Стезя праведных - как светило лучезарное

«Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня». (Прит.4:18)

Дорогие друзья, в течение некоторого времени мы рассматривали с вами блага, проистекающие из оправдания, усыновления и освящения, сегодня мы продолжим эту тему, и перейдем к рассмотрению такого блага как возрастание в благодати.

I. Наш текст говорит о сравнении двух вещей, то есть «стези праведных» и «светила лучезарного».

(1.) И здесь сравнивается «стезя праведных». Праведными на языке Ветхого Завета,  являются те, кто оправдан верой, как и написано у пророка «праведный своею верою жив будет». (Аввак.2:4) Все они странники, направляющиеся в небесный Ханаан. Они идут по пути, по которому они продвигаются вперед, и они не стоят на месте. (а) Слово, которое тут использовано, означает непосредственно продвижение и вдобавок курс или направление движения. «Уклоняют они направление путей своих, заходят в пустыню и теряются». (Иов.6:18) «И на пути судов. Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша». (Ис.26:8) (b) Место или путь, через который они идут. Это означает благодатную и святую жизнь праведных.

(2.) «Стезя праведных» сравнивается со «светилом лучезарным, которое более и более светлеет до полного дня». Этот путь сравнивается со светом, так как для них этот свет приятен и поучителен для других. Это не как свет падающего метеорита, который светит в течение некоторого времени и очень быстро исчезает, так же этот свет не подобен свету свечи, которая горит постепенно, до тех пор, пока не истратить весь воск на поддержание горения, но этот свет подобен свету солнца, и не тогда, когда оно склоняется к закату, но когда наступает новый день и видны первые проблески наступающего дня, когда этот свет усиливается и становится все ярче и солнце становится в зените, так что светит в полную силу.   

II. В чем заключается сходство.

(1) Как свет сияет все сильнее и сильнее, так и благодать Божия в душе, возрастает все больше и больше.

(2) И как этот свет сияет сильнее, так что светит как «светило лучезарное в полдень», так и благодать никогда не погибает, но продолжает пребывать, до того дня, когда она станет совершенной.

Доктрина, излагаемая в данном отрывке Священного Писания звучит следующим образом: Возрастание в благодати и сохранение святых, являются благами, проистекающими или сопутствующими оправданию.

И сегодня, мы рассмотрим возрастание в благодати.
(а) Что есть возрастание в благодати?
(б) Как христианин может возрастать в благодати?
(в) Причины этого роста?
(г) Разница между истинным и ложным возрастанием.
(д) Всегда ли истинная благодать возрастает?
   
(а) Что есть возрастание в благодати?
Прежде всего, мы должны еще раз прояснить для себя, что же такое возрастание в благодати. Во свидетельство того, что возрастание в благодати существует, мы приведем несколько аргументов:

- свидетельство Писания. Благодать это святое семя, которое всходит и возрастает. (Марк. 5:27)  И поначалу, это семя можно сравнить с горчичным зернышком, «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Малахии 4:2)

Во-вторых, Бог назначил им возрастать до определенного возраста, то есть до состояния совершенства благодати. И поэтому Христианин сначала, младенец в вере, затем юноша, и только после этого, он становится отцом.  (1Иоанна 2:13)

В-третьих, Это является целью Божественного влияния, так же это эффект производимый посредством таинств. (Ефес.4:11, 12)   

(б) Как христианин может возрастать в благодати?
Христианин возрастает в благодати, -

- внутренне, возрастать как виноградная лоза зависит от корня и его соков, так и христиане все больше и больше должны приближаться ко Христу, так как они зависят от Него во всем.

- внешне, то есть посредством добрых дел, так чтобы для Бога, мы были святы, и для людей праведными.

Возрастающий в благодати христианин продвигается к небесам, он не стоит на месте, но стремиться, чтобы та работа возрождения и последующего освящения, не остались без его участия. Вспомните, что освящение это не пассивное состояние христианина, но активная борьба с грехом в сердце. Это значит, что христианин должен видеть плоды своей святой жизни, дабы тем самым прославить Бога, и чтобы и самому христианину жилось радостно и хорошо, что бы так же это доставляло назидание окружающим, так как он рожден не только для того, чтобы самому наслаждаться этим состоянием, но что бы и другие получали назидание.

- христианин должен стремится к небесам. (Филип.3:20) Целью нашего путешествия в этом мире является достижение небесной отчизны, и тот, кто уходит из этого мира, уходит из него не только физически, но и все его устремления и желания обращены к небесам. Его радости и желания, по отношению к небесам возрастают, так что он более задумывается о том, что будет на небесах, нежели на земле.

- христианин возрастает в смирении. Самоотречение и самопожертвование, являются признаком того, что христианин предал все в руки Господа, и стремится повиноваться Его воле.  И там где, подобные состояния души и устремления сердца превалируют, там всегда будет рост в благодати, как в целом так и в частности. «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни».  (Псалом 22:6)
Ибо где больше благодати, там больше знания о Боге и о нашей греховности, так как это две бездны, одна благодати, а другая греха.

(в) Причины этого роста?
Причинами этого роста, являются:
1. Союз со Христом. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне». (Иоанн 15:4) Тот, кто не находится в союзе со Христом никогда не сможет возрастать в благодати, так же как и ветвь не соединенная с лозой не может питаться ее соком. Но там, где Господь хранит душу, Духом Святым, там душа крепко держится за Христа верой, и там есть этот союз, так что они становятся членами Его тела, и получение приобретенных Им благ гарантируется.

2. Общение со Христом. «Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек».  (Иоанн 6:57) Он является источником жизни святых и Он дает им эту жизнь с избытком. Он производит в них все стремления и желания по отношению к святости и тем самым они возрастают в благодати, это подобно тому, как живительный сок, исходящий из корня, питает ствол и ветви. Именно это и есть общение верующих со Христом.

(а) Это общение со Христом, происходит в установлениях, тайных, частных и общественных, так что жители Дома Божия питаются отборным туком. «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;  они и в старости плодовиты, сочны и свежи,  чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем». (Псалом 91:14-16) Слово научает их, а таинства укрепляют и утверждают, так что они продолжают свой путь радуясь. (Деян. 8:39) Молитва и другие духовные занятия становятся для них благом, и способствуют их духовному возрастанию. И все это происходит по действию Духа Святого. «Ибо
Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод». (Исайя 44:11-12)

(б) Это общение со Христом, происходит в провидении. Милости и блага служат для них благословением. «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». (Иоанн 15:2) И очень часто дети Божие возрастают в благодати  скорбях под тяжестью скорбей. «ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа». (Филип.1:19)

(г) Разница между истинным и ложным возрастанием.
Как мы знаем из Писания, лицемеры могут иметь притворную благодать, и они могут подделывать признаки наличия этой благодати. В писании сказано о лицемерах от религии как о семени упавшем на каменистую почву. «Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока». (Матф. 8:5) (Ремарка)

Эта разница заключается в двух вещах,

1. Возрастание в благодати возрожденного христианина является универсальным или более точно сказать полным. (Ефес.4:15) Ложное возрастание может достичь успеха только в некоторых вещах. Истинный Христианин возрастает во всех гранях духовной жизни пропорционально, ибо все благодати Духа связаны между собой, так что когда одна преуспевает, означает, что все возрастают. Здесь можно уподобить такое различие, тому как различны здоровый и болезненный ребенок, один страдает рахитом, и всеми сопутствующими заболеваниями, а другой никогда не болел и не знает что такое лекарство. Они оба растут, но не одинаково. У одного растет голова но не растет туловище. Так что лицемер может иметь много познаний в религии, но ему не знакомо сострадание, он не имеет понятия, что такое святость. Он не внешне, но внутренне холоден, и такая же его религия, мертвая в своей изящности.

2. Лицемер в своем росте очень скоро остановится, потому что достигнет придела, который он не в силах перейти. Но Христианин продолжает свой путь, так как с каждым шагом его силы увеличиваются, так что он идет твердым, уверенным шагом, увеличивая скорость. Он будет стремится изо всех сил достигать святости, так как свят Бог. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». (Иоанн 3:3)

(д) Всегда ли истинная благодать возрастает?
Наш печальный опыт показывает, что иногда верующий согрешают. И мы должны принять тот факт, что:

1. Истинная благодать не всегда возрастает, и ее рост не постоянен. У нее есть весна и зима, иногда она проявляет себя больше, а иногда меньше. Есть времена роста и угасания. Но все же -

2. Она никогда не угасает полностью. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». (1Иоанн 3:9) Да, пламя может угаснуть, но все же там присутствует горящий уголь, который хотя и под слоем пепла, но все же по дуновению Духа, оживает снова и разгорается. Зима когда-нибудь пройдет. «Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское».  (Осия 14:8)

3. Христианин может возрастать в благодати, не зная об этом. Тот, кто судит о своем случае, рассматривая свои чувства, может ошибаться. «И спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он» (Марк 4:27) Если вы сфокусируете свой взгляд на солнце, то вы уже не сможете различить, движется ли оно или стоит. Но вы сможете увидеть разницу между растущим деревом, и засыхающим, так как прейдя спустя год, вы сможете увидеть, что одно дерево засохло, а другое увеличилось в росте и у него появилось множество новых ветвей. И такую же разницу вы можете увидеть в духовном состоянии лицемеров и возрожденных христиан. Духовный рост христианина не измеряется только его познаниями, но и как он возрастает в смирении, сострадании, самоотречении, так как это все свидетельствует об истинном христианском возрастании в благодати.

Трудности на христианском пути, могут вызвать страхи и боязнь.
Но отступники, это те - кто вместо возрастания в благодати возвращаются, к прежним принципам жизни в грехе и нечестии. Падающие звезды, не являются звездами по сути, но являются таковыми только по виду. Они достигли только некоторой формы благочестия, и они подобны двери на петлях, которая болтается то в одну сторону, то в другую. Они не подвизаются в борьбе против греха. Все те кто, вместо возрастания в благодати, стали преуспевать в нечестии подобны мертвым деревьям, Для них нет никакой разницы, наступила ли зима или пришла весна, они не чувствуют ни того ни другого. Для них все предостережения Слова или Провидения Божия, бесцветны, они их не различают, и все что скажет им Бог в своем Слове и Провидении, через средства благодати, для них остается закрытым. Они всегда задают одни и те же вопросы на протяжении десятилетий, так что на их вопросы можно отвечать не задумываясь, ибо это одни и те же вопросы.

Но горе таким людям, потому что они, находясь в Церкви, не приложили усилий получить пользу от установлений Дома Божия, этим они провоцируют Бога, чтобы Господь забрал эти установления. Но, да благословит Господь народ свой, чтобы маленькая искра была сохранена, чтобы она в должное время, запалила пламя в сердцах верующих. Дорогие друзья, будьте возрастающими в благодати Христианами.

«Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня»
Аминь   


Рецензии