерял его уважение. Представляю, как сестра будет радоваться, что я свалился с пьедестала, куда поставили меня мама и бабушка.
Я завыл, как щенок, слез не было, хотелось лаять, гавкать, я хотел превратиться в собаку. Никто не заходил в мою комнату, даже мама!
Я хотел умереть. Представил себе, как лежу мертвый и надо мной плачут мама, бабушка и дедушка. А Жанна стоит с отцом и улыбается. Она снова станет их любимицей! Ах, если бы понарошку умереть! Или совершить какой-нибудь поступок! Если бы случился ночью пожар, я бы всех разбудил и спас. Нет, только не пожар! Мама говорила: страшнее пожара ничего нет! А если спасти какого-нибудь ребенка? Откуда? Рядом ни речки, ни лужи нет! «Как жить?» – восклицал я. Безысходность и безразличие охватили меня, я устал от своей фантазии. И уснул на полу возле кровати, как положено щенку.
Я проснулся оттого, что кто-то меня раздевал. Я глазам не поверил – это была Жанна! Я сделал вид, что сплю, она целовала меня и говорила ласковые слова. Я обнял сестру, слезы катились из моих глаз. Я прижимался к сестре, рыдал, всхлипывал то ли от радости, то ли от горя. Я и сам не мог понять. Моя сестра – обидчица и насмешница Жанна плакала вместе со мной.
Потом она, как всегда, грубо сказала: «Хватит, Чебурашка! Чего расплакался, как девочка! Как будто я поверю, что ты такой несчастный. Уж я тебя хорошо знаю, братец!» Я был счастлив.


Рецензии