Толи во сне, толи наяву?

Толи во сне, толи наяву


Ночь была светлой от луны и звезд. Сон не приходил. Я посмотрела на небо. Там луна со звездами водили хоровод и пели песни. На меня навалилась сонная дрема. «Вот-вот засну»,- думала я.
 Но в это время на окошке появился маленький старичок в шляпке.
- Ты кто? - спросила я старичка.
-Ваш домашний домовой,- ответил он тоненьким голосочком,- я отгоняю от Вас всю нечисть и все про Вас знаю, с Вашего рождения живу с вами.
Потом немного помолчал и продолжил:
 -Ты ведь находишься в своем доме в деревне, где родилась, а не в городской квартире. А вон идет к тебе бабушка, соскучилась по тебе, встречай.
И домовой пропал.
 Я привстала, осмотрелась, сижу на деревянной скамейке у окна. Рядом сидит со мной бабушка.
-Бабушка, ведь ты давно уже умерла, а все такая, как была при моем детстве.
-Да, внучка,  я умерла, а сегодня мой день, хожу внуков и внучек своих навещаю.
-Ну, здравствуй, ба,- сказала я ей и прильнула к ее груди.
-Маленькая я была нелюбопытная и никогда тебя ни о чем не спрашивала, расскажи мне, какая ты была молодая, влюблялась ли?
Бабушка встала со скамейки и передо мной стояла юная, черноглазая девушка с длинной, черной косой, шевелящейся при каждом ее движении, словно змейка, по спине.
 -Вот видишь, какая я была в юности,- сказала она, улыбаясь.
На ней был надет цветной длинный сарафан с белой под ним блузой. Она покружилась по избе так легко, так красиво, что я на нее загляделась.
 -Жаль, бабуля, что я в юности не была на тебя похожа.
- Ты тоже в девках была боевая. Плясунья певунья и привлекательна. Ты была похожа на свою бабушку, на маму твоей матери, - договорила она.
-Ба, расскажи, как ты влюбилась, как замуж вышла? Очень интересно.
-Мои родители жили на хуторе. Нас у них было две сестры, жили бедно. И бабушка рассказала дальше:
 -Однажды в церкви барыня Боброва Любовь Петровна увидела 5-летних сестер (они были двойняшки). Барыня приехала на следующий день в дом на хутор, где жили  с родителями девочки Фенечка и Поленька, и уговорила родителей отпустить к ней в имение Фенечку, одну из сестер. Барыня сказала, что девочка будет обучаться в её доме танцам и пению. А за то, что дочь будет у нее учиться, барыня обещала семье помогать. Родители согласились.
Ученицей Фенечка  была способной, и быстро освоила все танцевальные па. Певица, работающая у Бобровой, поставила ей голос и учила петь русские народные песни.
Так Фенечка постепенно изучала вместе со всеми танцы и песни. Время летело неумолимо быстро. Вот уже Фенечка в хоре запевалой, в танцах ведущей солисткой. Когда ей исполнилось 16 лет, она влюбилась в своего напарника по танцам – садовника Акима – 18-ти лет. Аким тоже ночи плохо спал, думал о Фенечке. Оба полюбили сильно друг друга. Год женихались, оберегая друг друга. Встречались по ночам украдкой в саду.
Решили идти к барыне Любови Петровне Бобровой, чтобы она им разрешила обвенчаться. Барыня и слышать не хотела. Она уже нашла жениха Фенечке, а садовнику сказала:
 – Тебе тоже найду хорошую невесту.
 Влюбленные заплакали и ушли. Барыня не хотела женить садовника. Уж больно работник хороший, ухаживает за садом с любовью и душой. Выращивает огромное количество яблок, слив, вишен, малины, крыжовника и других ягод. Сад хозяйки давал большой доход.
А Фенечка с Акимом решили сделать по-своему. Под лунный свет  на травке согрешили в саду.
-Может ребеночек будет, барыня и обвенчает, - сказал Аким.
Вскоре барыня узнала, что Фенечка затяжелела. Она вызвала непослушных влюбленных на переговоры. Фенечку из ансамбля удалила, хотя ей этого так не хотелось, ведь лучшая певица и танцовщица.
Вскоре Фенечка родила мальчика. Дали ему имя Родион, или Родька, как тогда его звали. Хозяйка перевела Фенечку работать в барские комнаты, отведя в уголочке место для жилья с ребенком. В обязанности Фенечки входила уборка комнат без мытья полов, видно барыня жалела Фенечку. А к Акиму мер никаких не стала применять, уж больно был хороший садовод. Яблоки и ягоды давали барыне огромные барыши.
Но Любовь Петровна все же высказалась:
-Вас мне следовало бы отправить к Христофору на скотный двор, чтобы он вас там выпорол, но я отходчива и жалостлива. Поэтому прощаю вас работники вы у меня  одни из лучших. Ну, согрешили, вы не первые, не последние.
Аким с Фенечкой пали перед своей барыней на колени, просили прощения у нее.
-Это еще не все, мои милые, - сказала Любовь Петровна, - обвенчаю я вас, непослушники, и поедете жить на хутор. Построю вам избенку с хозяйственными постройками. Выделю теленка, пару овец романовских, жеребенка, земли. Будете выращивать овощи, зерновые, бобовые, сено заготавливать, а, главное, Аким закупишь новые саженцы, заложишь молодой сад, ты это делать умеешь.  Лет через 4-5, когда урожаи появятся, одну треть будете себе оставлять, а остальную продукцию будете привозить в мои закрома – амбары. Первые два года буду помогать вам.
Аким с Фенечкой еще раз бросились перед своей барыней на колени и благодарили ее. Она добавила:
-Не забывайте про Родьку. Вырастите его, выучите в церковной школе, приучайте к работам в сельском хозяйстве. Аким, с малых лет свой опыт передавай Родиону по работе в саду, чтобы научился выращивать фруктовые  деревья, кустарники и ягодные. Мне хорошие работники нужны.
Вскоре молодая семья переехала жить и работать на хутор. Люди они трудолюбивые, не ленивые, и вскоре все у них стало налаживаться. Барыня навещала их на хуторе и оставалась довольна.
Через некоторое время урожаи ссыпались в закрома.
Осенью Аким отвозил положенное количество продукции хозяйке. Там он ссыпал все в амбары.
Время летело  быстро. Фенечка часто работала с песней. Аким ей подпевал. В семье появилось уже двое детей: дочь Лида и сын Антон. В доме стало шумно и весело. А в хуторе появилось еще два новых дома молодоженов. А через три года родился еще один малыш Денис. Его назвали в честь умершего мужа хозяйки. Она обрадовалась и чаще навещала хутор, привозя детям игрушки и сладости. Дениску она любила, пожалуй, больше других. Все дети, подрастая, по своей  силе работали в поле и саду. Когда Родьке исполнилось 18 лет, в семье случилась беда: Аким сильно заболел скарлатиной и вскоре  скончался. На похороны приезжала хозяйка и привезла с собой еще многих своих людей.
Акима похоронили с почестями. Его новый сад был назван в честь него - Акимовский. В нем работал Родион, помогали и другие дети.
Бабушка вздохнула и продолжала:
-Жизнь без Акима стала чуть хуже, но мы, как могли, управлялись с хозяйством. К нам приехала моя сестра незамужняя близняшка Поленька, и стала с нами жить и помогать по хозяйству.
Вот внученька, пожалуй, и все, я стала твоей бабушкой, когда мой сын Антон женился на Пелагее из дальней деревни. Вас, внучек, от сына родилось двое. Родиона женила хозяйка на своей служанке. Позже нашли невесту и младшему, Денису.
Вот пока и все, внученька, живи, наслаждайся жизнью, а мне пора,- и она, обняв меня, быстро обернулась в юную красавицу, укрылась прозрачным полотном и  исчезла.
Я открыла глаза - уже рассветало. Неужели, это был сон, а может это правда, была у меня бабушка?
 Все, что я услышала о ее жизни, мне казалось, что я об этом уже где-то слышала.


Рецензии