Флобер. Глава 46
1868, 1869
Дорогой друг!
Советую вам выехать из Парижа скорым поездом в 8 часов. Вы прибудете в Руан в 10 часов 40 минут. Прибыв, вы найдёте фиакр, который за 20 минут доставит вас в Круассе. Но лучше всего незамедлительно мне ответьте и сообщите, в котором часу приедете. Я буду ждать вас в Руане на станции. Ибо я горю желанием скорее увидеть вас и обнять.
***
В воскресенье ко мне приезжает Тургенев. Буду читать ему рукопись. Мало на свете людей, чьё общество было бы столь приятным, а ум столь покоряющим. Кстати, о названии. Вы обещали придумать его для моего романа. Сам я, отчаявшись, остановился пока на следующем: «Воспитание чувств. История молодого человека». Не скажу, что оно хорошее, но оно более соответствует содержанию, чем прежние условные названия – «Увядшие плоды» и «Неудачники». То, что я испытываю затруднения с выбором названия, заставляет думать, что идея произведения, его замысел не вполне ясны мне до сих пор.
***
Мой дорогой Тургенев! И я тоже очень часто вспоминаю о дне, который вы провели в моей хижине. Вы покорили здесь всех. Моя мать и племянница постоянно говорят о вас и спрашивают, как вы поживаете. Что до меня, то вам ведь известно, какую любовь я питаю к вам с первого же дня. Почему не живём мы в одной стране?
***
Вчера я вернулся в Круассе из Парижа, где провёл целую неделю, занимаясь сбором глупейших сведений, какие только можно себе представить: о похоронах, кладбищах, похоронных бюро, о продаже нежвижимости за долги и о прочем подобном, что необходимо для третьей и четвёртой глав третьей части. Короче, я разбит усталостью и тоской. Мой нескончаемый роман мне отвратителен и невыносимо скучен.
***
Хам – это продукт XIX века. Мы дойдём ещё до «хамоида», его сына, и «хамоидки» - снохи.
***
Милостивые государи! Большинством в один голос вы отклонили моё предложение воздвигнуть на одной из площадей или улиц Руана небольшой фонтан с бюстом Луи Буйе. Само по себе это дело не столь уж важное. Но оно представляется мне знамением времени, и теперь я обращаюсь уже не к вам, господа, а ко всем буржуа.
Французское дворянство погибло из-за того, что в течение двух столетий проникалось духом лакейства. Буржуазия вырождается потому, что прониклась духом черни. Я не вижу, чтобы она читала другие газеты, наслаждалась другой музыкой, предавалась более возвышенным развлечениям. У неё та же любовь к деньгам, то же смирение перед свершившимся фактом, та же потребность создавать себе кумиры, чтобы вслед за тем их низвергать, та же ненависть ко всякому духовному превосходству, тот же дух уничижения перед всякой властью, то же невежество!
Их семьсот в Национальном собрании. Многие ли из них способны перечислить основные договоры нашей истории, назвать даты правления французских королей? Кто из них знаком хотя бы с основами политической экономии?
Чтобы вас уважали те, кто ниже вас, умейте сами уважать то, что выше вас. Прежде, чем посылать народ в школу, учитесь в ней сами!
Вы называете себя людьми деловыми, практичными. Это вы-то практичны? Полноте! Ваши руки не умеют держать ни ружья, ни пера. Все ваши умственные силы вы тратите на то, чтобы дрожать в страхе перед будущим.
Вы не пользовались бы сейчас всеми благами промышленности, если бы ваши предки в XVIII веке гнались подобно вам за одной лишь материальной выгодой.
Вы потешаетесь над Германией, её идеологами, её мечтателями, её заоблачными поэтами и забываете, что мечтатель Фихте после Иены перестроил прусскую армию, а поэт Кёрнер в 1813 году повёл на нас улан.
Свидетельство о публикации №211060301056