Путь к счастью в буддизме

Основная цель нашей жизни – счастье. Независимо от того, кто мы – атеисты или верующие, христиане или буддисты, мы ищем  лучшего  в жизни. И основное движение в нашей жизни – это движение к счастью.

Буддизм предлагает собственный рецепт избавления от страданий и обретения счастья. Он состоит в том, чтобы отделить себя от своих эмоций и тем самым освободиться от их власти. Ведь гнев, страх, ревность не только болезненны для тех, на кого они направлены, но и разрушают тех, кто их испытывает.

Будда говорил своим ученикам, что всё происходящее с нами само по себе ни плохо, ни хорошо. Лишь мы сами воспринимаем события и поступки как радостные или печальные, обидные или вдохновляющие. Мудрость буддийского подхода к эмоциям может помочь понять их причины, внимательно отнестись к их проявлениям и постараться взять их под контроль. В буддизме нет понятия  эмоции в западном представлении, здесь используется понятие «клеша» – в переводе  с санскрита означающие «страдание», «аффект» или «омрачение». Оно включает пять мешающих нам чувств или ядов рассудка: страсть, невежество, агрессия, гордость и зависть. Все они выводят нас  из равновесия, затрудняют мышления и вызывают страдания.

Будда говорил, что все люди изначально обладают просветлённой природой, спокойной,  радостной и сострадательной. Но когда человек действует под влиянием «клеша», то есть в «загрязнённом» состоянии разума, он попадает в замкнутый круг: злость порождает чувство вины, вина вызывает тревогу,  а та снова злость. Чтобы разорвать этот круг, нужно понять причину возникновения «первичной» эмоции. Всё начинается с привязанности к себе и своих желаний.  Человек хочет получить,  что нравится,  и желает избавиться от неприятного. Когда это не получается, возникает растерянность, досада, упадок сил, которые ведут к негативным и беспорядочным реакциям. Они же толкают человека на действия, которые ведут ещё к большим страданиям. И целью буддизма является не  полный контроль над эмоциями, а прекращения страдания.

Хороши или мучительны наши чувства не столь важно, если мы не следуем им безоговорочно, как собака, бегущая по следу хозяина. Но наши эмоциональные реакции неосознанны, при малейшей трудности или противодействии мы «заводимся», возникает гнев, мы начинаем сердиться, а дальше может даже возникнуть мысль о мести. Но если взглянуть на это иначе, то станет ясно, что ярость,  захватившая человека,  вовсе не является этим человеком, они «стоят» раздельно! Враждебность  к  кому-то  скоротечна, это  ответ  на ситуацию. Сам человек враждебностью не является, но если он прибегает к ней чаще и чаще, то он привыкает к ней, начинает считать её частью себя. И это становится источником его проблем и его страданий.

Мы не ответственны за действия других и не можем их контролировать, но мы несём полную ответственность за то, как реагируем сами.  И ничто не обязывает нас реагировать агрессией на агрессию. Наша задача – дистанцироваться от своих эмоциональных привычек с помощью самодисциплины  и постепенно освободиться от пагубных последствий наших страстей.

Проблемой являются не сами эмоции, а то преувеличенное значение, которое мы им придаём.  Преувеличивая эмоцию, мы лишь усиливаем её. А те эмоции, с которыми мы себя отождествляем, оставляют в сознании след,в дальнейшем негативно влияющий на наши реакции. Этот «кармический»  след эмоций ответственен за наши будущие страдания. В буддизме не принято подавлять эмоции, блокировать негативные мысли или искусственно опустошать сознание. Необходимо трансформировать огромную психическую  энергию, заложенную в нашем гневе или отчаянии, в радость и сострадание, не менее интенсивные. Но перед этим надо научиться давать своим мыслям простор и спокойно наблюдать за ними. Этим мы позволим им выйти наружу, показать себя и рассеяться, не оставляя травмирующих следов. 

Привязанности порождают страдания, заставляя нас верить, что мы навсегда сохраним предмет нашего желания или любви. Но рано или поздно нам придётся расстаться с этим заблуждением. Чем сильнее наша привязанность, тем острее страдания от потери того, что любим. Мы часто  смешиваем любовь и привязанность. Любовь, как её обычно воспринимают, почти всегда связана с чувством собственника. Чувство собственника порождает в нас ожидание соответствия нашим требованиям. Но это не истинная любовь! На самом деле в этом случае «любовь» служит проекцией наших проблем и средством для самоутверждения. Только когда любовь свободна от самоограничений, наложенных нашим самолюбием и эгоизмом, она становиться непредвзятой и бескорыстной, и может принять все существа без различия.

Буддизм не говорит о равнодушии, подобное означало бы неприятие, отторжение. Речь идёт об отсутствии зависимости. Человеческая любовь прекрасна, через неё наше сердце открывается миру. Но нужно постараться не попасть в сети алчности и ревности, которые всегда разрушают и нас, и наши отношения.
 


Рецензии
БУДДА предлагает Убивать Друг Друга без ЭМОЦИЙ Атомно-водородной Бомбой и ни плохо и не хорошо,а как?

Виктор Хажилов   07.01.2012 17:36     Заявить о нарушении