Фрагменты формальной философии

ФРАГМЕНТЫ   ФОРМАЛЬНОЙ   ФИЛОСОФИИ


Смотря на что-то, как можем мы видеть одинаковое,               
если, смотря на это, - сам вижу всё время различное.

В общении с другими совместить понимания невозможно,
надо стараться их только сблизить.               
               


Прежде чем что-либо предлагать, утверждать или доказывать, в областях различных пониманий и различных толкований, следует сформулировать исходные предпосылки или предположения, на которых будет строиться последующее изложение (или беседа), чтобы читатель (или слушатель) мог сразу определить свое отношение к предмету, и решить, - стоит ли ему тратить время и умственные усилия на дальнейшее чтение (или беседу).
Последуем этому принципу, и приведём эти предпосылки.

1. Объективный (реальный) мир, окружающий нас, существует независимо от существования, воли и сознания людей (или других мыслящих существ), так или иначе воспринимающих его.
Объективный (реальный) мир обладает бесконечным множеством информационных параметров (факторов), зависящих от времени и координат пространства, благодаря которым он ощущается, воспринимается и познаётся людьми (или другими мыслящими существами).
2. Человек ощущает, воспринимает и познаёт окружающий мир посредством индивидуальной  системы восприятия, состоящей из рецепторов (глаза, уши, нос, кожа), линий связи (нервная система) и анализатора (головной мозг).
3. Человек может воспринять и познать лишь ограниченную (и очевидно довольно ничтожную) часть информационных факторов окружающего мира, определяемую пределами его индивидуальной жизни и возможностями органов восприятия.
4. Человек никогда не сможет всецело познать объективный (реальный) мир; ему суждено довольствоваться лишь усечённой ограниченной проекцией этого мира, проявленной в его сознании и отображающей реальный мир с неизбежной ошибкой.
Желающий двигаться дальше, должен взять на себя небольшую ношу, под названием – «формализация изложения». Любая ноша оправдывается последующими удобствами или удовольствиями, и здесь небольшое внимание и напряжение мысли дадут наглядность и ясность дальнейших выводов и обобщений.
Итак, не претендуя на строгость, или исключительность, попытаемся составить некую информационную модель, окружающего нас, объективного (реального) мира. В самом общем представлении, такая модель будет просто бесконечным множеством информационных параметров (факторов).

{F0}=F1;F2….F;     (1).

Здесь Fi – информационные параметры, такие как: объективные параметры (характеристики) физического мира, полей и излучений различной природы, параметры среды (температура, давление, влажность, движения) и др.
(Все эти параметры, как уже упоминалось, переменны во времени и пространстве).
 Естественно, что человек не может воспринять всё это множество факторов и тогда усечённую информационную модель мира, доступную нашему восприятию и пониманию, можно представить как конечное множество:

{FS}=F1;F2…. Fn.     (2).

Очевидно, что это есть ограниченное подмножество исходного множества (1) и что в процессе эволюции и развитии науки и техники, число параметров (n) будет непрерывно возрастать.
Теперь, для любого места на Земле, в данный момент времени, усеченная информационная модель мира может быть представлена вектором или точкой в n-мерном пространстве информационных параметров, т.е.

|Fs|=|F1;F2…. Fn|     (3).      

Здесь: F1,F2…. Fn – числовые значения параметров в выбранной системе измерений при заданном начале координат. (Другими словами, это координаты n-мерного вектора в пространстве параметров).
Этот реальный и объективный вектор факторов, воздействуя на систему восприятия человека, преобразуется в его сознании в субъективный индивидуальный вектор, который и является, для каждого из нас, моделью окружающего мира (4).

Li |Fs|=Li|F1;F2…. Fn|     (4)

Здесь Li – индивидуальный оператор восприятия человеком, окружающего его мира.
Этот оператор зависит от множества причин: от человека, его состояния, ощущений, мыслей, времени, места, и ещё тысячей обстоятельств и условий. В этом операторе заключены все наши различия и все наши изменения в течение жизни.
Что же мы получили, в результате всех уточнений и детализаций? Формально сравнивая (1) и (4), можно довольно наглядно судить, насколько ограниченно и необъективно воспринимаем мы окружающий мир. Выражение (4), пусть даже в наивной форме, представляет субъективную (индивидуальную) информационную модель окружающего мира, но при этом, оно также показывает, что даже усечённую модель реального мира, каждый из нас воспринимает по-своему и изменчиво, в меру своих заблуждений. Поэтому никогда не следует обольщаться своим умом и своими познаниями и быть скромным в утверждениях.
Если же теперь попытаться грубо оценить, насколько реально воспринимаем мы окружающий мир, то эта ошибка должна быть выражена разностью двух векторов (1) и (4), т.е.

;0=|F0|–Li|Fs|     (5).

Это равенство некорректно и не поддаётся интерпретации, так как разность векторов имеет место только при их одинаковой размерности и в общей системе координат. Здесь последнее соотношение имеет чисто формальный вид и показывает насколько «человеческий мир» отличается от реального. Однако для субъективной ошибки оценки «усечённого мира», выражение будет более строгим и наглядным. Это будет вектор индивидуальной ошибки (6).

|;i|=|Fs|–Li|Fs|     (6).

Здесь размерность векторов одинакова и уравнение выражает абсолютную индивидуальную ошибку «миропонимания». Оно, как и следовало ожидать, показывает также, что эта ошибка всецело определяется индивидуальным оператором восприятия. Кроме того, из последнего соотношения следует, что для объективного восприятия мира, доступного нашему пониманию, необходимо выполнения условия:

|;i|=0, т.е. Li=1     (7).

(Действительно, ведь единица – единственный числовой множитель, который не вносит искажений в исходную величину).
Можно ли удовлетворить этим тождествам? Логичные рассуждения подсказывают, что – нет. Во-первых, для выполнения последнего условия, необходимо чтобы индивидуальный оператор восприятия был абсолютной константой, т.е. обладал абсолютной инвариантностью при всех возможных изменениях (времени, места, состояния, условий и пр.). Во-вторых, в самом операторе скрыта погрешность, неизбежная при любых суждениях и любых измерениях; другими словами, - любые преобразования информации невозможны без ошибок.
Таким образом, мы приходим к неожиданному результату: для того, чтобы объективно познать окружающий мир, - человек должен сделаться совершенно индифферентным к нему, т.е. не вмешиваться в него никаким образом (не измерять, не оценивать, не воспринимать)!
В рамках предложенной модели, любопытно попытаться представить, - что есть ум человека? Из соотношения (6) можно заключить, что ум, - это способность (врождённая или приобретенная) минимизировать вектор ошибки. Из этого же соотношения следует, что для объективной оценки ума необходимо, чтобы размерности векторов были одинаковы. Это значит, что оценку надо производить по всей совокупности параметров, доступных восприятию человека (или, по крайней мере, по большинству из них). Также известно, что минимизация разности векторов (вектор ошибки) требует, в свою очередь, минимизации разности всех проекций этих векторов на оси параметров (8).

;i1=Fs1–Li1Fs1;   ;i2=Fs2–Li2Fs2;   ……   ;in=Fsn–LinFsn     (8).

Нужно заметить, что если хотя бы одна из разности проекций будет значительно превосходить все остальные, то именно она и будет, в решающей мере, определять разность векторов. Из этого следует, что умный должен обладать способностью всестороннего понимания окружающего мира; про таких часто говорят: «талантлив во всём», и это есть истинный ум, в отличие от «учёности», когда человек может хорошо разобраться в одной узкой области знания или науки, и при этом быть неспособным к пониманию в других областях. Поэтому можно заключить, что «ум», это комплексное понятие, означающее способность человека понять и осмыслить любой информационный фактор окружающего мира, доступный человеческому восприятию, с минимальной ошибкой.
Здесь нужно, с сожалением, отметить, что люди не могут объективно, с помощью своих органов чувств или измерительных приборов, оценить или измерить свой вектор ошибки. Сколько личных трагедий, общественных потрясений и глобальных катаклизмов пережило человечество, и сколько ещё переживёт, из-за того, что каждый из нас не может вполне познать меру своего ума и меру своих заблуждений. Но когда Бог обделяет человека умом, - этот недостаток обычно восполняет дьявол избытком амбиции, самодовольства и самомнения, - по ним и ищите дурака. Так возникает парадокс: чем меньше у человека ума, - тем меньше ему он нужен!
Теперь, с рассматриваемых здесь позиций, любопытно попытаться сделать ещё один шаг в область формальных представлений отвлечённых понятий и рассмотреть определение счастья.
Очевидно, что для низших форм сознания, понятия «счастья» или «несчастья» не существует; они просто сводятся к физическому комфорту или дизкимфорту и удовлетворению природных инстинктов. «Счастье» и «несчастье» появляются с появлением способности чувствовать и мыслить. В результате у мыслящего существа формируется в сознании некий личный «идеал», представляющий собой индивидуальный идеальный вектор информационных факторов, соответствующих понятию, - «счастье», - |Fsi|. Этот вектор находится в ментальной области мысленных и чувственных представлений (и фантазий) и кроме внешних факторов окружающей среды и времени, зависит от множества личных внутренних факторов. Тогда меру или величину «индивидуального счастья» можно представить как разность векторов, - идеального (того, что хочется) и реального (того, что есть), т.е.

|Si|=|Fsi|–Li|Fs|      (9), где |Si| - вектор «индивидуального счастья».
В отличие от вектора индивидуальной ошибки |;i|, который можно формально определить, этот вектор, как уже отмечалось, находится в области чувственных восприятий и его величину можно ощущать как некую меру удовольствия, радости, наслаждения, физического и душевного комфорта. Очевидно, что эти ощущения будут обратно пропорциональны величине вектора |Si|, а условием полного или абсолютного счастья будет:
 
|Si|=0          (10)

(В этом смысле |Si| можно было бы назвать «вектором несчастья»).

Появляется искушение задать себе вопрос: «а может ли совремённый человек постоянно быть абсолютно счастливым?», и хотя сразу напрашивается логический ответ – «нет», - можно попытаться подойти к вопросу с формальных позиций, в рамках рассматриваемой модели. Обратимся к выражению (9) и выясним, как обеспечить условие (10). Очевидно, что равенство двух векторов тем проще обеспечить, чем меньше их размерность, поэтому первое условие, - минимизация самого понятия «счастье» - |Fsi|. Это значит, что нужно быть непритязательным, не ставить перед собой многих и сложных целей, они должны быть простыми и немногочисленными. Здесь скрыта идея буддизма, что источником всех страданий являются желания; здесь же и философия Диогена, который ограничил свой мир – бочкой; здесь и девиз всех религий и философий: «желая счастья, - не желай многого!».
Хорошо известно, что в совремённом цивилизованном мире, с ростом научно-технических возможностей, сомнительной «культуры» и благосостояния, растут запросы, потребности и притязания. Это значит, что растёт размерность вектора |Fsi| и, следовательно, уменьшается возможность «истинного счастья»; как говорил Екклизиаст: «…Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Екклизиаст. 1. 18).    
Но это только половина первого исходного условия. Вторая половина заключается  в том, что вектор |Fsi| должен быть постоянным и инвариантным ко всем изменениям (времени, состоянию, условиям и пр.).
Что же надо предпринять  ещё, чтобы обеспечить равенство (10)? Обращаясь к (9), можно заметить, что далее требуется, по возможности, уменьшить область (размерность) воспринимаемого мира |Fs| и привести его к понятию «идеала» |Fsi| c помощью оператора Li. Нужно напомнить, что этот оператор действует в ментальной области, то есть в области сознания, мысли и воли. Его действие проявляется в результате желания, размышления, концентрации и волевого действия, - это известные методы концентрации и медитации, широко практикуемые во всём мире. В течение тысячелетий, на Востоке, эти методы практиковались йогами, буддийскими монахами и Великими Учителями; на Западе, - христианскими святыми и адептами эзотерических, мистических и философских направлений. С помощью этих известных методик индивидуальный оператор восприятия Li изменялся таким образом, что второе слагаемое в выражении (9) становилось равным первому, обеспечивая равенство (10), то есть условие «абсолютного счастья». Если задуматься, что мы подразумеваем под этим понятием, то можно только предположить, что при выполнении последнего условия (10), в состоянии «абсолютного счастья» человек должен ощущать чувства бесконечного спокойствия, бесконечной радости и бесконечного понимания и может быть чего-то ещё неведомого, того, что нельзя передать словами.
   Несомненно, все разумные мыслящие существа, так или иначе, стремятся достичь «абсолютного счастья» (приблизиться к равенству (10)), (в чём, может быть, и заключается смысл жизни), но очевидно, что в современном стремительном и беспокойном мире, для подавляющего большинства людей это невозможно. Причин много (обратимся к выражению (9)): некоторые слишком завышают размерность своего идеала |Fsi|, включая в него множество сомнительных, нереализуемых и часто пагубных параметров; другие ошибочно воспринимают окружающую действительность, искажая её посредствам своего индивидуального оператора – Li. В результате люди рожают и убивают, радуются и страдают, смеются и плачут, суетятся и болеют, и в конце концов умирают, так и не познав окружающий мир и не узнав Главной Истины: что же есть Человек и для чего он живет на Земле.
Можно предположить, что наиболее близко подошли к состоянию «абсолютного счастья»  (в том понимании его, которое рассматривается здесь), те представители философских и теистических мировоззрений, которые ещё не отравлены цивилизацией; например: индийские йоги, буддийские монахи, тибетские ламы и другие представители Восточных религий. Они отличаются традиционной способностью к отвлечённому состоянию ума, отрешённому восприятию мира, концентрации сознания и медитации. Им чужды, так знакомые нам, состояния: спешки, тревожности, нетерпимости, зависти, злобы; они не знают что такое страх. По непонятным нам причинам, они проводят свою жизнь в уединённых местах или среди немногочисленных учеников в ашрамах, храмах и монастырях. Им очевидно смешны и непонятны наши вожделенные желания: богатства, известности, славы, власти, внешнего блеска. Какие же цели ставят они в жизни и в чём их идеал - |Fsi|? Они всегда хотели и хотят одного, - познать себя, свою истинную Божественную сущность, скрытую обычно от человека. Только через это познание, утверждают они, можно познать весь окружающий мир и его Творца. Только этот путь, говорят они, может привести человека к истинному и неизменному счастью. Что это, - блажь, коллективное безумие, заблуждение или религиозная мистификация, но блажь и заблуждения не могут владеть умами сотен поколений людей в течение тысячелетий и к тому же это мировоззрение свойственно не только Востоку.
 Целью практической, Йоги является достижение высшей степени физического и душевного здоровья, способности управлять своим телом, внутренними органами и сознанием. В сочетании с методами очищения, гигиены и высоконравственными принципами жизни (ненасилие, правдивость, честность, бескорыстие, непритязательность, целомудрие), это позволяет им уже приблизиться к тому состоянию, которое мы здесь определили как «истинное счастье».
Конечной ступенью продвижения йогов, является состояние «самадхи» или абсолютного познания, появляющееся при медитации, в результате соединения личного индивидуального сознания с Единым Абсолютным сознанием (Богом). Это состояние, как конечная цель, характерно почти для всех религий и философских учений; это «самадхи» йогов, оно же «кайвалья» и « самьям», оно же «сатори» у дзен – буддистов, «озарение» и «откровение» у христианских святых, «экстаз» и «нирвана» у западных философов. Когда у людей, переживших это состояние, спрашивают, что они чувствовали и ощущали при этом, они обычно отвечают, что «это» нельзя передать словами или описать, «это» нельзя понять разумом; это можно только пережить. Однако, в результате этого переживания, человеку открывается «высший смысл бытия», происходит радикальное изменение личности и мировоззрения, возникает ощущение чего-то важного и значительного, всё становиться ясным и простым, исчезает страх смерти, все проблемы повседневной жизни теряют свой смысл и своё значение, подобно тому, как при пробуждении, теряют свой смысл – сны.
Но вернёмся к формальным представлениям и попробуем рассмотреть последний, и может быть наиболее спорный, вопрос.
Здесь уже говорилось о решающем значении для мировоззрения человека, и всех его дел, индивидуального оператора восприятия окружающего мира – Fi. Этот оператор является своеобразной «визитной карточкой» человека, уникальным и неповторимым «Я», отличающим каждого из нас от всех других людей, а строго говоря, от всех разумных существ Вселенной; это, как бы, проявление и отражение нашей неповторимой души. Вместе с тем, очевидно, что этот оператор не является чем-то застывшим и неизменным и что человек может им управлять. Попытаемся представить себе, от чего он может зависеть.

Li=f(P;U;N)     (11)

Здесь: P – внутреннее состояние, физическое и душевное, - оно во многом зависит от человека, его здоровья, образа жизни, желания и воли.
U – умственный и интеллектуальный уровень развития, зависящий от социальных условий, образования, доступной информации и умственной работы.
N – наследственность, врождённая предрасположенность, воспитание.
(Два первых фактора, очевидно, зависят от времени).

Теперь можно подвести некоторые итоги (в виде предположений).

1. Познать всецело истинный окружающий мир, людям (и другим мыслящим существам), не дано; это привилегия Единого Создателя (Мирового Разума, - Бога!).
2. Познать усечённую часть истинного мира, доступную человеческому восприятию, без искажений (иллюзий), формально возможно только при выполнении условия (7), (Li=1). Можно считать, что это доступно очень немногим (философам, мыслителям, святым).
3. Для подавляющего большинства людей, в рамках формального представления, индивидуальный оператор восприятия Li находится в пределах (0<Li<1), и для того, чтобы приблизить его значение к единице, надо:
- иметь разум, данный природой, способность к прозрению и стремление к самосовершенствованию;
- обладать физическим и душевным здоровьем, соблюдать Высшие принципы нравственности, морали и добра;
- изучать имеющуюся информацию по основным областям знаний (естественные науки, философия, религии);
- уметь управлять сознанием и мыслями (отвлечение, концентрация, медитация);
4.   Если человек не чувствует себя счастливым и обнаруживает, что мир,
      который его окружает, не соответствует его «идеалу», он должен:
- проверить правильно ли он понимает «окружающий мир»;
- убедиться, - не искажён ли его «идеал»;
- постараться изменить своё восприятие мира (Li) так, чтобы привести в соответствие понятия: «действительности» и «идеала». (10), (Si=0).
Каждый здравомыслящий человек должен задать себе три основных вопроса: «Кто Я?», «Где Я?» и «Зачем Я?». В конечном итоге, от того, как ответят на них люди, зависит не только их собственная жизнь и судьба, но и будущее человечества и самой Земли.



 



 
 


Рецензии