Юлины смешинки

Наша  девятиэтажка  была  одним  из  первых  домов,  выстроенном  на  пустыре. Раньше  здесь  размещались  какие-то  склады,    гаражи,  огороды  и  вот,  наконец, вырос  целый  городок,  где   все,    если  и  не  были  знакомы,   хорошо  знали  друг друга  в  лицо.
У  нас  был  большой  уютный  двор  с    красивой   детской  площадкой,  точно  такой,  какие  располагаются  сейчас  почти  во  всех  городских  парках  и  скверах - с  качелями, горками, перекладинами и  песочницами  для  малышей. Каждое  утро  двор  наполнялся   весёлыми  детскими  голосами,  и    взрослые  с  удовольствием  наблюдали,  как  резвятся  эти  неугомонные  и  никогда  не  устающие   дети,  как  они  общаются   между  собой,    копируя  своих  родителей,  старших  сестёр  и  братьев. 
            Я часто  приводила  на  площадку  свою  трёхлетнюю  внучку  по  имени  Юля.  Это  была  очаровательная  пампушка  с  голубыми  глазками  и  белыми  завитками на  висках.  На  её  спине  всегда  висел  маленький  рюкзачок  с   лопаткой  и  формочками  для песка  или  снега,  а  в  специальном  отсеке  лежал  целлофановый  мешочек  с   хлебом    для птиц  и  какая-нибудь   детская  книжка,  которую  мы  обязательно  прочитывали,  собирая  вокруг  себя  всех   «дворовых  обитателей». Иногда Юля  сама  рассказывала  детям  занимательные,  на  её  взгляд,  истории и  наблюдения,  а  я  лишь  удивлялась  её  таланту  увлекать детей и быть  для  них  всегда  интересной. Возможно,  именно  это  обстоятельство  и  заставило  меня  завести  Юлин  дневник,  в  который  я  записывала  все  её  «афоризмы"  и  "переделки».  И  хотя  Юля  давно   уже  выросла  и  стала   журналистом,  в  моих  воспоминаниях  она  осталась  маленькой  смешной  выдумщицей,  которая  до  сих  пор  своими  детскими   «смешинками»  поднимает  мне  настроение.

                Глава 1. Папа,  мама, бабушка
           По  воскресеньям  Юля  с  мамой  и  папой  ездят  на  природу.  Летом    у  неё  это  -  «грибные» и  «цветочные»  дни,  когда  можно   не  только  побыть  с  родителями,  но  и  увидеть  много  интересного  вокруг: букашек,  ящериц,  ежа,  белку  или  даже  ужа. Зимой  Юля    любит  кататься  на  санках,  но  ещё  больше  ей  нравится  наблюдать  за танцующими   снежинками,  которые  хлопьями  падают  с  неба  и  лёгким  ковром  укрывают  землю.
-Ой!- пугается  Юля.- Мне  снежинка  в  рот  залетела! Мамочка, вынь  её  скорее!
           Вечером,  когда  вся  семья  устраивается  перед  телевизором,  Юля  по  обыкновению  играет  в  куклы. Правда,   шумовые  эффекты  фильмов  не  всегда  совпадают  с  её  настроением  и  тогда  она, пристраиваясь  поближе  к  взрослым,  садится  к  кому –нибудь  на  колени. Пока  на  экране  телевизора  мирно  течёт   жизнь,  не  предвещая  никаких  бурь, Юля  сидит  спокойно  и  тихо.  Но  иногда,  особенно  в эпизодах  с  перестрелками,  она  закрывает  лицо  руками  и  говорит:
-Когда  война  кончится  и  всех  убьют,  скажите,  чтобы  я  открыла  глазки. 
          Юля  грустит, сидя  у  окна: папа  уехал  «в  киндировку», мама  задерживается  на  работе,  а  ведь  надо  кому-то  рассказать,  чему  научили  её  сегодня  в  садике. Но  вот  звенит  долгожданный  дверной  звонок,  и  малышка  бросается  навстречу  маме.
- Мама! Мамочка! Я  теперь  знаю,  где  у  меня  правая,  а  где   левая  рука! Правая  смотрит  к  двери,  а  левая  -  к  окошку.
Мама  улыбается,  а   бабушка,  выглядывая  из  кухни,  напоминает:
-Не  забудь  рассказать  маме  о  строении  кошки. Бабушке  хочется, чтобы  Юля  хорошо  усвоила  новое  слово  «туловище»,  с  которым  она  сегодня  познакомилась.
-Так!- говорит  мама,  беря  в  руки  картинку  и  усаживаясь  с  Юлечкой  на  диван.- Что  это  у  кошки  на  мордочке?
-УсЫ  и  Усы,  - быстро  отвечает  девочка,  имея  в  виду  «усы»  и  «уши».
-А  это  что  такое?  -  продолжает своё расследование  мама.
-Какая  ты,  мамочка,  смешная!  Лапки,  конечно.
-А  к  чему  они  прикреплены? – неудачно  вставляет  бабушка.
-К  ветке!- не  поворачивая  головы  выкрикивает  Юля.
-А  если  нет  ветки?
-Тогда к  когтям!
-А  с  другой  стороны  к  чему? – не  унимается  бабушка.
-К  тулбищу!!!
Бабушка  облегчённо  вздыхает. Экзамен  на  новое  слово  завершён,  и  мама  записывает этот  диалог  в    свой блокнотик,  чтобы  не  забыть  рассказать  про  него  папе.
Юля  молча  наблюдает  за  мамиными  действиями,  а потом  очень  строго  говорит:
-Только  не  надо  посылать  это  в  «Мурзилку»,  а  то  меня  все  девчонки «захохотуют».
         Каждый  новый  день Юля  встречает  с  нескрываемой  радостью, будто  он  сулит  ей  какое-то  необыкновенное  чудо.
-Какой  интересный  сон  мне  сегодня  приснился! – мечтательно  говорит  она,  потягиваясь  в  кроватке.
-Какой  же?  - интересуется  мама.
-Как  какой?-  удивляется   девочка.- Разве  ты  не  помнишь?  Ты  же  со  мной  сегодня  спала.
К  вечеру  семья  снова  в  сборе.  Папа  возвратился  из  командировки  с  новыми  подарками  для  дочери. Юле  не  терпится  нарисовать  что-нибудь  в  новом  альбоме.
-Нарисуй  букву «А», -просит  папа.
Через  минуту  девочка  уже  мчится  показывать  свой  очередной  шедевр. Папа  ставит  под  буквой  жирную  пятёрку.
-А я  знаю,  какая  это  буква!- восклицает  Юля,  показывая  на  цифру «5». Это  буква  «Б».
Папа  смеётся,  пытаясь  объяснить  разницу  между  буквой  и  цифрой,  но Ксюша  твёрдо  стоит  на  своём.
-Ну,  хорошо,- сдаётся  папа,- принеси-ка  с  балкона  несколько  огурцов.
Юлечка,  стремглав,  летит  к  балкону  и  тут  же  возвращается.
-Пап! А  сколько  это  «несколько»?
Папа,  почесывая  затылок,  на  минуту  задумывается. А  Юлечка  уже   мчится  к  маме  с  новыми  вопросами:
- А  где  делают  такие  красивые  перчатки? – спрашивает  она, подняв  упавшую  с  полки  мамину  перчатку.
-На  перчаточной  фабрике,  дочка.
- А  обувь?
-На  обувной...
-Тогда  я  знаю,  где  делают  еду! – восклицает   Юля,  проведя  аналогию  с  двумя  предыдущими  ответами.- На
« едильной»  фабрике!
Вообще,  задавать  вопросы родителям – Юлино  хобби. Она  любит  загонять  их  в  тупик,  чувствуя  при  этом    как  бы  своё  превосходство. А  вопросы  у  неё  и  впрямь  не  простые:
Почему  у  детей  вырывают  «гландыши»? Зачем  людям  нужно   золото  и  почему  нельзя  рвать «куриную  лопоту», у  которой  такие  красивые  цветочки?  Почему  тётя, которая  продаёт  мороженое,  до  сих  пор  не  замёрзла  и  почему  мама  не  может  ей  купить  чистого  шоколада  с  белой  начинкой?
Наступает  вечер,  но  спать  Ксюше  совсем  не  хочется,  к  тому  же  у  неё  на  этот  счёт  есть  своё вполне  резонное  соображение: «Чем  позже  ляжешь,  тем  раньше утро  наступит"
               
                Глава 2. Сёстры.
          У Юли, как  и  у  многих  её  подруг,   несколько  (включая  двоюродных  и  троюродных)  сестёр  и  братьев. Но  больше  всего  она   дружна  с   Катей,  вместе  с  которой  ходит  в  один  детский  сад. Как-то вечером  мама  пообещала  дочери  зайти  к  Кате  в  гости,  но,  опасаясь,  что  этот  визит  может  затянуться   до  позднего  вечера,  заранее  предупредила:
-Юляша!  Только  мы  побудем  у  Кати  недолго -  минут  20-30, не  больше.  Хорошо?
-Нет,  мамочка! - возражает  Юля,-  Давай  посидим  хотя  бы семь  килограммов. 
           Сестра  Катя   младше  Юли  почти  на  целый  год, но у  неё  жёсткий  характер,  и  она  никогда  никому  не  уступает. Поэтому,  как  правило, долгие   совместные  игры  приводят  к  мелким    обидам  и  ссорам,  и  обе  девочки  начинают  друг  друга  обзывать.
- Как  вам  не  стыдно! Ну,  неужели  вы  не  знаете  хороших  слов? – возмущается   Катина  мама.
-Я  знаю,  - быстро   реагирует  Катя, - квадрат!
-И  я  знаю, - подхватывает   тут  же  Юля,-  треугольник!
Они    обе   напрягаются, желая  поразить  маму  какой-нибудь  «хорошей» изысканной  фразой,  но  в   голову  ничего  не  приходит.
-А я  вчера  плавала  в  ванне, - неожиданно  вспоминает  Юля,- все  ручки  и  ножки   у  меня  были  в  воде.
-А  где  была  попа? – вытаращив  глаза  спрашивает   Катя.
-Как  где? На  спине!
            Больше  всего  на  свете  Юля  хочет  вырасти,  чтобы,  как  старшая  сестра  Зося,  иметь  свой  письменный  стол  и  книжную  полку,  а  главное, - большой  вместительный  школьный  портфель.  Когда  Зося  сидит  за  уроками,  и  её  ранец  отрешённо  валяется  под  стулом, Юля  бережно  поднимает  его  и  кладёт  на  место, бросая  недовольный  взгляд  на  неряшливую  сестру. Однажды  она  не  выдерживает  и  говорит:
-Когда  я  вырасту, я  куплю  себе  портфель,  как  у   тебя   и  буду ( тут  она  немного  помедлила  как  бы  размышляя,  что  она  с  ним  будет  делать),  и  буду  ходить  с  ним  за  хлебом! 
В  этот  момент  ей,  видно, казалось,  что  ходить  с   портфелем   за  хлебом  куда  важнее,  чем  просто  в  школу.
Старшая  сестра  - шахматистка.  Иногда  она  уезжает  на  соревнования, и  это  очень  не  нравится  маленькой  Юле.
-Мама! Я  совсем  забыла  свою  сестрёнку, - сокрушается  она.
-Как  забыла? – не  понимает  мама.
-Я  её  совсем  не  помню. Ну,  ничего,  она  приедет,  и  мы  снова  с  ней  познакомимся.

                Глава 3. Дядя  Жора.
              С  каждым  днём  Юля  узнаёт  всё  больше  интересных  вещей. Она  уже  знает  все  буквы  алфавита,  хотя  отдельные  её  слова  всё  ещё  звучат  в «первозданном»  виде: «мумага», вместо  «бумага»; «кремол»,  вместо «кремль», «мотолок»,  вместо «молоток». Она  делает  первые  шаги  в  самостоятельном  чтении:
-Ли-па,  Ли – на,  ли-са, - старательно  выводит  Ксюша.
-А кто  такая  лиса? – спрашивает её  пришедший  к  папе приятель  дядя  Жора.
-Лиса – это  такой  зверь,  который  ловит  и  ест  колобков.
-Да, - смеётся  тот, - с  тобой  не  соскучишься. А  загадки  ты  тоже  хорошо  отгадываешь?
-Конечно,  конечно! -  прыгает  Юлечка.
Загадка  оказывается  незнакомой,  и  после  минутного  молчания  девочка  сдаётся.  Услышав  ответ,  она  недоумевает:
-Такая  трудная  загадка  и  такая  лёгкая  отгадка!
Дядя  Жора  предлагает  Юле   сходить  с  ним  за  мороженым.  Та  сразу  же  соглашается.
-А  какое  мороженое  ты  любишь? – заранее  интересуется  он.
-Я  люблю   вафельные  стаканчики,  а  мороженое  мне  есть  нельзя,  у  меня  горлышко  болит.
Они  выходят  на  улицу.  Навстречу  им идёт  служащий  церкви  в  длинном  чёрном  балахоне.
- Смотри,  дядя  Жора,  Бог  идёт! – кричит  Юля  и  от  страха крепко  сжимает  ему  руку.
Купив   всем  мороженое  и  вафельный  стаканчик  для  Юли, они  возвращаются  домой. Юля  весь  вечер  играет  с  дядей  Жорой  и  не  хочет,  чтобы  он  уходил  домой.
-Пора,  милая,  пора! – говорит  он,  целуя  её  в  лобик.
Девочка  начинает  хныкать,  со  всей  силы  обнимая  ногу  дяди  Жоры.
- Вот  ты  подрастёшь, - говорит  дядя  Жора, - и  мы  будем  с  тобой гулять  долго-долго.
-Ты что  ли  замуж  меня  возьмёшь? – спрашивает  Юлечка.
- А  почему  бы  и  нет, - соглашается  дядя  Жора.
- Нет!  Я  на  папе  женюсь,  а  то  он  плакать  будет. 
                Глава 4. Няня.
            Неожиданно  садик закрыли  на  ремонт. Бабушка  продолжала  работать,  а у  мамы  с  папой  был  ненормированный  рабочий  день. Оставался  только  один  выход -  искать  няню. Удача  подвернулась  в  первый  же  день: позвонила бабушкина  приятельница – учительница  и  сказала, что   ищет  работу. В  деньгах  она  не  нуждалась,  поскольку   заработала  неплохую  пенсию, а  работу  искала  для  души,  чтобы  скоротать  одинокие  дни. На предложение  поработать  няней  согласилась  сразу  же -  без  раздумий.
С  первых  дней  пребывания   няни  в  доме  к  ней  прицепилась  ласковая  кличка – Галюня. Это  была  тихая,  очень  терпеливая  и  любящая  детей женщина. И  Зося,  и Юля  сразу  признали  в  ней  «своего  парня»,  и  жизнь  в  доме  потекла,  как  по  маслу. Она  встречала Зосю  из  школы,  готовила  с  ней  уроки,  гуляла  после  садика  с  Юлей  и   обучала   девочек  всем  наукам,  которыми  владела  сама.
Наступило  лето. Прогулки  по  свежему  воздуху,  игры  на  площадке, езда  на  велосипедах  и  самокатах стали повседневным  развлечением.  Няня  снова читает  интересные  книжки, водит  девочек  на  набережную  смотреть   большие   пароходы   и  слушать  обворожительный  «Марш  Славянки»,  которым  сопровождается  прибытие  и  отплытие   всех  пассажирских  судов.
-Галюня! Давай  поедем  на  этом  пароходике!- говорит  однажды  Юля. – Куда  он  едет?
-В  Москву,  моя  девочка. Но  у  нас  с  тобой  нет  денег  на  билеты.
-Ну,  давай  тогда  купим  рубль! – тут  же  предлагает  Юля.
Няня  улыбается  Юлиной  находчивости,  но  ничего  не  отвечает.
-Тогда  давай  полетим  на  Луну, - не  унимается девчушка.
-Это  далеко, - отвечает  Галюня  и  машинально  поднимает  глаза  к  небу.
-А  мы  на  маршрутке  поедем, правда,  Зося?
Но  Зося  не  слышит  вопроса. Она  смотрит на  реку,  которая,  как  зеркало,  блестит  на  солнце, приковывая  её  внимание.
-Когда  я  вырасту,  я  куплю  целый  пароход  и  всех  деток  посажу,- обиженно  произносит  Юля  и  переключает  внимание  на  маленькую  собачку,  бегающую  по  палубе.
-Смотрите.  Смотрите!  Это  моя  собачка!  Она  потерялась!
И  действительно,  эта собачка  очень  походила  на  плюшевого  пуделя,  которого  папа  купил  Юле  на  день  рождения. От  Юлиного  крика  собачка  насторожилась  и  начала  лаять. Объяснять  разницу  между  пуделем  и  игрушкой  было  бесполезно,  но,  к  счастью,  к  причалу  подкатил  детский  паровозик,  и  Галюня  с  детьми  сразу  в  него  запрыгнули.  В  тот  же  миг  заиграла  «Славянка», а  паровозик  прогудел отплывающему  пароходу  своё  хриплое «Прощай!».
Собачка  уже  не  металась  по  палубе,  а  маленькая  Юля  с  удовольствием  разглядывала кнопочки  у руля,  за  которым  она  сидела. Ей  было интересно  и  весело. И  таких   весёлых  и  интересных  дней  впереди  ещё было  огромное  множество.




         


Рецензии