Когда нет в семье сердечности

Когда нет в семье сердечности и душевного тепла, рвутся мальчики и девочки на улицу, если им дома тоскливо и чувствуют неприязнь или равнодушие взрослых. Уходят они из родного гнезда, не подозревая, какие их подстерегают опасности. Когда нет в доме сердечности, уюта домашней обстановки,  пополняют   дети стайные компании с криминальными наклонностями и уголовной романтикой.  Равнодушие взрослых заставляет подростка искать развлечений вне родного дома. Заняты родители собой и не занимаются его проблемами, но могут деньги дать, если захочет  в компьютерный клуб сходить…

                * * *

После завтрака Лика уселась перед зеркалом.

- Ну-ка, свет мой, зеркальце, - спросила она, красуясь перед трюмо, - Как я тебе?

И оно отвечало ей зеркальной картинкой:

- Ты прекрасна, моя принцесса!

На неё смотрело хорошенькое личико с красивым овалом, румяными щёчками, чуть вздёрнутым носиком. Очаровательны были большие голубые глаза с поволокой, обрамлённые густыми длинными ресницами, и завершала привлекательность копна густых, чуть вьющихся темно-русых волос, схваченных на затылке резинкой.
 
- А ведь действительно – хороша! - покрутилась девчушка на каблучках, - Надо Юре позвонить, чтобы к встрече подготовился.
 
Она уже всё спланировала: сегодня суббота, и в два часа её ждал отец в парке возле бювета – хотел повести в зоопарк и дать деньги на мелкие расходы. Она встретится с Юрой в час – давно обещала, а потом он проводит её к отцу.
 
- Ты куда наряжаешься? – в дверях комнаты стояла бабушка и сверлила Лику пронзительным взглядом, преследовавшим  её диктатом с малых лет.
На этот раз бабуля удивила вежливостью, не включив привычный вопрос: «И куда навострилась, идиотка?».
 
- Я с папой в два часа встречаюсь, но мне ещё надо к Маринке забежать, учебник по математике отнести – он у нас один на двоих, ты же знаешь.
 
- Смотри, не разгуливай долго со своим папашей дефективным, ты вечером английский должна повторить.
 
Лика ничего не ответила: она в упор глядела на бабушку и ждала, когда та исчезнет в дверном проёме.
Оставшись одна, девочка набрала по мобильному телефон Юры:
 
- Привет, это я, Лика. Ты не забыл? Сегодня суббота, встречаемся у входа в парк «Победы» в час дня.
 
Ласковый голос юноши обволакивал девочку нежностью:
 
- Здравствуй, любимая, солнышко моё единственное. Как ты могла подумать, что я про тебя забыл? Минутки считаю до встречи...
 
В комнату заглянула мать, и Лика поспешно выключила мобильный.
 
- Ты с кем болтала?
 
- С Мариной, я сейчас ухожу - учебник должна ей занести.
 
- Я хотела, чтобы ты в офис заехала – заказ отвезла.
 
- Не сегодня, мама, я ведь с папой в зоопарк иду, - Лика положила на стол мобильный, подождала, пока исчезла из комнаты мамуля, и набрала Маринку.
 
- Если хочешь получить учебник по математике, быстро дуй к моему подъезду. Учти, у меня очень мало времени. Я с отцом в зоопарк иду, - Лика отключила телефон и достала из шкафа джинсы…

Спустя десять минут она уже отдавала школьной подруге математику.
- Какая ты сегодня нарядная! Можно я тебя провожу? Так потрепаться хочется!
 
- Нет времени, я ещё в офис забежать должна, - Лика помахала рукой и побежала в сторону парка.
 
Там у входа девочку ожидал красивый кареглазый юноша по имени Юра. После знакомства по телефону они уже несколько раз встречались: возле школы и в мамином офисе, и вот теперь у них есть целый час для свидания...
 
- Какая ты сегодня изумительная, прелесть моя! – Юра обнял Лику за плечи, - Я сегодня на машине, пойдём покатаемся. «Мазду» видишь? Это моего отца – я на ней по доверенности езжу.

- Не могу, в два часа здесь возле бювета с отцом встречаюсь – мы в зоопарк идём.
 
- До двух часов мы два раза вокруг города объедем. Идём, моё солнышко, я покажу тебе, какой я водитель.
 
Лика колебалась – вспомнились нехорошие истории, рассказанные бабушкой.
 
- Идём, любимая, - Юра настойчиво тянул к машине, - Мы возле парка ездить будем, недалеко от бювета, как увидим своего отца – сразу выйдем.
 
- Может, лучше посидим на лавочке? – робко сопротивлялась девочка.
 
- Посидим, обязательно посидим, только отъедем немного от входа.
 
Лика села в машину, и они поехали. Через квартал Юра резко затормозил у обочины – там стояли два парня:
 
- Это мои друзья, - сказал Юра и открыл дверцу - Привет, братишки! Куда собрались?
 
- О, Юра, привет! Как ты кстати! Отвези нас, пожалуйста, в парк Шевченко. Мы опаздываем на тренировку.
 
- Они футболом занимаются, - пояснил Юрий Лике, - Давай завезём их, минут через десять освободимся.
 
 Лика не возражала – у ребят висели через плечо спортивные сумки, и видно было, что они действительно торопятся…

                * * *
 
В три часа дня в квартире у Лики раздался звонок.
 
- Люся, а где Анжелика? – недовольным голосом спрашивал Валентин.
 
- Она к Марине пошла – учебник отнести по математике, а потом сказала, что с тобой встретиться должна. Наверное, заболтались сороки и забыли про время. Сейчас я Маринку наберу, а потом перезвоню тебе...
 
- Марина, Лика у тебя?
 
- Нет, она мне у подъезда книгу отдала и сказала, что спешит в офис, потом вроде должна была с отцом встретиться.
 
- Ладно, извини, - Люся закипела гневом, - Опять это враньё! Дрянь лживая!
 
В комнату вошла мать:
 
- Ты чего ругаешься?
 
- Анжелка довела своей брехнёй по кругу. Нам сказала, что к Марине идёт, Марине – что в мой офис едет. Где-то шляется до сих пор и к отцу на встречу не пришла!
 
- Сколько раз я тебе говорила, Люся: контроль и строгость! А Валентин мог бы сам сюда за ней приезжать, почему ты не настоишь?
 
- Так он же из-за тебя не приезжает, не хочет твои претензии выслушивать. Конечно, он заехал бы за Ликой, если бы тебя дома не было.
 
- Знаю, знаю! Только и мечтаете мать куда-нибудь выпереть. Иди к Юльке – она в кроватке накакала, а я в парк схожу, может, эта идиотка пережидает, пока отец уйдёт. Вчера мне жаловалась, что Валентин никогда не соглашается с её просьбами – хотела в «Дельфинарий», а он тащит в зоопарк, где подешевле.
 
В парке Победы, возле бювета, нервно прохаживался  высокий темноволосый мужчина с проседью, худощавого телосложения, поглядывая время от времени на часы. Вскоре перед ним остановилась пожилая женщина с волевым моложавым лицом в сером брючном костюме спортивного покроя:
 
- Ну что? Доигрались? В парке её нет – я весь оббежала. Неужели с девочкой нельзя было пойти в «Дельфинарий»? Двадцать рублей пожалел?

- Добрый день, Вера Леонидовна. Она сама мне сказала, что лучше в зоопарк пойти, а деньги приплюсовать к тем, что я даю ей на мелкие расходы.
 
- Слишком они, видать, мелкие, что надо было добавлять.
 
- Но ведь я ей всю одежду и обувь покупаю, не считая того, что Люсе даю как алименты. Давайте не будем об этом сейчас – надо Лику отыскать как можно скорее.
 
С этим бывшая тёща согласилась и отправилась искать девочку у подруг. Валентин покрутился с полчаса по парку и поехал в милицию…

Инспектор по делам несовершеннолетних попросила фотографию Анжелики и огорошила:
 
- Девочки иногда прямо из школы пропадают. Дай бог, чтобы она не попала к дельцам секс-индустрии.
 
Фотографии у Валентина не было, и он позвонил бывшей жене.
 
- Да, да, сейчас я маме дам, и она привезёт, - сказала Люся в ответ на просьбу мужа, - Знаешь, у неё мобильный до сих пор отключён.
 
- Сейчас тёща привезёт фотографию Анжелики. Жена сказала, что у неё не работает мобильный телефон, а она его никогда не отключает.
 
- Новость не из приятных. Вам надо будет сейчас поговорить с психологом – по коридору справа седьмой кабинет. Хотите, я Вас провожу к ней?
 
- Да, но что я могу ей рассказать? Мы расстались с женой семь лет назад, когда Анжелике было пять, потом я уезжал и два года её не видел.
 
- Понятно, значит семья у вас неблагополучная.

- Почему Вы считаете нашу семью неблагополучной? – услышали они резко протестующий женский голос.
 
- Это моя тёща, Вера Леонидовна, познакомьтесь, пожалуйста. Она Лике уделяет очень много внимания, - поспешил вмешаться в разговор женщин Валентин.
 
- Очень приятно. Наталья Михайловна - инспектор по делам несовершеннолетних. Вы не удивляйтесь, что я назвала неблагополучной вашу семью. В семьях с ранними разводами родителей психика детей, как правило, серьёзно травмируется. Но я не буду вмешиваться в чужую сферу. Поговорите сначала с нашим психологом, Татьяной Алексеевной. Напоминаю: она в седьмом кабинете.
 
Валентин и Вера Леонидовна направились к двери, и в это время на пороге появилась Люся.

- Что ты здесь делаешь? – напустилась на неё мать. - А кто с Юлькой остался?
 
- Мама, не шуми. С Юлечкой – Геннадий, он с работы сегодня раньше вернулся. А приехала я, потому что новость узнала от Кати, подружки. Лика, оказывается, со студентом каким-то познакомилась по телефону и уже несколько раз встречалась с ним. Юрой, кажется, зовут этого молодого человека.
 
- Да, тревожная, надо сказать, новость. Мы уже сталкивались с этой мобильной службой – телефон 344. Будьте добры, пройдите, пожалуйста, все в седьмой кабинет, а я пока запрошу последнюю информацию.
 
Кабинет психолога как раз освободился – из него выходила заплаканная пожилая женщина…

- Проходите, пожалуйста, и расскажите о своих проблемах, - пригласила к столу худенькая женщина в очках, примерно лет сорока.
 
- У нас пропала дочь, - выпалили вместе Люся и Валентин.
 
- Мобильный телефон у неё отключён, - добавила Вера Леонидовна, - Вот, стало известно, что она познакомилась через службу знакомств с каким-то студентом, встречалась с ним, а ведь девочке всего двенадцать лет.
 
- Давно вы в разводе? – поинтересовалась Татьяна Алексеевна у Люси.
Люся и Валентин переглянулись
 
- Как же Вы узнали?
 
- Не удивляйтесь, что я так решила. Вы сели с разных сторон. Думаю, что вы в разводе лет семь, и теперь у каждого из вас новая семья. Расскажите о вашей жизни до и после развода.
 
И Люся стала рассказывать, как было у них всё хорошо, как узнала однажды, что муж ей изменяет, как начались в семье скандалы, и Валентин решил уехать, как вернулся ненадолго в семью, но примирение не состоялось, как удачно вышла она второй раз замуж и родила ещё одну дочку, какой замечательный у неё второй муж, и как самоотверженно помогает ей мама…
 
- Вроде как идеальная семья у вас и с дочерью прекрасные отношения, но почему-то про молодого человека Вы узнали не от неё, а от подруги, - заметила Татьяна Алексеевна, - И бабушку Лика обманывала.
 
- То, что она врунишка, это правда. Сколько раз я за это по губам её била, но отучить от вранья так и не смогла, - вмешалась Вера Леонидовна.
 
- А сколько раз Вы ей грубости говорили и, возможно, обзывали? – вдруг спросила Татьяна Алексеевна.
 
- Она, что, Вам жаловалась? – удивлённо спросила бабушка - Ну, бывало иногда, если из себя выводила. Я ведь её в первый класс готовила, и в начальной школе Лика была самой сильной ученицей.
 
- Поставьте себя на место девочки, у которой пять лет были папа и мама, они любили и баловали свою дочку, а потом вдруг сразу передали под присмотр суровой бабушке, которая только требовала, иногда по губам больно била, словами нехорошими обзывала. Вы лишили её ласки, поддержки, снисходительности, и она пыталась в общении с детьми найти утешение – потому-то так много у неё подружек.
 
- Поэтому она в двенадцать лет студенту на шею бросилась? Не удивлюсь, если она в подоле сюрприз нам принесёт. От этой лживой гадины всего можно ожидать, - Вера Леонидовна поморщилась, - Я её врать, во всяком случае, не учила.
 
- А были случаи, когда Вы обещания свои не выполняли перед девочкой? Когда просили врать, что Вас нет дома, что больны, а сами были здоровы, когда говорили неправду своим знакомым, родственникам, а девочка знала и при этом присутствовала? Наглядный пример всегда заразителен, особенно, если его показывают люди, родные и близкие ребёнку. Надо не только с детей требовать, но и свои поступки критически оценивать. Ищите вашу девочку и помните - ей нужна серьёзная психологическая помощь. В доме вашем ей очень неуютно, из-за этого она уходит на улицу. И, несмотря на то, что её окружает столько родных взрослых, она у вас – заброшенная девочка.

- Выдумала тоже – «заброшенная девочка»! Столько внимания этой тупице уделяли, а какая-то фифа в очках за несколько минут вывод сделала, - возмущалась в коридоре Вера Леонидовна, - Вот бы ей самой такую девочку на воспитание! Ну, ладно. Я поехала домой – сейчас Рита из садика приведёт Лесика, моего зайчика.
 
- Алёшу ты не обзываешь, как Лику – тупицей и гадиной, - обиделась Люся, - Он у тебя Лесик, зайчик любимый.
 
- Если бы твоя дочь вела себя так, как мой ненаглядный внучек, я бы её никогда не обзывала, - отчеканила Вера Леонидовна и побежала по коридору к выходу.

Люся с Валентином решили опять заглянуть к инспектору. Дверь кабинета была открыта, но Натальи Михайловны не было, и они присели на стулья…

- Как странно всё в жизни обернулось, - думала Люся, - Ведь мы с Валей так любили друг друга, потом Лика родилась – безумно радовались. Быт безденежный и претензии мамины убили чувство хрупкое, зачахла любовь, превратившись в равнодушное сосуществование.
 
- Как же я был счастлив с этой женщиной! - вспоминал Валентин. – А потом какая-то ревность дикая, когда пришлось из отеля уйти: "Ты в постели бревно, уже в чьих-то объятьях побывал. И деньги, видно, любовницам своим относишь". А я был бревном из-за неприятностей служебных, и денег по той же причине не было. И доченька, Лика, у меня одна, единственная.
 
Вдруг его тело охватила мелкая нервная дрожь, и пополз холодный липкий пот:
 
- А вдруг девочки нет уже в живых?
 
Люся увидела, как задрожал Валентин, обхватив руками голову.
 
- Не переживай раньше времени – может ещё обойдётся.
 
Но, словно опровергая утешающие слова Люси, услышали они от подошедшей Натальи Михайловны новость, убивающую надежду.
 
- Девочку нашли за гаражами, недалеко от парка Шевченко. Лика в джинсах была?
 
- В джинсах и в розовой кофточке с аппликацией, - почти шёпотом произнесла побелевшими губами Люся, - Её убили?
 
- Спускайтесь вниз – там ждёт машина. Я сейчас подойду, только кабинет закрою.
 
- Собачники выгуливали своих питомцев и джинсы увидели валяющиеся, заглянули за гараж, а там девушка лежит растерзанная, - рассказывала по дороге Наталья Михайловна, - Они сказали, что ей лет восемнадцать, но всё-таки...
 
Люся уже знала, что это её дочь – Лика была очень рослая, в отца, и выглядела намного старше своих двенадцати лет.
 
Возле гаражей они увидели толпу людей и машину скорой помощи. Люся побежала, расталкивая всех, стараясь опередить санитаров, несущих носилки.
 
- Такая хорошенькая, но кто-то их спугнул, - слышала она пересуды в толпе, - Её душили, наверное, чтобы не кричала…
 
В проёме между гаражами Люся увидела неподвижно лежащую Лику с запрокинутой головой. Она закричала волчьим воем и бросилась к девочке. Её схватили какие-то люди, держали за руки. Она извивалась и выла, а в это время на носилках уносили дочь. Вдруг Люся почувствовала резкую боль – кто-то ударил её по щеке:
 
- Успокойтесь, девочка жива – она в коме.
 
Она сидела рядом с дочерью в машине скорой помощи и держала её за запястье, ощущая толчки нитевидного пульса, повторяя про себя, как заклинание:
 
- Только живи, моя доченька, теперь всё будет по-другому. Только живи!


Рецензии