44. Пришвин Кладовая солнца Глаза земли

Цитаты:

Наберут люди знаний, а силенок своих не хватает, чтобы обороть их и включить в круг своей личности, так они и торчат, как упаковочная солома из тары, а самой вещи-то и нет.

Лицемерие — мерить поступки не перед своей совестью, а перед лицом других.

Любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем.

Красота природы, ее богатый мир раскрываются в произведениях П. Бажова, А. Кольцова, И. Тургенева, И. Никитина, К. Паустовского. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим ненарушаемую гармонию человека и природы, то в творчестве М. Пришвина уже появляются тревожные ноты. Пришвин тревожит читателя вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя? Чтобы ответить на эти вопросы, надо пройти вместе с писателем долгий путь нравственных исканий, найти «ключ к собственной душе». «Лесная капель» — книга об одиночестве, любви, страдании, о безмерности боли, которая накапливается в душе человека.

Прозаические миниатюры, вошедшие в этот сборник, необыкновенно поэтичны, наполнены меткими наблюдениями, точными описаниями природы. Читая их, мы испытываем чувство восхищения, желание их сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и прелестью «неодетой весны», и звоном «лесной капели», и очарованием «ореховых дымков».

Вершина поэтического творчества писателя — «Глаза земли». Разделенная на три части: «Дорога к другу», «Раздумья», «Зеркало человека», она представляет совершенное творение художественной, философской и научной мысли Пришвина. «Глаза земли» — это путь человека к «душам всех и каждому в отдельности» через свой собственный опыт жизни.

Перед нами многое открывается впервые, многое оказывается родным и созвучным, оживают молчавшие прежде листья и травы, и сам лес, со своими папоротниками и мхами, болотами и лесными полянами, кукушками и комарами. Художник, щедро наделенный дарованием и любовью к людям, становится радостным творцом всеобщей жизни. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю.

«Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово «родина». Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание...».

Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. Слово Пришвина звучит все громче и громче.

Мне кажется, что читая Пришвина, современный человек чувствует, как теплеет его сердце, как оттаивает его душа. Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе эпох и веков.

По существу, жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его любви к русскому языку. После Севера Пришвин написал первую свою книгу «В краю непуганных птиц», с тех пор он стал писателем. Отложив прочитанную пришвинскую книгу, люди говорят: «Это — настоящее колдовство». Слова «колдовство», «волшебство» относятся обыкновенно к сказкам. Но ведь Пришвин не сказочник. Он человек земли, участник и свидетель всего, что свершается вокруг него в мире. Секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства — в его зоркости.

Пришвин — один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе. Может быть, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей. Учитель у Пришвина есть: тот единственный учитель, которому обязана своей силой и задушевностью русская литература. Этот учитель — русский народ.

Жизнь Пришвина была жизнью человека пытливого, деятельного и простого. Недаром он сказал, что «величайшее счастье — не считать себя особенным, а быть, как все эти люди». Его обширные знания в области ботаники, зоологии, истории, фольклора, географии, краеведения и других наук вошли в книги. А. М. Горький призывал писателей учиться у Пришвина русскому языку. Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Все его книги полны родственным влечением к человеку и к той земле, где живет и трудится этот человек. Поэтому и культуру Пришвин определяет как родственную связь между людьми.

Паустовский сказал о Пришвине:

«Мы глубоко благодарны Пришвину. Благодарны за радость каждого нового дня, что синеет рассветом и заставляет молодо биться сердце. Мы верим Михаилу Михайловичу и вместе с ним знаем, что впереди еще много встреч, и дум, и великолепного труда. В своем писательском деле Пришвин был победителем».

Весна пришвинской прозы останется навсегда в сердцах людей.


Рецензии