Юлины смешинки
У нас был большой уютный двор с красивой детской площадкой, точно такой, какие располагаются сейчас почти во всех городских парках и скверах - с качелями, горками, перекладинами и песочницами для малышей. Каждое утро двор наполнялся весёлыми детскими голосами, и взрослые с удовольствием наблюдали, как резвятся эти неугомонные и никогда не устающие дети, как они общаются между собой, копируя своих родителей, старших сестёр и братьев.
Я часто приводила на площадку свою трёхлетнюю внучку по имени Юля. Это была очаровательная пампушка с голубыми глазками и белыми завитками на висках. На её спине всегда висел маленький рюкзачок с лопаткой и формочками для песка или снега, а в специальном отсеке лежал целлофановый мешочек с хлебом для птиц и какая-нибудь детская книжка, которую мы обязательно прочитывали, собирая вокруг себя всех «дворовых обитателей». Иногда Юля сама рассказывала детям занимательные, на её взгляд, истории и наблюдения, а я лишь удивлялась её таланту увлекать детей и быть для них всегда интересной. Возможно, именно это обстоятельство и заставило меня завести Юлин дневник, в который я записывала все её «афоризмы" и "переделки». И хотя Юля давно уже выросла и стала журналистом, в моих воспоминаниях она осталась маленькой смешной выдумщицей, которая до сих пор своими детскими «смешинками» поднимает мне настроение.
Глава 1. Папа, мама, бабушка
По воскресеньям Юля с мамой и папой ездят на природу. Летом у неё это - «грибные» и «цветочные» дни, когда можно не только побыть с родителями, но и увидеть много интересного вокруг: букашек, ящериц, ежа, белку или даже ужа. Зимой Юля любит кататься на санках, но ещё больше ей нравится наблюдать за танцующими снежинками, которые хлопьями падают с неба и лёгким ковром укрывают землю.
-Ой!- пугается Юля.- Мне снежинка в рот залетела! Мамочка, вынь её скорее!
Вечером, когда вся семья устраивается перед телевизором, Юля по обыкновению играет в куклы. Правда, шумовые эффекты фильмов не всегда совпадают с её настроением и тогда она, пристраиваясь поближе к взрослым, садится к кому –нибудь на колени. Пока на экране телевизора мирно течёт жизнь, не предвещая никаких бурь, Юля сидит спокойно и тихо. Но иногда, особенно в эпизодах с перестрелками, она закрывает лицо руками и говорит:
-Когда война кончится и всех убьют, скажите, чтобы я открыла глазки.
Юля грустит, сидя у окна: папа уехал «в киндировку», мама задерживается на работе, а ведь надо кому-то рассказать, чему научили её сегодня в садике. Но вот звенит долгожданный дверной звонок, и малышка бросается навстречу маме.
- Мама! Мамочка! Я теперь знаю, где у меня правая, а где левая рука! Правая смотрит к двери, а левая - к окошку.
Мама улыбается, а бабушка, выглядывая из кухни, напоминает:
-Не забудь рассказать маме о строении кошки. Бабушке хочется, чтобы Юля хорошо усвоила новое слово «туловище», с которым она сегодня познакомилась.
-Так!- говорит мама, беря в руки картинку и усаживаясь с Юлечкой на диван.- Что это у кошки на мордочке?
-УсЫ и Усы, - быстро отвечает девочка, имея в виду «усы» и «уши».
-А это что такое? - продолжает своё расследование мама.
-Какая ты, мамочка, смешная! Лапки, конечно.
-А к чему они прикреплены? – неудачно вставляет бабушка.
-К ветке!- не поворачивая головы выкрикивает Юля.
-А если нет ветки?
-Тогда к когтям!
-А с другой стороны к чему? – не унимается бабушка.
-К тулбищу!!!
Бабушка облегчённо вздыхает. Экзамен на новое слово завершён, и мама записывает этот диалог в свой блокнотик, чтобы не забыть рассказать про него папе.
Юля молча наблюдает за мамиными действиями, а потом очень строго говорит:
-Только не надо посылать это в «Мурзилку», а то меня все девчонки «захохотуют».
Каждый новый день Юля встречает с нескрываемой радостью, будто он сулит ей какое-то необыкновенное чудо.
-Какой интересный сон мне сегодня приснился! – мечтательно говорит она, потягиваясь в кроватке.
-Какой же? - интересуется мама.
-Как какой?- удивляется девочка.- Разве ты не помнишь? Ты же со мной сегодня спала.
К вечеру семья снова в сборе. Папа возвратился из командировки с новыми подарками для дочери. Юле не терпится нарисовать что-нибудь в новом альбоме.
-Нарисуй букву «А», -просит папа.
Через минуту девочка уже мчится показывать свой очередной шедевр. Папа ставит под буквой жирную пятёрку.
-А я знаю, какая это буква!- восклицает Юля, показывая на цифру «5». Это буква «Б».
Папа смеётся, пытаясь объяснить разницу между буквой и цифрой, но Ксюша твёрдо стоит на своём.
-Ну, хорошо,- сдаётся папа,- принеси-ка с балкона несколько огурцов.
Юлечка, стремглав, летит к балкону и тут же возвращается.
-Пап! А сколько это «несколько»?
Папа, почесывая затылок, на минуту задумывается. А Юлечка уже мчится к маме с новыми вопросами:
- А где делают такие красивые перчатки? – спрашивает она, подняв упавшую с полки мамину перчатку.
-На перчаточной фабрике, дочка.
- А обувь?
-На обувной...
-Тогда я знаю, где делают еду! – восклицает Юля, проведя аналогию с двумя предыдущими ответами.- На
« едильной» фабрике!
Вообще, задавать вопросы родителям – Юлино хобби. Она любит загонять их в тупик, чувствуя при этом как бы своё превосходство. А вопросы у неё и впрямь не простые:
Почему у детей вырывают «гландыши»? Зачем людям нужно золото и почему нельзя рвать «куриную лопоту», у которой такие красивые цветочки? Почему тётя, которая продаёт мороженое, до сих пор не замёрзла и почему мама не может ей купить чистого шоколада с белой начинкой?
Наступает вечер, но спать Ксюше совсем не хочется, к тому же у неё на этот счёт есть своё вполне резонное соображение: «Чем позже ляжешь, тем раньше утро наступит"
Глава 2. Сёстры.
У Юли, как и у многих её подруг, несколько (включая двоюродных и троюродных) сестёр и братьев. Но больше всего она дружна с Катей, вместе с которой ходит в один детский сад. Как-то вечером мама пообещала дочери зайти к Кате в гости, но, опасаясь, что этот визит может затянуться до позднего вечера, заранее предупредила:
-Юляша! Только мы побудем у Кати недолго - минут 20-30, не больше. Хорошо?
-Нет, мамочка! - возражает Юля,- Давай посидим хотя бы семь килограммов.
Сестра Катя младше Юли почти на целый год, но у неё жёсткий характер, и она никогда никому не уступает. Поэтому, как правило, долгие совместные игры приводят к мелким обидам и ссорам, и обе девочки начинают друг друга обзывать.
- Как вам не стыдно! Ну, неужели вы не знаете хороших слов? – возмущается Катина мама.
-Я знаю, - быстро реагирует Катя, - квадрат!
-И я знаю, - подхватывает тут же Юля,- треугольник!
Они обе напрягаются, желая поразить маму какой-нибудь «хорошей» изысканной фразой, но в голову ничего не приходит.
-А я вчера плавала в ванне, - неожиданно вспоминает Юля,- все ручки и ножки у меня были в воде.
-А где была попа? – вытаращив глаза спрашивает Катя.
-Как где? На спине!
Больше всего на свете Юля хочет вырасти, чтобы, как старшая сестра Зося, иметь свой письменный стол и книжную полку, а главное, - большой вместительный школьный портфель. Когда Зося сидит за уроками, и её ранец отрешённо валяется под стулом, Юля бережно поднимает его и кладёт на место, бросая недовольный взгляд на неряшливую сестру. Однажды она не выдерживает и говорит:
-Когда я вырасту, я куплю себе портфель, как у тебя и буду ( тут она немного помедлила как бы размышляя, что она с ним будет делать), и буду ходить с ним за хлебом!
В этот момент ей, видно, казалось, что ходить с портфелем за хлебом куда важнее, чем просто в школу.
Старшая сестра - шахматистка. Иногда она уезжает на соревнования, и это очень не нравится маленькой Юле.
-Мама! Я совсем забыла свою сестрёнку, - сокрушается она.
-Как забыла? – не понимает мама.
-Я её совсем не помню. Ну, ничего, она приедет, и мы снова с ней познакомимся.
Глава 3. Дядя Жора.
С каждым днём Юля узнаёт всё больше интересных вещей. Она уже знает все буквы алфавита, хотя отдельные её слова всё ещё звучат в «первозданном» виде: «мумага», вместо «бумага»; «кремол», вместо «кремль», «мотолок», вместо «молоток». Она делает первые шаги в самостоятельном чтении:
-Ли-па, Ли – на, ли-са, - старательно выводит Ксюша.
-А кто такая лиса? – спрашивает её пришедший к папе приятель дядя Жора.
-Лиса – это такой зверь, который ловит и ест колобков.
-Да, - смеётся тот, - с тобой не соскучишься. А загадки ты тоже хорошо отгадываешь?
-Конечно, конечно! - прыгает Юлечка.
Загадка оказывается незнакомой, и после минутного молчания девочка сдаётся. Услышав ответ, она недоумевает:
-Такая трудная загадка и такая лёгкая отгадка!
Дядя Жора предлагает Юле сходить с ним за мороженым. Та сразу же соглашается.
-А какое мороженое ты любишь? – заранее интересуется он.
-Я люблю вафельные стаканчики, а мороженое мне есть нельзя, у меня горлышко болит.
Они выходят на улицу. Навстречу им идёт служащий церкви в длинном чёрном балахоне.
- Смотри, дядя Жора, Бог идёт! – кричит Юля и от страха крепко сжимает ему руку.
Купив всем мороженое и вафельный стаканчик для Юли, они возвращаются домой. Юля весь вечер играет с дядей Жорой и не хочет, чтобы он уходил домой.
-Пора, милая, пора! – говорит он, целуя её в лобик.
Девочка начинает хныкать, со всей силы обнимая ногу дяди Жоры.
- Вот ты подрастёшь, - говорит дядя Жора, - и мы будем с тобой гулять долго-долго.
-Ты что ли замуж меня возьмёшь? – спрашивает Юлечка.
- А почему бы и нет, - соглашается дядя Жора.
- Нет! Я на папе женюсь, а то он плакать будет.
Глава 4. Няня.
Неожиданно садик закрыли на ремонт. Бабушка продолжала работать, а у мамы с папой был ненормированный рабочий день. Оставался только один выход - искать няню. Удача подвернулась в первый же день: позвонила бабушкина приятельница – учительница и сказала, что ищет работу. В деньгах она не нуждалась, поскольку заработала неплохую пенсию, а работу искала для души, чтобы скоротать одинокие дни. На предложение поработать няней согласилась сразу же - без раздумий.
С первых дней пребывания няни в доме к ней прицепилась ласковая кличка – Галюня. Это была тихая, очень терпеливая и любящая детей женщина. И Зося, и Юля сразу признали в ней «своего парня», и жизнь в доме потекла, как по маслу. Она встречала Зосю из школы, готовила с ней уроки, гуляла после садика с Юлей и обучала девочек всем наукам, которыми владела сама.
Наступило лето. Прогулки по свежему воздуху, игры на площадке, езда на велосипедах и самокатах стали повседневным развлечением. Няня снова читает интересные книжки, водит девочек на набережную смотреть большие пароходы и слушать обворожительный «Марш Славянки», которым сопровождается прибытие и отплытие всех пассажирских судов.
-Галюня! Давай поедем на этом пароходике!- говорит однажды Юля. – Куда он едет?
-В Москву, моя девочка. Но у нас с тобой нет денег на билеты.
-Ну, давай тогда купим рубль! – тут же предлагает Юля.
Няня улыбается Юлиной находчивости, но ничего не отвечает.
-Тогда давай полетим на Луну, - не унимается девчушка.
-Это далеко, - отвечает Галюня и машинально поднимает глаза к небу.
-А мы на маршрутке поедем, правда, Зося?
Но Зося не слышит вопроса. Она смотрит на реку, которая, как зеркало, блестит на солнце, приковывая её внимание.
-Когда я вырасту, я куплю целый пароход и всех деток посажу,- обиженно произносит Юля и переключает внимание на маленькую собачку, бегающую по палубе.
-Смотрите. Смотрите! Это моя собачка! Она потерялась!
И действительно, эта собачка очень походила на плюшевого пуделя, которого папа купил Юле на день рождения. От Юлиного крика собачка насторожилась и начала лаять. Объяснять разницу между пуделем и игрушкой было бесполезно, но, к счастью, к причалу подкатил детский паровозик, и Галюня с детьми сразу в него запрыгнули. В тот же миг заиграла «Славянка», а паровозик прогудел отплывающему пароходу своё хриплое «Прощай!».
Собачка уже не металась по палубе, а маленькая Юля с удовольствием разглядывала кнопочки у руля, за которым она сидела. Ей было интересно и весело. И таких весёлых и интересных дней впереди ещё было огромное множество.
Свидетельство о публикации №211060601352