Всеволод Шиловский

Грани и кадры

Даже не знаешь, с какой стороны подступиться. С одной – блистательные роли, часто проходимцев и негодяев, но с бездной обаяния. Врожденная ирония, которая начинается еще на уровне мимики, взгляда. Чего стоит его «жук» в тельняшке, душа нараспашку, из «Военно-полевого романа»!

Не менее смачно и роскошно Всеволод Николаевич воссоздает типы теневиков, «серых кардиналов» всех времен и народов (вплоть до Бонапарта - "Избранник судьбы"). Про таких актеров говорят: крепкий профессионал. С другой стороны, человек, в 33 года осиливший создание первого и давно уж легендарного нашего телесериала «День за днем» (1971 год), где созвездие великих имен, как будущих, так и уже состоявшихся, подчинилось энергетике, такту и вкусу постановщика. «День за днем - это 17 серий, не меньше дюжины народных артистов СССР, вдвое больше - просто народных, а всего под полтораста ведущих артистов Москвы театральной.

Я был совсем маленький, но, помнится, неотрывно, с бесконечным интересом отслеживал хронику разворачивающихся событий (захватывало покруче лихого боевика). Не скажу, что в 7 лет что-то понимал в особенностях взрослой психологии. Просто завораживала атмосфера уюта, задушевности, деликатности, справедливости - короче, правильности отношений, выстраивающихся между жильцами старой коммуналки, пленяла их человеческая порядочность и житейская мудрость. С той чудной поры Алексей Грибов для меня навсегда - дядя Юра, Нина Сазонова – Тетя Паша. Иными словами, я сперва узнал дядю и тетю, а уж потом персонифицировал их творения с великими актерами. Так же и  «Седого» я узнал много позже, как Алексея Эйбоженко.

Вячеслав Невинный для меня опять же начался с Большого - Вити Баныкина, а про  Алексея Борзунова всегда помнил одно – это Толич. И даже хоккеист Якушев для меня стал фамильным дублером Кости Якушева в исполнении Юрия Горобца, но чуть позже. «Первая ласточка» советских телесериалов для многих замечательных мастеров экрана стала если не «путевкой в жизнь» то, по крайней мере, «визитной карточкой» на всю оставшуюся жизнь.

Не думаю, что какой-нибудь из сериалов сегодня или завтра сумеет обрести то поистине волшебное, благотворное, педагогическое - просто релаксирующее - воздействие на миллионы. Леча и уча, а не калеча-урча. В этом отличие светлого, оптимистического шедевра «День за днем» от беспросветно бесконечных «шизевров» одной системы «Урчи-энд-бурчи».

Как ни досадно, в продаже и, похоже, производстве ДВД-дисков этого фильма нет вообще. Ну, нет - и весь ответ! Очевидно, дюже вредный. Ведь на фоне страстей-мордастей теперешних боевиков и мыло-серий с их дешевыми исполнителями это та чистая вода, на которую никто выводиться добровольно не желает.

Но ищущий да обрящет!

А после "Дня за днем" был уже 5-серийник "В одном микрорайоне" (1976).

Смотришь сейчас и помимо воли окунаешься в ту неповторимую атмосферу 70-х, когда даже "спальный" район Москвы выглядит тихой, мирной, доброй российской глубинкой дядь Юр и теть Паш, Анискиных и Якушевых, где скромный менталитет провинциалов гармонично уживается с элитным статусом более продвинутых, но еще не забывших про общие корни соседей (Никита Подгорный, чей герой - член-корр АН, Марис Лиепа - здесь практически "альтер эго", мировая звезда).

Как и в "День за днем", Всеволод Николаевич рассыпал тут целое созвездие: Николай Пеньков, Ирина Мирошниченко, Анатолий Ромашин, Ирина Акулова, Виктор Сергачев, Роман Филиппов, Татьяна Лаврова, Юрий Леонидов, Александр Потапов, Николай Караченцов... Каскад талантов! И, надо думать, припозднившихся, но всегда приятных аплодисментов...

Такие фильмы и такие ретро-просмотры крайне полезны. Они сродни машине времени, открывающей вдруг целый мир ушедших характеров, отношений и чувств. Что, в общем-то, помогает избавиться от многих ложных иллюзий и навязанных ярлыков. Я бы назвал ту жизнь стабильной, а не "застойной", несмотря на "слишком маленький" (3-4 %) годовой рост производства в масштабах не куцей РФ, а всего Советского Союза.

Тот Наш "Микрорайон", в принципе, и представлял кинематографически-символическую миниатюрку-слепок с Большой Страны, где спокойно, дружно и мирно уживались разные народы, сословия, а отраслевая интеграция позволяла нормально и бесперебойно функционировать огромному жилмассиву со всеми его бесчисленными коммуникациями. Разве вот только лифт иногда отказывал... Так это от демографических перегрузок. Что, согласитесь, много лучше, чем огромная свалка с бомжами, многие из коих 35 лет назад были полноправными обитальцами этой самой замечательной МногоЭТНажки.

После этакой премьеры, бесспорного успеха и всенародного восторга Шиловскому можно было почивать на лаврах. Однако свою репутацию мастера режиссуры и сценического перевоплощения он подтвердил десятками добротных экранных постановок и ярких ролей ("Военно-полевой роман", "Подвиг Одессы", "Капитан Фракасс", "Смиренное кладбище", "Кодекс бесчестия", "Аферисты"...)!

Так кто же: режиссер, актер или сценарист и даже писатель? А не надо разделять.
 
Просто Шиловский!


Родился 3 июня 1938 года.
Народный артист РСФСР (1986).


Рецензии
Спасибо, Владимир, Вы как всегда, дарите ретро-встречу с Прекрасным, будите нужные воспоминания, и не даете уйти в небытие нашим Великим...

С огромным уважением

Дарина

Дарина Сибирцева   03.06.2011 22:17     Заявить о нарушении
Вот последнее, насчет Великих, самое главное и славное. Пока есть они, и мы с ними.
И вместе не пропадем.
С таким же почтением!

Владимир Плотников-Самарский   03.06.2011 23:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.