Проект j о концепции лика сына божьего Кастеллуччи

РЕЦЕНЗИЯ

Театриум  на Серпуховке
Проект «J» «О концепции лика Сына Божьего»
Идея и постановка – РОМЕО КАСТЕЛЛУЧЧИ
С участием – Джанни Плацци, Серджио Скралателла
Премьера в рамках Чеховского фестиваля 28.05.2011

В рамках знаменитого Чеховского театрального фестиваля, прошел спектакль Ромео Кастеллуччи "Проект "J". О концепции лика Сына Божьего". Скандальный спектакль похоже долго колесил по миру и слышал в свой адрес нелицеприятные отклики, и наконец россияне смогли лицезреть этот провокационный сюжетный ход режиссера. Важной миссией для режиссера было познание  православной публики, ведь мы, как ни кто можем оценить и принять его с православной точки зрения. Кастеллуччи говорил  о своей постановке как об обращение к лику Христа.  Конечно, когда начинаешь смотреть постановку, понимаешь, что она не проста для восприятия особенно неискушенным зрителям сложно понять, и принять, порой моменты бывают даже шокирующие.
В начале спектакля пожилой человек сидит на белом диване и смотрит телевизор, его сын прекрасно сложенный, высокий красавец одетый в дорогой костюм и белую рубашку, отправляясь на работу, понимает, что с отцом что-то произошло. Как выясняется позже, отец страдает кишечными расстройствами, так на протяжении всего спектакля отображаются мучения сына вынужденного переодевать и мыть престарелого отца. Отец тоже страдает по-своему, каждый раз его плач превращается то в протяжный, монотонный  гул, то напоминает всхлипы беспомощного младенца. На заднике во всю стену на нас смотрит лик Христа,  страдания молодого и пожилого человека рисует картину современности.  Актеры причем не напрягают свои голосовые связки, голос сына всегда ровно спокоен, похоже, он давно уже ухаживает за своим отцом. Естественно вся эта ситуация по ходу движения должна дойти до предела и на сороковой минуте просмотра спектакля так и происходит, молодой человек с криком бросает грязные тряпки отвратительного коричневого цвета и пронзающе, плачет глядя на Христа. Пожилой отец тоже не может сдержать себя, его горе течет из всех отверстий его тела и никто не в силах его остановить. Возникает вопрос «Где же Христос? » и как он может смотреть на горе двух поколений, ничего не предпринимая?  Режиссер отвечает ликом Христа, когда ткань натягивается и – то ли мысль, то ли слеза прокатывается по лицу – с обратной стороны рисованного задника пробирается вверх и вниз актер. А потом этот чистый и ясный лик заливает жидкость, лик темнеет, и в контексте только что виденного жидкость эта имеет вполне определенное истолкование. А потом – ткань вспарывается, и загораются люминесцентные буквы, по-английски: «Ты – мой пастух», а потом среди фразы возникают еще три буквы – «not» – «Ты не мой пастух». Потом и эти, и все другие буквы гаснут и лик, невредимый, освещается вновь.
Только познав страдание, очищается твоя душа и души твоих предков……..


Рецензии