Вариант сознания... ч. 26

               
            Был  серый  осенний  день…
   Сидя  на  набережной,  наблюдал движение  облаков  над  Массандрой. Там большой  зеленый  откос,  уходящий  вправо к  Никите,   а  налево  - к  ущелью  Уч-Кош.  Солнце  бросает  тень облака  на  гору; видно,  как  темнозеленая  клякса  медленно ползет по  склонам,  заглушая  золотистый  бархат   сосновых  лесов и теплую охру   скал. Осенью  начинаются  туманы…  Поэт Леонард Кондрашенко, который  приехал в  Крым  за  три десятка  лет до меня,  писал:

Я  привыкаю к  кипарисам,
К вершинам  гор,  отменно  лысым,
К  туманам, длинным   и седым… 

    Был серый  осенний  день;   темная  стальная  полоса  отделяла серое море  от серого  неба. Легким  карандашом  набросан  контур  гор.  Слева потянулись  узкие полосы  тумана…
     Словно  рукой  ребенка стерт неудачный  рисунок.
     Есть  некая фальшь  в  том,   что  природу  делают наперсником  переживаний  и настроений  героя. Природу  низводят  до  сиюминутного,  временного. Есть даже  выражение  -  пейзаж  души. Природа,  как послушное  дитя, радуется  нашим радостям и огорчается  нашим огорчениям… У  Сологуба  в  «Мелком  бесе»  читаем: «Передонов  чувствовал в природе   отражение  своей  тоски, своего страха под    личиной    ее  враждебности к  нему. <…>  вся природа   казалась  ему проникнутой    мелкими человеческими чувствами. Ослепленный  обольщениями  личности и отдельного  бытия, он  не понимал  дионисических,   стихийных восторгов,   ликующих  и вопиющих в природе».
      Признаемся, однако,  что мы  рабы природы.  Когда  облака прижимают горы  к земле,  когда  вместо вальяжной  Могаби  перед  глазами стелется  серая  пелена  тумана -  тогда и во мне  прорастает тоска.  Душа  цепенеет,  кровь становится  вязкой. Чехов  прав:   суть природы  - в  ее  равнодушии.  Наше  счастье,  что природа   терпит нас -  иначе  давно бы  раздавила   гнусное племя  отравителей  рек,  пожирателей  воздуха,  созидателя   монбланов  мусора.
    Мыслящий  тростник  возомнил,  что от его шелеста  образуется   ветер. Господи,  как  я  болен,  как   болит  душа!
                3  декабря  1988.
                * * *
                Идея  синтеза
     Чехов  размышлял  о грядущем  объединении  ума  и таланта  в огромную   созидательную  силу. Его  творчество -  синтез   слова,  музыки, живописи,  пластики. В  далеком  будущем  ему   герою  виделось  слияние   духа и материи в  гармонии неизъяснимой… («Чайка»). Тяга   к  «общей  идее»  (повесть  «Скучная  история») -  явление  того  же  порядка. 
      Очевидно,  можно говорить о  синтезе   как  важной  составляющей   русской  общественной  мысли  рубежа  веков. Откуда появилась эта  тяга? Вполне возможно,  что он  явился   реакцией  на  позитивизм,  занимавший  в  русской  науке  второй половины  Х1Х  века  ведущие позиции. По крайней  мере,  магистерская  диссертация  Владимира Соловьева  так и называлась (в  подзаголовке): «Против позитивизма». Он  ввел  в  философию  понятие  «всеединства» и противопоставил  его позитивистской  раздробленности  знания.
     Синтез   естественных  наук  «по  горизонтали»  с  выходом  на  учение  о  биосфере  -  это Вернадский. Синтез  богословия,  математики,   физики и  искусства -  это  священник  Флоренский.  В 1904  году,  по окончании  Московской  духовной  академии,  он  мечтал о слиянии  церковной   и светской  культуры.  Его  задумка – «честно воспринять   все положительное  учение     церкви и научно-философское  мировоззрение    с  искусством».
     Идея  синтеза   имела  тогда  множество обличий.  У  Соловьева -   идея  Руси как синтеза  Запада и Востока.  У  Федорова -  идея  общего  дела:  слияние  всех  народов,    всех поколений в  деле  восстановления  к  жизни   отцов  и дедов…
    Итак:  в  сфере социальных  учений   в  тогдашней   России  доминировали  идеи  классового  антогонизма,  отталкивания -  вплоть  до  революции,  а  в  философии, эстетике  и науке  возобладали идеи  синтеза. Идеи с  большим  заглядом  в   будущее. Павел  Флоренский  писал  в  лагере, что разошелся  с обществом  «лет на  50 -  не  менее».  С  иронией  писал  о  привычке  социалистов  заглядывать вперед не  более  чем   на   2-3 года…  Он  разработал  собственную  концепцию   развития  культуры,  где  выделил  две  фазы:   средневековая  культура  -  и возрожденческая.  Ренессансная  культура  исчерпала  себя  к  началу  ХХ  века.  ХХ  век -  культура  средневековая…
    Методология  Флоренского опиралась на   понимание  мира  как  единого  целого.  На  каждом  новом  этапе  развития   действительность  рассматривается  под новым  углом.  «Я  просматривал  мировые  соотношения  на  разрезе мира   по определенному  направлению, в определенной  плоскости <…> Плоскости  разреза  менялись,  но  одна  не отменяла  другой,  а лишь обогащала.  Отсюда  -  непрестанная  диалектичность  мышления  при   постоянной установке  на мир как  целое» («Литгазета», 1988, 30 ноября ).
                4  января  1988.


Рецензии