Как Алёнка уезжала

- Бабушка, бабушка! А я уже почти совсем выздоровела! Мама сказала, что у меня уже и горлышко почти не красное. Я только кашляю ещё… чуть-чуть.
- Молодец, Марусенька, а знаешь, почему так?
- Почему? – Удивилась девочка.
- Это потому, что ты маму слушаешь, лечишься. А заболела ты наоборот потому, что маму не слушалась и снег кушала. Вот объясни, зачем ты это делала?
- Бабушка, ну ты совсем, что ли не понимаешь? – Удивлённо сказала внучка. - А вдруг прошлогодний вкуснее был? А если не пробовать, как это узнать?
- Ну, и какой вкуснее?
- Этот.
- Почему?
- Да, прошлогодний – он когда ещё был. Я уже и позабыла, какой он.
- Ладно уж, непоседа…
- Я – поседа! – Запротестовала Маруся.
- Поседа, поседа, - улыбнулась бабушка, - иди уже сказку слушать.
- Иду, бабушка!
- И отвар себе неси липовый.
- Хорошо.



С утра Васютка пас утят. Он встал как взрослый, до зари и выгнал птиц к речке. А когда настала жара, пригнал домой. Он зашёл в дом и, вкусно пообедав, стал обуваться.
- Васенька, ты куда это собрался?
- Мам, ну, я же все сделал уже: утят загнал, воды худобе налил, покормил и травки нарвал. Пойду погуляю.
- В лес?
- Ага.
- Я пирожков испекла. С капустой. Возьми вот, бабушку Глашу угостишь. Да спасибо скажешь от меня, что сгинуть тебе не дала, когда за папоротниковым цветом ходил.
- Хорошо, мам.
В лесу было хорошо. Васютка шел босиком, привычно ощущая ногами зелёную, не выжженную беспощадным солнцем траву. Лесная мелочь вроде бабочек и кузнечиков разбегалась с Васькиной дороги.
Вдруг он услышал писк – это птенец выпал из гнезда.  Посмотрел Васютка на дерево  - высоко гнездо, благо ветки низко растут, можно вскарабкаться. Посадил он птенца за пазуху и полез. Все руки ободрал, пока до гнезда добрался, а уж птенец сидел за пазухой ни жив ни мёртв. Васька даже пару раз останавливался, чтобы проверить, дышит или нет. Ухватившись ногами за ветку чтобы не упасть, он достал птенца и аккуратно возвратил в гнездо. Тут же на него с криком набросилась пичуга.
"Наверное, подумала, что я гнездо разорить хочу," – подумал Васютка и сказал:
- Уйди, глупая, что, не видишь, что я твое дитё спас?
Но пичуга не слушала, кричала и кидалась на мальчика, пока Васютка не оказался на земле. После этого она улетела к орущему потомству.
- Глупая птица, - сказал Васютка, отряхиваясь, - я ж помочь хотел!
Грибов вокруг было видимо-невидимо, так много, что их даже искать не нужно. Чуть не под каждым деревом.
"Жаль, корзинка занята, - подумал Васька, - ладно, на обратном пути наберу".
- Ку-ку! – Услышал он. – Ку-ку!
"Кукушка. Она говорит сколько лет жить ещё. Спросить что ли? Не, не буду: вдруг разок кукукнет и всё. А дальше-то что?.. Тоже глупая птица!"
Полянка перед бабушкиным домом была не зелёная, а жёлтая, как будто солнышко с неба на ночь тут отдыхало, утром обратно взобралось, а трава в солнечность окрасилась. Подошёл Васютка поближе и понял, что это просто вся поляна покрыта одуванчиками. Каждый одуванчик был как маленькое солнце – такой же жёлтый и пушистый.
- Красиво-то как…
На полянке только поближе к бабушкиному дому обнаружилась Алёнка. Девочка срывала одуванчики и плела из них венок. Второй такой же красовался у неё на голове. Алёнка заметила его и помахала рукой.
- Привет, Васютка!
- Привет, Алёнка! А зачем тебе второй венок?
- Тебе отдам, - ответила девочка.
- Не, - засмущался Васька, - мне не надо.
- Как, не надо? Это же красиво!
- Да вот так и не надо, чего ж тут такого?
- Да шучу я! Бабушке плету.
- А, ну ладно тогда.
- А ты чего пришёл? В гости?
- Ага. А еще мама пирожков передала. Вкусных. С капустой.
- Здорово!
- Конечно, здорово. Ну, что, в дом пойдем?
- Пошли, я как раз доплела уже. Красивый?
- Ага,- на всякий случай согласился Васютка, всё ещё опасаясь, что Алёнка наденет венок на него.
Бабушка Глаша сидела в на лавке и вязала шерстяной носок.
- Здравствуй, бабушка.
- Здравствуй, Васенька. С чем пожаловал?
- Я вам пирожков принёс. Мама передала. И ещё спасибо просила сказать. – И он выложил гостинцы из корзинки. – Попробуйте.
Алёнка и бабушка Глаша взяли по пирожку и съели.
- Вкусно! – Сказала Алёнка.
- Я ж говорил! Моя мама вкусно готовит.
- Спасибо за пирожки мама передай, Васенька.
- Хорошо, бабушка. А зачем ты носок тёплый вяжешь? Лето же!
- Есть пословица такая: готовь сани летом, а телегу – зимой.
- Бабушка, а причём здесь носок?
- А при том, что пословица говорит о том, что к зиме надо летом готовиться.
- А, понятно.
- А ещё я носки хочу внученьке на память подарить, уезжает она завтра.
- Как, уезжает?
- Да вот так. Приедет за ней папа на лошади, и заберет домой.
- Ну, ты только не уезжай без меня, - сказал Алёнке Васютка.
- Как это без тебя?
- Ну, попрощаться приду я.
- Хорошо, - ответила Алёнка, а бабушка Глаша улыбнулась и ничего не сказала, только мерно стучала спицами друг о друга.
Посидели они ещё немного, да и засобирался Васютка обратно – работы-то много. Попрощался он с хозяйками, да пошёл, а по дороге думал, что бы такое подарить Алёнке на память. За папоротниковым цветом вместе ходили как-никак. Друзья.
Может, цветов нарвать? Нет, завянут цветы – и выкинет она.
Может, кузнечика красивого поймать? Красного? Тоже нет.  Помрет он, вот Алёнка и забудет. Не годится.
Может, купить чего-нибудь? Так у меня же денег нет…
И вспомнил Васютка, что мама всегда говорила, что самый лучший подарок  - это тот, который сделан своими руками. А что бы такого сделать? Носки вязать Васютка не мастак, лапти плести тоже не умеет…
И  после раздумий долгих решил Васютка сделать для Алёнки оберег на память и чтобы обманок всяких там отпугивать. Громовое колесо.
"А что, отец же умеет, - подумал Васька, - почему тогда у меня не получится?"
Насобирал Васютка грибов, как и собирался и возвратился домой. Быстренько переделал он домашние дела и стал искать из чего бы подарок Алёнке смастерить.
Вскоре нашёл он деревянную плашку, упёр нож на кухне и устроился на крыльце. Стал он снимать ножом тонкие слои древесины,  выводя на свет годовые кольца, чтобы оно красивее было. Одну плашку сточил, вторую, взялся за третью, да так увлёкся, что не заметил, что отец, который вернулся с поля, стоит и внимательно смотрит на него. И только когда тень от отца достигла его, Васька поднял глаза.
- Чем занимаешься?
- Подарок делаю, -важно ответил Васютка.
- Кому?
- Алёнке. На память. Она уезжает завтра.
- А что это будет?
- Оберег будет.
- Сынок, может, тебе помочь?
- Пап, но ведь лучший подарок – который сделан своими руками. А если ты мне его сделаешь, он же уже не будет лучшим.
- Хм… - задумался отец, - и то правда. Тогда я тебе покажу как, а делать сам будешь. Хорошо?
- Хорошо!
Отец взял у него нож и плашку.
- Смотри. Нож держи вот так, тогда стружка тоньше будет. А если хочешь рисунок древесный показать – вот тут и тут лишнее убери. А когда закончишь, приходи, я покажу, как узор вырезать.
- Спасибо, пап!
- Пожалуйста. – Отец потрепал Васютку по русой голове и пошёл в дом.
Через полчаса Васька снова подошёл к отцу за помощью.
- Смотри, сынок, - отец взял уголёк из печки и стал рисовать на Васюткиной плашке, - вот это от нечистой силы оберег. А на дугой стороне что нарисовать?
- Такой знак, чтоб вернулась она. В следующий раз.
- Чтоб вернулась, говоришь… - спрятал улыбку в бороде отец, - ну, хорошо. Вот тебе такой знак. С ним она хоть с края света вернуться сможет куда захочет.
- Ух, ты!
- Теперь смотри, - отец перехватил нож ближе к кончику клинка, - сначала ножом по рисунку веди, вот так. А потом канавку сделанную углубляй. Да смотри, чтоб она одинаковой глубины выходила. Понял?
- Понял, пап.
Весь вечер просидел Васютка с оберегом своим. Сам сидел, помощи ни у кого не просил. На Ванькины подначки внимания не обращал – занят был.
- Пап, погляди вон, - подошёл он к отцу.
- Молодец, всё правильно сделал. Узор и чёткий, и глубокий.
- Пап, а я боюсь, что потерять она его может.
- Почему?
- Ну так у неё же на сарафане кармана нет, чтоб его положить, а в руках всё время носить его не будешь ведь.
- Тогда неси, сынок шило.
Васютка сбегал в сени и принёс отцу то, что он просил.
- Мы сейчас вот тут дырочку сделаем, чтоб его можно было на шнурок повесить и на шею.
- А шнурок я у мамы попрошу. – решил Васька.
- Молодец.
Мама дала Васютке шнурок и он повесил на него свой подарок Алёнке. Вскоре на улице совсем стемнело и пошёл дождь. Отец задул лучину и все легли спать. А к Ваське сон не шёл. Тогда он стал думать о крае света.
"Интересно, - думал Васютка, - а где он, этот край света? Может, за лесом? Нет, за лесом Алёнкины мама и папа живут, значит, там края света точно нет. Наверное, тогда он за полем. Вот бы как-нибудь сходить туда, чтобы узнать, что там, за краем света…
Только смотреть надо аккуратно – чтобы за край не свалиться. Потому что, кто ж его знает, как там глубоко. А если глубоко, сам выберусь? А то если не смогу, то мама с папой будут меня искать, но они же не будут знать, куда я делся. Так и буду там сидеть, за краем.
А если там ещё и обманки с бесами есть? Ой, они же наверняка злы на меня за то, что я папоротников цвет сорвал… Нет, не пойду. И искать не буду, не глупый, чай".
И с этой мыслью он наконец заснул.
Проснулся Васютка с от петушиного крика. Быстро вскочил и побежал хозяйство кормить  да поить. Когда он вернулся в дом, мама уже накрыла на стол и вся семья позавтракала кашей, в которую мама не пожалела масла. Сначала ложку в чугунок опускал отец, за ним мама, потом Ванька, как старший сын, потом Машка, а потом и Васютка. Каша оказалась вкусная, а потом мама налила всем холодного квасу.
- Мам, можно я в лес схожу,- попросился Васька.
- Ну, иди, только к вечеру возвращайся.
- Хорошо.
Мальчик сцапал лукошко, чтоб не с пустыми руками потом возвращаться – ведь грибов-то после дождя тьма-тьмущая. Но по дороге к бабушке Глаше он особо не собирал их, только те, которые сами на глаза лезли. Опоздать боялся. Но худо-бедно полкорзинки набралось.
Васька вышел на покрытую одуванчиками полянку и увидел около бабушкиной избушки лошадь. Лошадь была пегая, а ноги до колен – белые. Она щипала травку и отгоняла хвостом мух.
"Хорошая лошадь, - подумал мальчик, - наверное, даже лучше чем наша. Ну, во всяком случае, больше нашей".
Алёнка сидела на вынесенной из избы скамейке и чесала пузико умостившейся у неё на коленках Пушинке. Пушинка довольно пыфчала. Рядом тёрлась об ноги Коша.
- Привет, Васютка.
- Привет, Алёнка. – Васька сел рядом и посадил к себе на колени Кошу. - Я тебе подарок принёс. На память.
- Ух ты! А где он?
- Вот, - Васька протянул ей оберег.
- Здорово! – Алёнка надела оберег на шею. – А это что за знак?
- Это чтоб ты хоть с края света вернуться могла.
- А где это?
- Не знаю, но, наверное, далеко очень.
- Понятно…
Дверь отворилась и из дома вышли бабушка Глаша и какой-то мужчина.
- Здравствуй, Васенька.
- Здравствуйте.
- Здорово, Василь, - протянул широкую мозолистую руку мужчина. – Я – Авдей Борисович, Алёнкин отец.
- Здорово, - попробовал Васютка новое слово и пожал протянутую ладонь.
- Я рад, что у моей дочки здесь есть друг.
- Я тоже рад, - смутился Васька.
- Алёнка, что это у тебя на шее? – Спросила бабушка.
- Это оберег. Мне его Васютка подарил.
- Сам сделал? – Спросил Алёнкин отец.
- Ага.
- Молодец.
Васютка ничего не ответил, но видно было, что он доволен похвалой.
- Ладно, прощайтесь и поедем.
Алёнка погладила теплопузиков, обняла бабушку, а та поцеловала её в лоб и дала тёплые носки, которые, оказывается, уже довязала.
- Будешь носить зимой, да меня вспоминать.
- Буду, Бабушка!
- Что же ещё тебе подарить? Возьми вот Пушинку.
- Бабушка, она же ещё совсем маленькая. Коша и Жучок плакать будут.
- Ну, как хочешь.
- Пока, Васютка. – Подошла к нему Алёнка.
- Пока. – Сказал Васютка, и на ушко добавил, - Ты только приезжай ещё. Я вырасту когда – свататься буду.
Алёнка покраснела и пошла к отцу. Он подхватил её и посадил на лошадь. Потом влез сам и, подняв на прощанье руку, легонько тронул конские бока пятками. Лошадь фыркнула и пошла сторону дальнего конца поляны.
Васютка и бабушка Глаша ещё долго стояли и махали им вслед. А потом мальчик оставил бабушке грибы, попрощался и пошёл домой.
На душе у него было грустно, но Васютка надеялся, что Алёнка ещё приедет.



- Бабушка, а жаль, что это сказка…
- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым девицам урок.
Маруся помолчала, не понимая, какой тут может быть урок.
- Эх, хорошо Ваньке, - вдруг вспомнила она, - его вон как быстро вылечили… а я уже сколько болею…
- И ты, Марусенька, вылечишься. – Сказала бабушка и посадила перед внучкой теплопузика. Точь-в-точь, как в сказке!
- Бабушка, так это всё правда?!
- Марусенька, а как маму зовут?
- Алёна.
- А папу?
- Вася.
- А сказка про кого была?
- Про Васютку и Алёнку. Ура, это всё правда! – Закричала Маруся и крепко обняла своего нового друга.


Михаил Гридин aka IceDragon                ст. Кущёвская
                23 мая  – 02 июня 2011г.


Рецензии
Ваша сказка "окрашивает в солнечность"... От неё тепло на душе!
А конец - неожиданный и прекрасный подарок!
Может быть, все хорошие сказки - правда?
Спасибо!

С искренним теплом

Рина Михеева   05.08.2012 22:16     Заявить о нарушении
В нашей жизни и так слишком много плохого, но если верить, что в каждой сказке есть хотя бы доля правды, жить станет немного легче?

Михаил Гридин   06.08.2012 10:46   Заявить о нарушении
Полностью согласна!!

Рина Михеева   06.08.2012 17:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.