Последняя сказка

В эту ночь король Георг смог, наконец, расстаться с неудобным диванчиком в кабинете и занять своё законное место в опочивальне. С наслаждением он вытянулся на просторном и мягком ложе и, едва голова коснулась подушки, усталость и волнения дали о себе знать – Георг сразу стал проваливаться в спокойный сон…
- Удобно ли тебе, муженёк? – глухой голос, от которого повеяло холодом открытой могилы, вырвал короля из накатывающих волн спокойствия. Необъяснимый ужас ударил под сердце и Георг вскочил, покрытый холодным потом.
  Она стояла у открытого окна. Призрачная фигура, сквозь которую была видна луна и чуть заслоняющая её ветка клёна…  Одетая в белый, воздушный пеньюар, по которому спереди, на груди, расплывалось кровавое пятно. Некогда золотистые локоны, ставшие мертвенно бледными, развевались, то скрывая, то обнажая лицо:  тёмные провалы на месте восхитительных голубых глаз, кривую усмешку синеватых губ…
 - Ты-ы-ы!... – прохрипел Георг и взмахнул рукой, словно отгоняя виденье, - Бред! Ты мертва!
- Конечно, мертва, - кивнул призрак, - Ты ведь этого и добивался, не так ли? Что ж не видно радости на твоём лице? Веселись!  Ты свободен теперь. Свободен от несчастной верной жены, которая любила тебя!
- Любила?! – нашёл в себе силы крикнуть король,- Ты?! Ты, которая из прекрасной скромницы превратилась в злобную истеричку?! Которая не пускала меня даже на порог спальни?! Которая издевалась над несчастными фрейлинами, над слугами, над стражниками?! Ты, которая принесла страх и ненависть во дворец?!..
- Но я никого не убила, - ответила Анна,- Даже та фрейлина, которая пыталась отравиться из-за жалкого клочка вырванных волос… Её сочли мёртвой, но она выжила. На мне нет крови, король. В отличие от тебя! Да, я была нервной и вспыльчивой, но – дал ли ты себе труд подумать: отчего? Знаешь ли ты, как может страдать женщина, которая любит, любит всей душой, но не может дать своему любимому то, чего он больше всего желает?! Да, я не могла зачать наследника… сына! Не могла… но смогла бы! Я уже знала снадобье, которое поможет… Подожди ты ещё немного – и всё бы наладилось. Я бы снова стала той, прежней, которую ты полюбил. Я бы повинилась перед теми, которым причинила зло… невольно. Я бы искупила это зло добротой и милосердием…  Но ты не стал ждать! Ты думал, что я хочу сжить тебя со свету и занять трон? Ты хотел спасти мир и порядок в королевстве от злой узурпаторши? Дурак ты, король! Ты сам, руками своего послушного орудия – лесничего, обрёк свою страну… В тот самый миг, когда стрела вошла в моё сердце, твоё королевство кончилось! Ты пока этого не понял, но ты поймёшь. Очень скоро поймёшь! Ты думаешь, что убил только меня? Не-ет – ты убил Любовь! Саму Любовь! Её нет больше в твоей стране. И у тебя её больше нет и никогда не будет. И моя смерть – не последняя, которая ляжет на твою совесть. Будут и другие, Георг. И их кровь тоже будет на тебе!..
- Т-ты… Пришла убить меня?.. – прохрипел король, сжав горло воротником рубашки.
- Глупец! – покачала головой Анна, - Какой же ты дурак! Не-ет… Это было бы слишком легко! Ты будешь жить, но жизнь покажется тебе хуже смерти. И вот, когда ты дойдёшь в своих страданиях до последней черты… ты сам убьёшь себя. Сам! А я… знаешь, милый, мы теперь будем видеться очень часто! Чаще, чем, когда я была ещё жива. Когда я каждую ночь грызла подушки в бессильных слезах… Но ты ещё узнаешь – каково это…
- Не дождёшься, Ведьма! – крикнул король,- Тебя нет! А я жив! И буду жить! И найду себе другую королеву, и она родит мне сына! Без всяких колдовских снадобий! А ты… Ты истлеешь в земле! И память о тебе истлеет! Сгинь!!!
- Не ори… - недовольно поморщилась королева,- Я ухожу… Но я ещё приду к тебе. До встречи, милый!..
Призрачная фигура двинулась к двери, прошла сквозь закрытую створку и пропала. Из коридора послышался сдавленный вскрик и звон упавшей на каменные плиты алебарды.
Король без чувств рухнул на подушки…
        Утром, как обычно, комендант дворца явился к королю на утренний доклад. Георг принял его в кабинете. Войдя, комендант оторопел: таким он ещё не видел государя никогда…  Король, сгорбившись, точно из него вынули какой-то важный опорный стержень, сидел на диванчике босой, одетый в измятые бриджи и нательную, потемневшую от пота, рубаху. Он поднял растрёпанную голову, и придворный поразился потухшему взгляду серых глаз с кровавыми прожилками и залёгшими под веками тёмными полукружьями. Если бы комендант сам не видел короля бодрым и трезвым прошлым вечером, он мог бы подумать, что Его Величество пьёт, не просыхая, по меньшей мере, неделю.
- Ну… Что плохого произошло в замке и его окрестностях? – тихо спросил Георг.
Комендант, придя в себя, начал доклад.
- Прошедшей ночью, по словам Начальника стражи, один стражник погиб и трое дезертировали…
- Ч-чего-о?! – хрипло протянул король,- То есть… как это?!
- Подробности мне неизвестны, Ваше Величество… Вы же сами приказали: все происшествия в страже не входят в мою компетенцию.
- Ладно, - слабо махнул Георг,- Дальше…
- Также оказалась вакантной должность Главного Лесничего, - невозмутимо продолжил комендант.
- Что, тоже сбежал? – равнодушно спросил король.
- Нет. Он покончил с собой.
- Ка-ак?!...- правитель сжал кулаки на подлокотниках и слегка приподнялся… но снова, внезапно обессилев, упал на диван.
- Повесился ночью на дереве возле своего дома. Оставил записку, - комендант протянул королю измятый клочок бумаги. Тот потянулся было, но тут же отдёрнул руку.
- Читай!
Царедворец приблизил бумагу к глазам и внятно прочёл:
- «Я ничего не знал! Будь проклят король!»
- Всё?
- Всё, Государь, - поклонился комендант, - Больше происшествий не случилось.
Георг сидел, уткнувшись лицом в ладони. Голос его звучал глухо:
- Подбери там кого-нибудь… из охотников. И намекни: я не буду чересчур строго спрашивать, если вдруг недосчитаются пары зайцев… ну, или оленя…
- Слушаюсь, Государь…
- И начальника стражи ко мне. Немедленно!
Комендант поклонился и покинул кабинет.
   Начальник стражи явился быстро. Старый воин, прошедший с отцом нынешнего короля все войны, привык выполнять приказы без промедления. Он вошёл в кабинет и замер, вытянувшись.
- Ну? – произнёс  Георг,- Докладывай… Как службу несёте? И почему я не от тебя первого узнаю о происшествии в ТВОЁМ подразделении?
- Виноват, Государь! Не успел доложить!
- А в бою ты тоже успевать не будешь, а? – прищурился недобро король, - Ладно, говори! И перестань тянуться тут… Не на параде!
- Слушаюсь! – воин чуть расслабился,- Дело странное, Государь… Около полуночи стражник, стоявший на посту возле Вашей опочивальни, прибежал в караульное помещение. Я сам не видел, но, по словам остальных, вид у него был дикий! Без оружия, напуганный до полусмерти… кричал что-то о покойной королеве, бродящей по коридорам… Простите…
- Дальше! – прикрикнул король.
- Его хотели успокоить, но он вырвался, бросился по лестнице к выходу… Оступился, упал и сломал шею. Тут же вызвали меня и лекаря, но было уже поздно…
- Что говорит лекарь?
- Что-то такое… - Начальник стражи наморщил лоб, стараясь вспомнить,- Пост…   Поствоенный синдром. Он сказал, что у воинов это бывает…  Этот стражник был из стариков… Две войны, три ранения…
- Похоронить, как павшего в бою! – распорядился король, - Семье назначить пенсию… В каком он был звании?
- Рядовой, Ваше Величество.
- Пенсию сержанта! Теперь о дезертирах…
- Да, Государь. После этого недосчитались утром ещё троих. Их сослуживцы говорят, что слышали, как они сговаривались. Один из них сказал, что лучше, мол, погибнуть в бою, чем встретиться ночью с призраком королевы. Она, мол, и при жизни-то была не подарок, а теперь… Простите!..
- Их ищут?
- Искали… Пустили гончих по следу.  Следы ведут к самой границе… Думаю, они уже покинули пределы королевства. Ваше Величество… я обязан доложить – в страже начались разговоры…
- А ты для чего поставлен?! Пресечь! Не хватало только бунта!
- Прошу прощения, Государь! – снова вытянулся старый воин, - В создавшихся условиях я не могу более выполнять свои обязанности. Прошу Ваше Величество об отставке!
- Отставке?! – вскричал Георг, вскакивая с дивана, - Тоже сбежать хочешь? Трус!
- Я. Не. Трус! – отчеканил, побледнев, ветеран,- Я верно служил королю  и стране. Я прошёл войны и ни разу не струсил! Прошу отставки по выслуге лет и состоянию здоровья.
Король подошёл ближе, почти вплотную и взглянул ему в глаза. Старый служака не отвёл взгляд…
- Отставку… - повторил король,- Хорошо… Будет тебе отставка. Оружие!
- Что? – не понял Начальник стражи.
- Сдать оружие! – резко выбросил руку Георг.
Воин молча вынул меч из ножен, посмотрел на него… прижал на мгновение к седым усам и протянул королю. Тот взялся за рукоять.
- Я могу быть свободным, Государь?
- Да… - ответил король,- Пожалуй… Считай себя уволенным!
И он резко всадил клинок под рёбра заслуженному ветерану. Тот вздохнул… Расширенными глазами уставился на короля… потом на меч, словно ещё не веря… Схватился руками за лезвие, будто пытаясь вытащить из раны…  Покачнулся и рухнул навзничь.  Георг вынул меч из тела и швырнул в угол.
- Стража!- крикнул он.
Вошли два воина. Увидев мёртвого начальника, которого все любили и уважали за заслуги, справедливость и отеческую заботу, один из них – постарше – сжал зубы до скрежета…  бросил на короля взгляд из-под шлема, и в этом взгляде не было ничего хорошего.  Но Георг не обратил внимания.
- Уберите его! – приказал король.
Воины бережно подняли тело и вынесли из кабинета, захлопнув дверь.
На вечернем докладе комендант доложил Его Величеству, что стража дворца дезертировала в полном составе.
         Эту ночь король решил провести в кабинете – после вчерашнего кошмара идти в спальню как-то не хотелось. Он щедро окропил стены и дверь святой водой, взятой в замковой часовне, прилёг, не раздеваясь, на диванчик, положив под руку большое серебряное распятие и попытался заснуть…
- Ну? И стоило меня убивать, чтобы опять ночевать на этом неудобном диване? – услышал в ужасе Георг всё тот же замогильный голос. Призрак жены просочился сквозь запертую дверь и повис, колеблясь, под самым потолком, - Как прошёл день, дорогой? Ах, знаю-знаю: стражник мёртв, лесничий повесился, начальник охраны убит…  И дворец остался без стражи. Должна тебе сказать, что ты сходишь с ума быстрее, чем я ожидала…
Король вскочил с дивана и вскинул вверх распятие:
- Заклинаю тебя именем Господа нашего: сгинь! Пропади!  Отправляйся в ад!!!
- Ха-ха! Нет, муженёк, право же, ты ещё больший дурак, чем я думала! Пугать Святым Крестом христианскую душу?!
- Ты-ы-ы?! – взвыл король,- Это ты-то христианская душа?!
- А разве нет? – склонила голову набок Анна,- Или я была при жизни плохой христианкой? Ну, грешила… А кто без греха? К тому же, половина моих грехов мне простилась за мученическую смерть – спасибо тебе! Так что, я ещё и невинно убиенная!
Георг отбросил распятие и упал на колени:
- Что тебе от меня нужно?! Оставь меня!
- Что нужно? Да, в общем, уже ничего. Да, я хотела, чтобы ты страдал, чтобы жизнь стала для тебя хуже смерти…  Впрочем, кажется я это уже говорила… Или нет? А… неважно… Могу тебя успокоить: больше я не буду тебе досаждать. Нет, конечно же, я тебя не простила… Просто – обстоятельства изменились. Похоже, всё закончится быстрее.
- Ка-акие обстоятельства? – Георг от избытка чувств начал заикаться.
- Завтра узнаешь… - пообещала Анна, - Завтра…  А сейчас – спи спокойно. Если сможешь…  До скорой встречи, дорогой!
Она исчезла в каменной стене. Король, как был на коленях, так и упал лицом вниз на толстый ковёр, покрывавший пол…
    Утром его обнаружил комендант, явившийся с докладом. Он помог Георгу подняться, подвёл к умывальнику, подождал, пока тот умоется…
- Говори… - король, волоча ноги, дотащился до кресла и упал в него. За эту ночь он, казалось, постарел на десять лет…
- Государь…- комендант склонил голову,- Беда, Государь…
- Правда? – горько усмехнулся Георг,- Кто бы мог подумать! И что у нас сегодня? Чума? Восстание?
- Война, Сир… - выдавил из себя старый сановник,- Хотя… Войной это назвать даже нельзя…
- Продолжай…- глухо проговорил король.
- Король соседней страны со своим войском два часа назад перешёл нашу границу.
Георг встал, расправил плечи…  Потухшие глаза блеснули  сталью
- Поднять армию! Объявить мобилизацию! Вооружить ополчение! – рубленые фразы выдали в нём  прежнего правителя, - Седлать моего коня! Доспехи мне!
- Простите… Государь… - горестно покачал головой комендант.
- Что?! – вскричал король,- Почему ты ещё здесь?! Командующего ко мне! Бегом!
- У нас нет армии…- опустил голову старик.
- Повтори! – прохрипел Георг
- У нас. Нет. Армии. Ваши бароны заявили, что не желают больше хранить вассальную присягу…  безумному убийце…  Они увели свои отряды и переходят на сторону врага. Захватчики не встречают никакого сопротивления. Возможно, уже этим вечером они подойдут к замку. Вас некому защищать, Государь. Простите…
Глаза короля потухли. Он уронил безвольные руки… Рухнул в кресло…
- Обстоятельства изменились…- прошептал  Георг,- Она знала… Вот почему…
Комендант непонимающе смотрел на государя.
- Иди… - проговорил король,- Иди и передай всем… кто ещё остался. Я освобождаю их от присяги. Они вольны уходить на все четыре стороны… Я не хочу, чтобы ещё кто-то погиб.
- А Вы, Сир?
Король поднял голову и долгим взглядом посмотрел в глаза придворному:
- Я остаюсь. Это – мой замок, мой дом. Куда мне уходить… и зачем? Если мне суждено погибнуть, я погибну королём, но не буду жить изгнанником! Иди… Всё кончено.
Старый комендант хотел что-то сказать, но, посмотрев в глаза своему королю, всё понял. Вместо положенного поклона он встал по стойке «смирно» и отдал воинский салют. Затем повернулся и вышел.
    Стоя у окна, Георг смотрел, как дворец покидают последние обитатели. Затем он прошёл по гулким, пустым коридорам и вышел во двор. Эхо от его шагов металось между стенами и башнями, и это было единственное, что нарушало мёртвую тишину. Король вышел за ворота, перешёл опущенный через ров мост, остановился, зажмурился, подставив лицо ярким лучам Солнца и улыбнулся…  Потом сошёл с дороги и нарвал букет полевых цветов.
Вернувшись во дворец, он поднял мост, изо всех сил налегая на рычаг лебёдки, опустил решётку и запер тяжёлые створки ворот, заложив их массивным брусом.
- Вот так… - удовлетворённо сказал Георг,- Пусть ломают. Пусть это будет взятие, а не сдача!
Король прошёл в часовню и спустился по узкой лестнице в королевскую усыпальницу. Он подошёл к мраморному надгробию, на котором было высечено всего лишь имя: «Анна». Положив на мрамор цветы, Георг преклонил колено и замер. Губы его чуть шевелились. Возможно, это была молитва… Или он говорил что-то той, что лежала здесь… Наконец, он поднялся, поцеловал край надгробной плиты и вышел.
Наступление ночи Георг  встретил, стоя на верхней площадке главной башни. Замок лежал под ним тёмной, безмолвной громадой, но вокруг – на сколько  хватало взгляда – горели сотни костров и ночной ветерок доносил запах дыма, жареного мяса, смех и песни вражеского войска. Захватчики по-хозяйски расположились на ночь у стен, чтобы на рассвете войти победителями в его дом.
«Поджечь замок… - пришла запоздалая мысль,- Пусть получат пепелище…»
Но он не успел. Призрачно-белый свет озарил площадку башни. Это была она… Но сейчас Анна предстала одетой в белое свадебное платье, кровавого пятна на груди не было. Золотистые волосы развевались на ветру, увенчанные золотым обручем. Голубые глаза смотрели с нежностью, алые губы слегка улыбались королю. Он смотрел на неё, и прежнего страха не было в его душе.
- Ты устал, любимый? – прошептала Анна, - Иди ко мне! Я успокою тебя… Ты положишь голову мне на колени… Я буду гладить твои волосы… Как раньше… Иди!
Георг ступил на самый край площадки, между зубцами стены. Анна протянула к нему руки:
- Иди же! Не бойся! Я дам тебе покой…
Он потянулся к ней, и их ладони встретились…
- Иду… Любимая! – прошептал король и шагнул вперёд…

                ЭПИЛОГ
- Прошу внимания, дамы и господа! Мы находимся в замке, принадлежавшем легендарному королю Георгу, известному также в истории, как Безумный Король. Своё прозвище он получил после того, как злодейски убил свою жену – королеву Анну. Именно здесь, в этих мрачных стенах и произошло убийство. Вскоре после этого замок был захвачен войском соседнего владыки, а сам Георг бросился с главной башни. Сейчас мы с вами спустимся в подвал часовни, где до сих пор сохранилось надгробие королевы. Где похоронен сам король Георг – никому не известно…


Рецензии
Дмитрий. Очень увлекательная сказочка у Вас получилась.
Детям, правда, читать не посоветую.
С вниманием
Галина

Галина Петренко   08.04.2012 19:28     Заявить о нарушении