Про то, как мужик правду нашёл

Многие правду-то искали, да не нашли. А наш мужик нашёл-таки. Рассказать, где и как? Так вот. Работал мужик на барина, работал старательно, от зари до зари. Подошёл срок, пришел он к барину за заработком. И подаёт ему барин большой белый лист бумаги. Сверху крупными буквами написано «заработная плата», а пониже - «равняется тысяче рублей».
- На, - говорит, - это тебе за твоё усердие да старание.
- Да ты что, барин? Ты мне деньги дай, как догова¬ривались, а не эту бумажку.
- Да мы с тобой так и договаривались: хорошо на меня поработаешь и получишь «заработную плату, равную тысяче рублей». У меня всё честно, без обмана. Вот смотри внимательно: я кладу на весы этот заработный лист, а на другую чашу весов вот эту большую ассигнацию в тысячу рублей. Видишь сам, что весят они совершенно одинаково, значит, полностью равны между собой. Я что обещал, то и даю. А самих деньгах, уж извини, дружок, разговора у нас и вовсе не было.
Смутился мужик, взял бумажку и решил к полицмейстеру сходить, правду выяснить. Тот за столом сидит, из-за бумаг едва виден:
- А, мужик, заходи, заходи. Я, видишь ли, совсем зашился: то дела шью, то штаны зашиваю, прохудились вовсе. Пони¬маешь, землячок, сам не знаю, где правда. Вот ловлю пре¬ступников, ловлю, а преступлений всё больше да больше становится. Может, мы что-то не то делаем, не там правду ищем? Пойдём-ка вместе правду искать.
И пошли они за правдой вдвоём. Долго ли шли, коротко ли, а дошли до высокого забора. На самом видном месте табличка вывешена: «Осторожно, аллигатор!». Шагнул полицмейстер в калитку, да тут же и выскочил обратно с порваной штаниной:
- Тут уж точно правды не сыскать!
Пошли они дальше. Опять высокий забор, на нём таб¬личка: «Осторожно, олигарх!». Заходить уж не стали, мало ли чего опять, а осторожно постучали. Ворота отворил сам хозяин: весь в золоте, аж с полцентнера цепей да брелков золотых на нём понавешано! Аж потом обливается, но золота с себя не сымает.
- И зачем народ ко мне пожаловал?
Так, мол, и так, олигарх, у тебя, говорят, всё есть, ты ведь сам себе царь-государь. Может, и правда где имеется?
- Сегодня-то я сам себе царь-государь, а назавтра другой олигарх может всё это отобрать и правды потом не добьёшь¬ся. Потому как я всё купил, кроме правды. Нигде не встречал её. А без правды что за жизнь, только озирайся да опасайся лихих людей. Пойду-ка я вместе с вами правду искать.
Сели они в скромный золотой «запорожец» олигарха и поехали. Ехали они, ехали, ехали долами, ехали горами, и приехали ко дворцу белокаменному. А там на высокой баш¬не самолично царь-батюшка в позолоченной короне сидит и в подзорную трубу вокруг высматривает: кто и что в его стране делает, кто каким делом занят?
- Вы что, соколики, по делу приехали, али так, попросту, туда-сюда шастаете, от дела бегаете?
- По делу, царь-батюшка, по делу!
Сбросил сверху царь им пропуск одноразовый, чтобы охрана препятствий не чинила, во дворец пропустила. Зашли все во дворец и царю дружно кланяются. А царь - демократ, у него всё по-простому. Пожал мужику руку и спрашивает:
- Как озимые нынче, взошли? Не слишком ли дорог овёс? А даёте ли вы бурёнкам витаминную муку и хороши ли надои?
Мужик всё-всё рассказал, ничего не утаил от царя- батюшки. И остальные своими заботами поделились. Нахму¬рился царь, призадумался. Потеребил свою бородку седую да и говорит шепотом:
- По-свойски вам скажу, только, чур, никому не говорить: сам не знаю, где правду искать, хоть и царь я! Уж гоняю своих министров, как Сидоровых коз, из кресла в кресло пересаживаю, а толку нет. Как пропадали деньги из казны, так и пропадают. Даже краской деньги метил - и те бес¬следно пропали. И концов никаких не сыщешь. Потому сам хочу правду найти. А пойдём-ка вместе к моему министру-капиталисту. Этот буржуин шибко грамотный, авось подска¬жет, где правду сыскать.
Долго шли они коридорами длинными да подземельями тёмными мимо сейфов да стражников, поднимались в башни высокие, опускались в колодцы глубокие. Наконец, дошли. На двери металлической табличка золотом поблескивает: «Министр-Капиталист». А пониже другая табличка, сереб¬ряная: «Стучать 33 раза». Царь стучал, стучал, достучался. Вошел внутрь, за ним и остальные. Глядят: весь кабинет заставлен тугими мешками да коробками из-под ксероксов. За огромным столом сидит сухой, невзрачный человечек и что-то усердно считает на счётах. В углу сонно гудит большая стиральная машина.
- Деньги отмывает, чтоб навозом не пахли, дворец всё- таки, - догадались ходоки.
- С чем пожаловали, господа, - сухо спросил министр- капиталист.
- Да вот народ интересуется, куда пойти, чтобы правду найти? Подскажи, будь добр.
- А и не надо никуда ходить, - отвечает министр, - вот она, правда-то, у меня в клетке сидит.
И показывает на клетку с попугаем.
- Это правда, что ты «правда»? - спрашивает мужик у попугая.
- Правда, правда!
- И то правда, что «правда» на всех одна?
- Правда, правда.
- Выходит, если «правда» заперта в клетке у министра- капиталиста, то, значит, у других её нет?
- Правда, правда.
Шмякнул мужик шапку об пол, подскочил да и вытряхнул правду из клетки в окно, на вольный ветер! Столпились все у окна, стоят и гадают, что теперь с правдой будет?


Рецензии