Засуха. Глава 9

Приехала я утренней электричкой, прошлась по лесу, по привычке сделав привал на холме, и в очередной раз подивилась зелёному оазису огорода посреди пожухших от беспощадного солнца окрестностей Дроздов.  В саду слышались глухие удары топоров, слышалась громкая мужская речь, приправленная крепкими выражениями. Двое рабочих рубили яблони, Антон стоял чуть в стороне, и я направилась к нему:
- Что здесь происходит?
- Приказано убрать деревья.
- Ты что? Кем приказано?
- Понятно кем, хозяином. Алексеем Сергеевичем Волковым.
- Антон, ты в своём уме? Не может этого быть….. Рубишь?  Но ведь сам сажал: и черешни, и груши, и яблони эти сортовые….

Он отвернулся и махнул рукой. Но я заметила, как подходя к сараю, он отёр лицо рукавом…. Я помнила, как радовался Антон, когда ему удалось  выпросить у какого-то любителя-садовода саженцы абрикоса, который хорошо приживался в средней полосе. Как хвалила его Лерочка, когда он сам привил на старую грушу ветку какого-то необыкновенно плодовитого сорта, и уже через несколько лет она снимала медовые маленькие и плотненькие грушки, хвастаясь, что из них получается самый вкусный компот, который так любит Лёшенька.

Рабочие боролись с плетьми винограда, что увил старую беседку возле теплицы, вырывали амарант, стоящий плотной фиолетовой стеной вдоль забора, подрубали кусты шпалерных роз, которые впивались шипами даже сквозь рукавицы. Пришёл черёд и зарослям вишни…. Бедный Лерочкин сад…..

Я пошла искать Фёдора. Он полол гряды на огороде, и был, как всегда – в высоких тяжёлых ботинках и плотных камуфляжных брюках. В такую жару! Я молча присела рядом, наблюдая как методично он расправляется с крошечной порослью сорняков на грядке дайкона. Он поздоровался и продолжил своё дело. Таточка подвязывала помидоры и помахала мне рукой. Я спросила Фёдора:
- Скажите мне, зачем это варварство? Почему вырубают сад?
- Ида Петровна, я приказы не обсуждаю.
- Хорошо, я сама поговорю с Алексеем.

Я решила остаться до вечера, чтобы увидеть Лёшу. Но находиться в доме не смогла, ушла в лес. И хотя слёзы из меня выжать трудно, на этот раз дала им волю. И грешным делом подумала: хорошо, что у меня нет детей. Почему-то я была уверена, что Лера каким-то образом могла почувствовать, что делается в её Доме. Я разговаривала с ней вслух, искала утешительные слова. Наверное, если бы кто-нибудь увидел меня в этот момент, то точно подумал: тронулась умом старуха….

Я вернулась, когда у ворот появились  два джипа: чёрный и белый. Случилось так, что я прошла незаметно, обогнув баню, и нечаянно увидела посреди вывернутых пней одинокую фигуру Элен. Она стояла, уперев руки в бока и слегка наклонив голову. И такое необыкновенно счастливое у неё было лицо, что я повернула назад и побрела в Сомы, к поезду. Я поняла, что разговор с Алексеем – бесполезная затея.

Не доходя до станции, я  присела отдохнуть у глубокого оврага, сплошь заросшего поверху кустами орешника,  а внизу, в глубине, по руслу мелкого ручья - жимолостью. Ручей впадал в небольшую круглую впадину, образуя чашу, а потом двигался дальше, петляя по дну оврага. Я любила сидеть перед этой чистой водой, где каждый камушек отсвечивал, радуясь редкому солнечному лучу. Вот и сейчас я машинально бросала мелкую гальку в центр крошечного озерца, наблюдая за ровными кругами на поверхности.

И думала о том, что жизнь так похожа на эти круги. Человек рождается и оказывается центром крошечного круга, в котором – его родители, бабушки и дедушки, может быть – дяди и тётки, племянники и прочая родня. Но уже в детском саду он узнаёт, что есть иная жизнь за пределами его личной вселенной, а в школе – тем более. Потом появляются друзья во дворе, какие-нибудь приятели по спортивным секциям или танцевальному кружку, затем – однокурсники и коллеги по работе. Круги всё ширятся и ширятся….

Но когда минует определённая возрастная грань, особенно, - с уходом на пенсию, как отсчёт пойдёт в обратном порядке. И не успеешь оглянуться, как всё возвратится «на круги своя»: рядом – дети и внуки, если повезёт – правнуки….. И счастье, если человек опять станет - центром своего крошечного круга.

Не оставили эти мысли меня и в поезде, только перешли в несколько иную плоскость. Я думала о возрастном разрыве – пропасти в двадцать лет, которые разделяли Элен и Алексея Волкова. Я допускаю сильную страсть и полную гармонию в слиянии физическом, но разве можно достичь такого слияния – душ? Когда обе они отзываются на мотив песни, слышанной вместе – в детстве? Когда старый фильм смотришь – рука в руке и незаметно отираешь слёзы? Когда тебя не страшит новая морщинка, что появилась в уголке глаз? Когда идёшь по улице и видишь, как выросли деревья? Но ты идёшь с тем, кто вместе с тобой проходил по этой аллее, когда она только обещала стала стать такой тенистой….

А дома меня ожидало письмо от Марго, и я незамедлительно решила ей ответить. Всё, что я испытала в течение дня, вылилось в строчки, все вопросы, на которые не могла дать ответа, я адресовала ей. И знала, что она и поймёт, и почувствует, и пожалеет, и поплачет. Я писала о том, как мы встречали утро в саду вместе с Лерой, как сажали розы, а потом укутывали их на зиму, как отбирали клубни георгинов и гладиолусов, делали посадки лечебных трав, а потом сушили их и развешивали душистые пучки в предбаннике и на чердаке. Как мечтали поставить возле вишнёвых кустов несколько ульев, а вдоль забора посадить розовый виноград….

Валерия никогда не говорила вслух о том, что будет здесь, когда она уйдёт. Только как-то вечером, когда после бани мы сидели на скамейке под кустом сирени, и овчарка Динара лежала у ног, Лера сказала:
- Всё, что я здесь делаю – только для них. Не станет меня, а Лёша срежет букет водосбора, он так любит эти – лиловые и синие, поставит на стол, и вспомнит обо мне. Я знаю, что никто не станет делать варенье, но, может быть, всё-таки сорвут яблоки с ветки. Или эти сливы…. Смотри, как хороши, правда?

Даже в страшном сне она не могла бы увидеть, как в одночасье будет уничтожен её сад. Теперь на его месте постелют искусственный газон. Может быть, поставят качели и тенты от солнца. И каждое утро будут мыть из шланга пластиковую траву, которая станет ласкать нежные ступни подрастающего поколения Волковых. Нового племени совсем новой страны.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/06/05/252


Рецензии
по сюжету пока..
Поговаривают в людях мол две медведицы в оной берлоге не живут.. а две женщины хоть даже самые близкие, одну кухню не поделят.. Однако тут одна хозяйка ушла и на её место пришла другая, и сад, и весь уклад усадьбы этой несший печать прежней хозяйки, бесит тихонько новую особу женского полу.. вот так не спешно она и почистит начав с сада всю свою новую вотчину.. А муж.. пока понял одно, подломилось что-то в нем после потери этой.. в смысле смерти жены. Новая конечно поддала в кровушку жарку.. но вывезет ли старый конь, такую борозду. Ведь не токмо постелью браки-то сильны.. и невольно сравнивать будет он с прежней, чем дальше тем больше.
Героиня о ней сказать надо так, пока кратко : Вдумчивая дама получается..
Вы тоже время деталями показываете, вот акцентирующая точка: "И каждое утро будут мыть из шланга пластиковую траву, которая станет ласкать нежные ступни подрастающего поколения Волковых. Нового племени совсем новой страны." Она дает настроение,задает тон.. Эх я вот в смысле не профи в этом во всем.. Но читаю дальше и по ходу говорю.

Василий Лыков   17.12.2011 18:02     Заявить о нарушении
Василий, рада, что читаешь. Но тебе будет гораздо интереснее, когда перейдёшь на ту часть, что писал Василий - "Записки Огородника".

Наталья Столярова   18.12.2011 17:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.