Культурно-исторический тип

ФОТО: Бронзовая скульптура Этрусков под современным названием "Химера" (Флорентийский музей). Подробнее см. ст. "Этруски".

Статья из "Этнологического словаря" в книге "Эногенез и Цивилизация"

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП   Термин, предложенный Н.Я Данилевским в XIX веке и развиваемый немецким ученым Освальдом Шпенглером в начале XX века. В XX веке сходные идеи высказывал историк Лев Гумилев, применявший термин "пассионарность", который, на наш взгляд, несколько менее ёмок, чем термин "культурно-исторический тип", хотя и отражает тот же самый феномен. В нашем словаре для обозначения культурно-исторического типа применяется термин "этнос» (см. статью).

     Под термином "культурно-исторический тип" подразумевается не национальность, раса, либо религия, а более широкая общность людей, построивших ту или иную цивилизацию

     Причины возникновения того или иного культурно-исторического типа, несомненно, связаны с возникновением общей идеологии и культуры (см. термин). Но также объединяющим началом, несомненно, являлась и общность хозяйственно-экономической деятельности, а также и ландшафта (природно-климатических условий).

     Всем известный культурно-исторический тип, просуществовавший совсем недолго, - это Советский Союз. Крушение этой исторической общности людей было связано совсем не с экономическими причинами, но с кризисом идеологическим, как, впрочем, и крушение всех остальных великих цивилизаций. В частности, советская идеология не смогла противостоять многочисленным проявлениям родоплеменных отношений (см. термин) среди многочисленных "малых народов" (Хотя нерыночная экономика СССР тоже сыграла свою зловещую роль).

     По тем же причинам рухнула и цивилизация Древнего Египта (см. ст. "Древнего Египта религия"). Хотя и там нерыночная экономика, на фоне вполне рыночных окружающих стран внесла свою несомненную лепту.

     Китайский культурно-исторический тип процветает, вернув себе и традиционную религиозную философию - Культ Неба (см. ст. "Тенгрианство"), а также и полноценные рыночные отношения.

      Одним из важнейших факторов поддержания культурно-исторического типа является "инерция культуры" (см. термин), которая в более узком смысле слова часто называется словом "традиции". Эта инерция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В частности, если траектория развития того или иного культурно-исторического типа пропустила в своем развитии важные культурные и экономические аспекты, то наверстать упущенное - неимоверно сложно. Это требует ломки определенных культурных традиций, что обычно сопровождается кровопролитием, например в Советской России начиная с 1917 года. То же было и при распаде СССР, если посчитать убыль населения, которая произошла в 1990-ые года и продолжается до сих пор. Иначе как "жертвами перестройки" эту убыль назвать невозможно. Сюда входят и смерти от голода, и наркомании (включая водку), и массовая эмиграция и многое другое. Самое страшное сегодня для России, наполненной экономическими ресурсами, - полное отсутствие какой-либо идеологии или религии, которые могли бы претендовать на "общенациональную идею". Хотя, конечно, по опыту других стран мы видим, что такая идея обычно является многокомпонентной. При этом "компоненты" не враждуют друг с другом, чего не скажешь о сегодняшней России.

     Вернемся к другим культурно-историческим типам. Это и всем известная Византия (христианская тринитарная цивилизация), и Древний Египет (цивилизация первобытного коммунизма), и отколовшаяся от Руси Османская Империя (цивилизация единобожия, совсем недавно принявшего черты ислама).

     Самым древним культурно-историческим типом была "скифо-сибирская" цивилизация (протоэтнос), основанная на первичном единобожии - Культе Неба, которое, со временем стало называться "Тенгрианство", а позднее - "Арианство", либо "Несторианство". Конец этому единобожию был положен в XVI-XVII веках, что породило раскол на греческое православие патриарха Никона (тринитаризм) и ислам. Интересно, что Византийского греческого тринитарного христианства к тому времени давно уже не существовало. Попытки перенести его в Западную Европу в XVI веке породили Реформацию, а также религиозный и экономический плюрализм.

     В России "монополия на истину" продолжалась со времен воцарения Романовых, и была продолжена Лениным и его последователями. О современном состоянии вопроса умолчим. Тем более, что в многонациональной России без монополии никак нельзя. А с монополией тоже не все гладко получается.

     Нет у нас хорошего "царя-батюшки", вроде китайского Дэн-Сяопина. Хоть и умер давно Дэн-Сяопин, но дело его процветает, уже безо всякого "царя-батюшки".

     Был у нас Столыпин - да и того убили агенты царя Николая II...


Рецензии