Читая Чехова

Когда  мне  становится  тоскливо,  я  беру  томик  Антона  Павловича  Чехова,  в  надежде  получить  заряд  бодрости  и  веселья.
Предо  мной  в  его  произведениях  расстилается  огромная  правдивая  панорама  жизни  России  конца  19-го  начала  20-го  веков.

Антон  Павлович,  добрейшей  души  человек,  всю  свою  жизнь  помогавший  страждущим  и  немощным  людям,  по  праву  считается  одним  из  лучших  юмористов.
Читая  его  рассказы,  я  веселюсь  и  получаю  истинное  наслаждение  от  тонкого  и  слегка  лукавого  юмора  автора,  но  затем  мне  становится  страшно.  Так  страшно,  что  я  перестаю  читать,  и  пытаюсь  разобраться,  что  же  меня  так  удручило.

Наверно  один  из  самых  трагичных  рассказов  «Спать  хочется»  где  девочка  Варька  13  лет,  днем  работает  на  хозяев,  а  ночью  качает  их  ребенка,  который  плачем  не  дает  ей  уснуть,  и  девочка  в  помрачнении  рассудка  душит  ребенка.
Совершено  дикое  преступление,  но  тебе  прежде  всего  страшны  те  люди,  которые  измордовали  Варьку.

Бездушие  и  жестокость  в  обыденности,  вот  что  выносишь  из  той  жизни.  И  это  правда   доктора  Чехова!

Однако  оглянешься  по  сторонам,  и  неожиданно  понимаешь,  что  пороки  и  монстры,  описанные  Чеховым  вновь  ожили,  они  опять  окружают  нас.

И  дело  не  только  в  порочности  человеческой  натуры  как  таковой,  а  главным  образом  в  том,  что  население  страны  опять  начали  делить  на  господ  и  холопов.  Вполне  официально!

Вспоминаешь  рассказ  «Хамелеон»  и  перед  тобой  возникает  неподвижное  лицо  предгосдумы  Грызлова,  готового  городить  любые  нелепости,  чтобы  угодить  высокому  начальству.  Да,  что  Грызлов,  все  члены  парламента,  все  официальные  чиновничьи  рыла  готовы  сюсюкать, - Ишь  ты  господи.  Соскучились  по  братце.   
Если  надо,  они  и  ботинки  начальству  вылижут.  Но  с  народом  барственны  и  строги!  До  народа  они  снисходят!

А  рассказ  «Лошадиная  фамилия»,  где  всё  стояло  на  ушах  потому,  что  у  генерала  разболелись  зубы.
И  вспоминается  вояж  нашего  президента  в  Геленджик,  когда  весь  город  был  заблокирован,  больные  люди  и  дети  испытывали  страшные  неудобства,  но  ни  Д. А.  Медведеву,  ни  его  холуям,  даже  в  голову  не  пришло  извиниться.
Барская  спесь  вновь  процветает.

Посмотришь  на  некоторые  мордатые  физиономии  из  полиции,  и  сразу  слышится  «Народ,  расходись!  Не  толпись!  По  домам!...По  какому  полному  праву  тут  народ  собрался!».
Полиция,  милиция,  да  назовите  их  хоть  центурионами,  в  общем,  начальственные  морды  разных  ветвей  власти,  только  по  настоящему  их  зовут  унтерами  Пришибеевыми,  и  они  не  сами  по  себе,  они  являются  неотъемлемым  признаком  системы  подавления.
Да  у  нас  в  России  вся  власть  так  устроена, -  не  пущать,  не  толпиться,  не  позволено.
Только  очень  сомнительно  их  право  повелевать,  и  в  этом  они  очень  схожи  с  самозванцем  унтером  Пришибеевым.

«А  еды  нету  никакой.  Утром  дают  хлеба,  в  обед  каша  и  к  вечеру  тоже  хлеба,  а  чтоб  чаю  или  шей,  то  хозяева  сами  трескают.  А  спать  мне  велят  в  сенях,  а  когда  ребятенок  ихний  плачет,  я  вовсе  не  сплю,  а  качаю  люльку.  Милый  дедушка,  сделай  божецкую  милость,  возьми  меня  отсюда…».
И  написал  девятилетний  Ванька  письмо  на  деревню  дедушке,  куда  оно  понятное  дело,  не  дойдет.  Выбросят  его  на  помойку,  а  Ванютка  будет  ждать  и  надеяться.
Так  и  наши  люди  еще  надеются  и  шлют  свои  жалобы  «  на  деревню  дедушке»,  надеясь,  что  новое  барское  поголовье  уважит  их   просьбу,  просто  в  силу  их  служебных  обязанностей,   и  улучшат  их  жизнь,  хоть  немного.  Эти  люди  еще  на  что-то  надеются,  как  и  мальчик  Ваня.

Ну,  как  господа  могут  удовлетворить  жалобу  своих  холопов, ...  конечно  исключительно  по  своей  милости.

После  пресловутых  «реформ»,  под  сладкий  лепет  о  демократизации,  очень   быстро  народы  России  из  хозяев  своей  страны,  пусть  во  многом -  декларируемых,  превратились  в  обслугу  со  скудным  довольствием  на  проживание,  в  уже  совершенно  реальных  холопов.
Ведь  нам  так  и  говорят, -  главное  выжить,  подразумевая,  что  за  нас  жить  будут  они.

Читая  Чехова,  понимаешь,  что  в  1917  году  была  революция,  а  не  переворот  как  вдалбливают  нам  холуи-идеологи  власти,  поскольку  людям  надоело  быть  рабами,  холопами.  И  ситуация  вполне  может  повториться  при  таком  бездушии  и  беспримерном  корыстолюбии  властей.

Но  особенно  удручает  меня,  что  Чехова  не  читает  и  не  знает  молодежь.  Сейчас  её  обучают,  преднамеренно,   кроссвордно -  гнездовым  способом.
Происходит  официальная  дебилизация  молодого  поколения  страны.

Ведь  важно  не   только   отвечать,  но  и  задавать  вопросы,  а  по  комиксам  не  узнаешь  литературу.


 


Рецензии
Вот вроде бы всё правильно сказали, всё так, ни одного слова неправды...
Только вот не понимаю я, куда мне деть жизнь моей бабушки, которая родилась в 1914 году и умерла в 1993 году, то есть прожила всю жизнь в счастливое советское время, но такую жизнь, которую начинаешь вспоминать или кому рассказывать, и все рыдают...

Может быть не всё так однозначно, как иногда кажется?

C уважением

Дарина

Дарина Сибирцева   25.07.2011 18:15     Заявить о нарушении
Конечно все неодназначно, в том то и дело!
Но включищь телевизор, чернят советское время, и на этом фоне белым и пушистым выглядит наш современный капитализм.
Советское время, конечно было разное, были и сталинские застенки, была и брежневская стагнация, и многое другое.

С моей точки зрения, раньше были времена страшнее, но не было подлее.

А у Вашей бабушки, за её долгую жизнь, уверен, была и цель в жизни, были и горькие годины, но не была она обделена и счастливыми, радостными временами.

С признательностью.

Владислав Карпешин   26.07.2011 12:48   Заявить о нарушении
Владислав, здравствуйте!

Ещё раз хочу здесь выразить Вам благодарность (а то в чужой рецензии боюсь не найдёте) за теплые слова в мой адрес и в адрес Владимира Плотникова-Самарского, которые Вы написали сегодня.
Хочу добавить, что если где-нибудь увижу книгу Сергея Бородина "Дмитрий Донской" обязательно куплю для Вас (бываю иногда в хороших Книжных) и сообщу, тогда
(если получится) и вышлю Вам. Не обещаю. Но попробую...
С теплом
Дарина

Дарина Сибирцева   26.07.2011 13:35   Заявить о нарушении
Большое спасибо. Но не стоит беспокоиться, я выписал эту и другие книги С. Бородина по Интернету.
Написал, как пример того, что нынешние издатели к сожалению не интересуются по настоящему талантливой и правдивой литературой.

Еще раз спасибо от страстного книгочея со стажем.
Успехов в Вашем творчестве.

Владислав Карпешин   26.07.2011 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.