Все дело в директоре

               
            
               
      
Как становятся хорошими учителями и директорами школ? Ответы на эти вопросы мы искали в беседе  с Людмилой Викторовной Байбородиной, директором школы №62, которая успешно справляется  со многими  объективными и субъективными проблемами, стоящими перед современной школой. В самом деле, почему во многих школах страны  царит запустение, процветает школьный рэкет и много других  проблем, но здесь все обстоит по=другому, как будто мы присутствуем на одном большом и непрерывном школьном празднике?
     - Жизнь и должна быть праздником, - будто читая мои мысли, говорит Людмила Байбородина. - Особенно это касается школы, где наши дети проводят большую часть времени. Здесь они получают знания, общаются друг с другом, одним словом живут, и надо создать условия для этого. Самое главное, это конечно же  обеспечение безопасности учащихся  в школе. Это важно и для них самих, и для их родителей. Поэтому мы и установили электронную систему слежения, фактически вся наша школа просматривается насквозь, все, что происходит в коридорах, классах, во дворе – все это находится под контролем специальной группы людей, отвечающих за безопасность. Более того,  каждый ученик, приходя в школу утром, проходит через контрольно-пропускной пункт, имея при себе электронный пропуск.  Когда он покидает здание школы, опять же фиксируется точное время его ухода. Для чего это нужно? Во-первых, по соображениям безопасности.  В школу могут попасть только наши ученики, а каждый гость проходит дополнительную регистрацию и отметку сотрудниками охраны. Во-вторых, родители тоже  могут проконтролировать, во сколько пришел в школу их ребенок  куда  и  когда отлучался. Точно также благодаря нашему школьному  вебсайту и прямому доступу в интернет, практический каждый родитель может проследить успеваемость  детей, что называется в режиме он-лайн.  К началу нового учебного года мы планируем,  режим непрерывной связи с родителями, то есть, чтобы о полученной отметки  родители получали  автоматическое СМС-сообщения по мобильнику или на специальную страницу в нашем сайте.
Режим реального  многостороннего общения учителей с учениками и их родителями – это и есть основа образовательного процесса и залог успеха.
Однако все это технические новинки и достижения, по которым  преподаватели этой школы  хотят быть на уровне требований времени.
По мнению Людмилы Байбородиной, чрезвычайно важно прививать школе, его учителям, ученикам и их родителям саму суть того, что называется открытостью и прозрачностью. Причем эта прозрачность начинается с самого главного  - с коллективного обсуждения статей школьного бюджета, контроля за его выполнением  и участия в самом процессе формирования бюджета. Не только каждый учитель в коллективе, насчитывающем более 100 человек,  но и сами ученики (а в школе 2 тысячи учащихся) и их родители  находятся в курсе основных  школьных  расходов и трат.    Таким образом, контролируются и средства, выделяемые из госбюджета на нужды школы, а также помощь со стороны родителей и спонсоров. 
«Всякое утаивание информации, чревато плохими последствиями, и ложь никогда не может быть во имя спасения. Ученики, их родители, учителя  - все должны верить руководству и осуществлять это руководство, посредством своего активного участия в  делах школы. В этом и есть залог успеха, когда ты никогда не останавливаешься на достигнутом и создаешь все новые и новые возможности для самореализации учителей, учеников и их родителей. Это очень не простая задача, но именно от успешного его решения и зависит конечный успех – от того, сумеете ли вы завоевать расположение и доверие коллектива преподавателей, учеников и их родителей.
Я практически  полностью провожу все свое время в школе и даже уже не помню, когда я была в отпуске.  Можно сказать школа – эта вся моя жизнь.
Но за то и результаты и отдача  достойные. Эту школу любят и его ученики, и их родители. При этом это уже стало традицией нескольких поколений.   
В этом плане наш нынешний выпуск является весьма сильным. У нас  пять медалистов, все ребята самостоятельные и  целеустремленные, нацеленные на знание. А это самое главное».

Что касается указа министра образования о запрете на проведение выпускных вечеров и банкетов, то Байбородина только приветствует такое решение, считая его своевременным и давно назревшим.
По ее словам, в этой школе и прежде, до принятия такого  указа, ограничивали себя в этом орошении. Сами понимаете, время  нынешнее тяжелое, родители и без того оказывают  школе материальную помощь, и если требовать с них дополнительных расходов, это не будет способствовать улучшению  взаимоотношений. 
Но при этом торжественной части церемоний  уделяется  повышенное  внимание. То есть не будет коллективных посиделок и чаепития, но будет  праздничная  линейка, обряд прощения со школой, школьным знаменем, концерт. Это очень важные вещи в нашей жизни, именно такие минуты останутся  в памяти школьников.
Учителей  школьники вспоминают благодаря полученным  знаниям, которые им передали, а также, благодаря тем отношениям, которые царили в школе. Можно быть хорошим и добрым человеком, но нетребовательным педагогом,  как и отличные специалисты в какой-то  конкретной области, могут оказаться слабыми как педагоги. Так  вот в этой школе  педагоги стремятся к гармонии, чтобы  у  детей все было хорошо в их школьные годы, чтобы они получали качественные знания по основным предметам  и имели возможность для активной самореализации – на дополнительных занятиях и кружка, не только сохранили любовь к школе на долгие годы, но и добились в жизни многого и были счастливы в своей судьбе. 
В этой связи  Людмила Байбородина считает очень важным  уделять особое внимание совершенствования таких предметов, как физическое и военно-патриотическое воспитание. Преподавание эти предметов и так находится в этой школе на достаточно высоком уровне, благодаря отличным учителям, но директор рассчитывает в будущем добиться открытия  военных классов при шефстве со стороны министерства обороны республики.
Школа работает  в тесном контакте  с большим числом международных организаций и представительств. С институтом Open World  (США). Институтом Конфуция (КНР),  посольством Российской Федерации и министерством просвещения России, с посольствами Германии, Франции.  В школе изучаются  в качестве иностранного  английский, немецкий, китайский, французский языки. В то же самое время она имеет статус учебного заведения с углубленным изучением  военного дела, и одновременно является лидирующей в столице в плане сотрудничества с неправительственными организациями и активного вовлечения родителей в процесс обучения их детей.
 Здесь работает действующий школьный парламент и президент школы, избираемый  сроком на два года.  Вдобавок к этой структуре есть общественная организация, представляющая интересы родителей «Жактан».  Именно эта организация и осуществляет  контроль учебного процесса в школе, за исполнением статей школьного бюджета, на регулярной основе проводя встречи и собрания.
- Я знаю, как добиться успеха, - говорит Байбородина. -  Надо быть открытым всем и всю свою работу основывать на полном доверии.  Активный обмен знаниями возможен только при создании таких условий. Вообще поиски своего места в жизни требуют интенсивных поисков уже со школьной скамьи. Поэтому  наша   школа выглядит такой разноплановой, потому что мы понимаем, насколько разными являются интересы наших детей.
Сама Людмила Викторовна  имеет помимо педагогического библиотечное образование.  Прежде чем найти себя место в школе, она работала библиотекарем, в райкоме комсомола, в учебном  центре, пока не осознала, что она создана для школы. Из всех наград, которыми она удостоена больше всего ценит звание Отличника народного образования Кыргызстана и медаль Чехова, присвоенная министерством просвещения Российской Федерации.   
Этому директору везет всегда и во всем.  И ученики у нее самые хорошие, и родители покладистые, и представители местной власти оказывают большую помощь, и международные организации и посольства не обижают.
 Не так давно я услышал, как один человек из международной организации, приглашенный на собрание родителей в эту школу (дело касалось как раз-таки обсуждения статей школьного бюджета) сказал о ней и ее школе, конечно,  Байбородиной  повезло, что она работает в  городской школе, где местные власти имеют большие  возможности для оказания помощи школе. Но в этом же Бишкеке есть много других школ, которые почему-то никак не могут воспользоваться этими возможностям столицы. Может, дело в самом директоре. Безусловно, это именно так, и если бы Людмила Байбородина стала директором любой другой школы в Кыргызстане, ситуация быстро стала бы меняться к лучшему и там. Потому что хорошо известно  с незапамятных времен, что  человек красит место, а не место человека.      


Рецензии