Простой художник Филипчук
Рассказ
При социализме художник Филипчук был Заведующим художественного фонда.
Все заказы и финансовые потоки шли через него.
Нужен бюст Ленина? Пожалуйста!
Нужны портреты членов Политбюро или ЦК КПСС? Пожалуйста!
Нужно оформить Красный уголок на предприятии? Без проблем!
Народному художнику – столько.
Заслуженному – столько.
Простому – столько.
И так – каждый месяц.
Да, был он простым художником, но самым главным из них, потому что все вокруг зависели от его подписи. И неспроста любил он повторять народную мудрость: «Не место красит человека, а человек место!»
Я как председатель Абаканского Союза писателей частенько поднимался к нему в мастерскую, по поводу и без повода, так, поболтать о том о сём, кофию попить. А кофе, надо прямо сказать, у него был отменный! Аромат с седьмого этажа – на всю округу.
Пьём это мы, значит, кофий, блаженствуем. и я, в который раз уже, спрашиваю:
– Сергей, а почему ты до сих пор ещё не Заслуженный?
- А зачем это мне? – привычно отвечает он, - Ведь всё у меня есть, квартира, дача, машина, кабинет Заведующего худфонда в старинном особняке, мастерская, где мы сейчас находимся, 40 квадратных метров, центр города, из окна – вид на Караульную сопку с часовней Параскевы Пятницы. Вон, полюбуйся – фабрика фотобумаги «Квант» напротив, речка Кача, на берегу которой жил и в которой купался наш великий художник Василий Иванович Суриков, а теперь я живу… Чего ещё желать? – улыбаясь, шутит он.
- А ты всё-таки подсуетился бы! - возражаю я, - Звание – оно тебе не помешает.
И даётся на всю оставшуюся жизнь.
Вот я – Заслуженный работник культуры и поэтому имею льготы на оплату квартиры, телефона, проезд в общественном транспорте. Разве это плохо?
Но Сергей был неумолим.
- Как я в глаза своему учителю художнику Заславскому посмотрю, когда в Москву приеду? Если он - простой, а я – заслуженный? Нет, пусть всё остаётся, как есть.
Но всё, как есть, оставаться почему-то не оставалось.
Застойный социализм в 1991 году рухнул, вместе с распадом могучей когда-то империи СССР – Союза советских социалистических республик.
И начался психоз приватизации общественной собственности при помощи ваучеров.
Худфонд ликвидировали. Особняк, где была контора Филипчука, прихватизировал богач из Москвы и открыл в нём фирму «Реставрация»
Огромную мастерскую Филипчука разделили на три части. Одна – ему, а две – представителям подрастающего поколения. И остался он в маленьком закутке, с видом на фабрику фотобумаг, которую тоже закрыли, приватизировали и сдали в аренду торговцам. Так, незаметно, в разборках по делению и присвоению недвижимости прошло двадцать лет.
Кому нужна сейчас фотобумага?
На дворе – век новых технологий. У всех компьютеры, цифровые фото и видеокамеры, ксероксы, струйные и лазерные принтеры.
Сверкает зеркальной поверхностью стена торгового центра «Квант» с громадным экраном над входом, отражающим все твои желания. Заходи, покупай, что надо. Всё есть!
А мы сидим, как ни в чём не бывало, у него в мастерской, ароматный кофе пьём,
о переменах в обществе рассуждаем, о грядущем празднике 12 июня, Дне независимости России. Какой независимости? От кого?
Как вдруг – звонок домофона, и через пять минут входят в мастерскую два человека, мордоворота, в форме судебных приставов.
- Вы – художник Сергей Александрович Филипчук? – спрашивают.
- Ну, я, - Сергей отвечает.
- Тогда распишитесь. Вот постановление суда о выселении вас с незаконно занимаемой площади. Двадцать лет вы не платили за неё ни копеечки, поэтому всё имущество, находящееся здесь, подлежит описанию в счёт погашения долга, а само помещение переходит к Управлению Комитета Недвижимости при Администрации Абаканской области.
Услышав это, Сергей побледнел, потом покраснел:
- Да как вы смеете! – воскликнул он. – Да это моя мастерская, а в ней – мои картины, да им цены нет!
- Всё на свете имеет цену. И у нас есть ценник, – судебные приставы говорят. – А не хотите по-хорошему, будем действовать с позиции силы.
- Нет, ничего у вас не выйдет! – закричал Сергей.
И вскочил он на подоконник, и распахнул створки широкого окна с видом на торговый центр «Квант», часовенку Параскевы Пятницы и речку Качу, на берегу которой проживал наш великий живописец Василий Иванович Суриков, распахнул, да так, что вылетели стёкла со звоном и вниз полетели…
И очень медленно и тихо произнёс:
- Я сейчас в знак протеста выброшусь из окна!
И закричал, высунувшись наружу и уцепившись руками за раму:
- Помогите, люди добрые! Грабят!
Внизу, около торгового центра, мгновенно собралась толпа.
Судебные приставы бросились стаскивать художника с подоконника, а он стал отбиваться и кричать ещё сильнее:
- Помогите! Убивают!
И вдруг резко оттолкнулся – и полетел вслед за стёклами с высоты седьмого этажа…
Но не разбился.
А отделался несколькими порезами и лёгким испугом.
Дело в том, что недавно, ради великого всенародного праздника, Дня независимости России, как раз под его окном какой-то предприниматель установил для детей надувной батут - аттракцион «Кенгуру», где озорные дети могли бы кувыркаться и радоваться жизни. Так Сергей упал, как большой ребёнок, в самый центр огромной резиновой подушки, подпрыгнул несколько раз и оказался в руках взволнованных зрителей.
Приставы сказали мне, что придут через три дня и, как ни в чём не бывало, удалились.
Я поднял Серёжу на лифте в мастерскую, смазал кровоточащие порезы на руках художника йодом и стал отпаивать его крепким, только что заваренным кофе с коньяком.
- Нет, я им покажу, как мастерскую отнимать! Я им покажу! – долго повторял неудачник самоубийца, пока, наконец, не успокоился.
Поступок художника Филипчука не остался незамеченным.
Кто-то успел заснять его полёт на мобильный телефон в режиме видео, и этот сюжет много дней крутили по всем каналам ТВ.
А в газетах и журналах нашего прекрасного сибирского города Абаканска появились портреты художника с заголовками, типа «Так поступают настоящие герои!»
Сам губернатор пригласил Сергея к себе на приём и имел с героем двухчасовую беседу, в результате которой предложил ему нарисовать свой портрет.
Целый год трудился простой художник Сергей Александрович Филипчук над живописным портретом губернатора.
Идёт губернатор над великой сибирской рекой по коммунальному мосту, соединяющему половинки Абаканской области, равной по величине двум Англиям, трём Германиям и четырём Франциям, вместе взятым, и смотрит вокруг добрым взглядом, а голуби слетаются к нему со всех сторон – и клюют зерно из протянутых щедрых его ладоней.
За это время Филипчук стал сначала Заслуженным художником, а потом и Народным.
Презентация портрета губернатора происходила на корабле «Св. Николай», на котором когда-то будущий вождь мирового пролетариата и создатель империи СССР, ныне уже не существующей, В.И. Ульянов (Ленин) плыл по Енисею в царскую ссылку, осуждённый за свою революционную деятельность.
- Как жаль, - сказал губернатор, - что этот замечательный корабль сейчас приварен намертво к речному дну и не может никуда уплыть! Но мысленно, дорогие друзья, мы всё равно плывём с вами в светлое будущее, несмотря ни на какие временные трудности.
И моё пожелание могучему отряду наших прекрасных художников, наследников таланта Сурикова, чтобы они каждому из здесь присутствующих нарисовали такой же прекрасный портрет, какой сумел нарисовать Главный художник Абаканской администрации, а с сегодняшнего дня и Академик Сергей Александрович Филипчук
Выпьем же за то, чтобы не оскудела талантами земля Сибирская!
Был, был и я на этом историческом корабле, на презентации, и пил вместе со всеми как председатель Абаканского Союза писателей, кстати сказать, у которых недавно отобрали шикарное помещение на стрелке, где Кача впадает в Енисей, и отдали представительству Посольства Болоруссии.
Первый этаж, центр города.
Так что, если бы я и захотел прыгнуть в окно в знак протеста, то прыгнуть мне теперь практически неоткуда…
Красноярск, июнь 2011г
Свидетельство о публикации №211060100620
Приглашаем Вас участвовать в увлекательном Конкурсе:
http://proza.ru/2011/06/04/665
Напишите миниатюру по предложенной картине и подайте заявку на странице Конкурса.
Желаем удачи.
С уважением
Международный Фонд Всм 04.07.2011 15:43 Заявить о нарушении