Лесная трава негорькая

        День выдался не  жаркий, но солнечный. Загорать можно было. Надо было только подыскать безветренное местечко. Майское солнце приятно припекало, но изредка набегавший прохладный  ветер бодрил. На поляне в этот вечерний час никого уже не было. Я читал книгу, потом лёг на спину, закрыл глаза и подставил лицо солнцу. Тёплые нежные лучи грели и красно-жёлтыми пятнами расплывались перед закрытыми глазами. Подумалось: «Хорошо, если бы ветра вообще не было».
           Рядом вдруг затрещали ветки кустарника, и послышался мужской голос:  "Откуда эта проволока? Наверное, порвал брюки? Слушай, друг, я порвал брюки, а?" Передо мной стоял молодой крепкий мужик. В руках у него была бутылка. Он повернулся ко мне спиной, нагнулся, показывая свои брюки сзади на ягодицах. «Да, немного порвано, но совсем мало», - успокоил я его. После этого он сел рядом со мной. Бутылку поставил перед собой в траву. И спросил: «Стакан есть? А пробка?» «Нет у меня ни стакана, ни пробки. Видишь, читаю, кроме книги ничего и нет».
        Ему, видимо, в этот момент нужен был собеседник. Он профессиональным движением, легко и, как бы между прочим, будто это было вовсе и не главным, открыл бутылку. Я взял её и посмотрел, что это такое он собирается употребить. На этикетке было написано мелким шрифтом «Горькая настойка киевская. Цена 2руб. 43коп.»  «Даже не посмотрел, что горькая. Хоть бы взял что-нибудь закусить»,- подумалось мне. Мой знакомый выпил глоток, другой, уселся поудобнее, деловито сорвал несколько травянистых кустиков.
          «Чем закусывать будешь?»- спросил я. В ответ он  показал мне оставшийся у него в руках высокий стебель. Наверное, это была полынь. Лёгкое движение кистью руки и листья оказались у него перед самым ртом. Он привычно откусил несколько листьев и начал неторопливо жевать их. Я спросил его: «Послушай, она же горькая!» Но в ответ услышал спокойный ответ: «Нет, эта трава не горькая. А витаминов в ней знаешь сколько! А вот когда она отцветёт, и у неё появятся такие  кругленькие плоды… Во, во, вот они-то ещё вкуснее. Да ты попробуй». Он протянул мне листик  на пробу. Лист действительно оказался  не горьким, но и ничего вкусного в нём не было.
          «А сам стебель, ствол этот, ты кушаешь?» Травоядный собеседник очистил стволик растения, откусил сам и протянул кусочек мне. И эта часть тоже не оказалась горькой. Он спросил: «Ну что, горькая?» «Да ничуть не горькая»,- ответил я. «Вот именно, ничуть.  Жизнь у меня горькая. Вот это точно!» Травоядный человек выпил ещё несколько глотков, помолчал, потом вдруг предложил: «Вот протяни руку назад, протяни,  дальше, ещё дальше. Видимо, что-то в его задумке не получилось. Это я уже потом только понял, что он хотел, чтобы моя вытянутая рука опустилась на продолговатые листики, которые росли рядом. «Ладно, смотри»,- он повернулся чуть в сторону и сорвал пару таких же листиков. «Вот эти немного горькие. Это из них одуванчики растут. Возьми, попробуй». Я попробовал: «Да, эти горчат, точно». «Но ты знаешь, сколько витаминов в них! Да больше, чем в помидорах. Вот так я и питаюсь. Да, жизнь у меня горькая. Жена меня бросила. Да мне бы утром дали сто грамм, и я бы пошёл на работу. И работал бы весь день, а так всё равно убежишь. А тёща! Разве она знает, что такое опохмелиться? Да она представления не имеет. Ну, лечился два раза. Что эти укольчики? Что они дают? Не знаю, как мне быть!» Я прервал его откровение: «Сколько тебе лет, а?» Он молчал. Почему-то не хотел говорить. Потом всё же ответил с грустью в голосе: «Да молодой я. Мне идёт тридцать второй год». Я спросил: «А у тебя дети есть?» Травоядный человек закрывал бутылку самодельной пробкой. Он молча показал мне два пальца. По его щекам текли слёзы. Потом он мне задал тот же вопрос.  «Нет, у меня пока нет.  Не позволяют обстоятельства», - ответил я.  «Это правильно, не торопись», - посоветовал он. Мне захотелось взбодрить его, и я  сказал: «Тебе надо прийти к жене, но только надо быть трезвым. А он добавил: «Трезвым и с деньгами». Я подумал, что это для него сложно. Он, как бы прочитав мои мысли, задумчиво произнёс: «Так никогда не получится».  Мы немного помолчали и он снова начал: «Я сегодня мать в больницу положил». «А чем она болеет?» «Не знаю, но у ней на спине пузыри такие». «А сколько ей лет?» «Сорок пять, - и немного подумав, уточнил: пятьдесят пять ей».
           Потом мы говорили о работе. Руки у него были мозолистые,  работящие.      
«Вот тут мы и работаем. Крышу в магазине делаем». Я подумал: «Видимо, дело идёт, если завмаг дал на выпивку».  И вслух я добавил: «А много сделали?» Ответ был неожиданным: «Нет, ещё даже и не начинали, в общем».
           Немного погодя мой знакомый заторопился на автобус. Травоядный человек шёл не по-пьяному, а как-то больше устало. Он устал сам от себя.

Июнь 1979г.


Рецензии