20 лет фирменным автографам в небе

6 мая вблизи подмосковной Кубинки было, что называется, не пройти, не проехать. Дороги оказались запружены тысячами автомобилей, многочисленными мотоциклистами, велосипедистами и пешеходами. Повод собраться здесь для столь большого количества публики был вполне понятен – в этот день отмечалось 20-летие легендарной группы высшего летного пилотажа «Стрижи». Юбилей этот отмечался, разумеется, в первую очередь, в небе и летчики не разочаровали своих поклонников.
Юбиляры совместно со своими традиционными партнерами - группой «Русские витязи» показали 80-минутную программу со сложнейшими элементами высшего пилотажа. В ней они в очередной раз удивили и покорили собравшихся на земле, исполняя на истребителях МиГ-29 и Су-27 полный набор фигур высшего пилотажа — колокол, горизонтальный полет на скорости 180-200 км/ч., встречный пилотаж, петлю Нестерова, бочку, косую петлю, вираж на форсаже и переворот на горке, построение в пилотажный порядок «колонна», «пирамида», «стрела», «конверт», «пеленг», роспуск «тюльпан», а также ряд других воздушных построений и перестроений. Совместный, идеально выверенный синхронный полет грозных боевых машин, как бы связанных невидимыми звенящими нитями-струнами, являл собой, если переходить к понятиям музыки – совершеннейшую симфонию грациозного воздушного перформанса.
Очевидно, что выполнение столь сложных и даже уникальных фигур требует от пилотов высочайшего мастерства и профессионализма. Которое здесь рождается не на пустом месте, а имеет длительную и яркую историю. Сегодня авиабаза Кубинка официально именуется «Центром показа авиационной техники 4-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава», или сокращенно - ЦПАТ 4 ЦБП и ПЛС. До начала текущего года она называлась  237-м гвардейским Проскуровским Центром показа авиационной техники (ЦПАТ) имени И.Н.Кожедуба, который, в свою очередь, был наследником знаменитого 176-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского истребительного авиационного полка.
История авиабазы чрезвычайно интересна и является во многом, своего рода, слепком становления летного мастерства отечественной истребительной авиации. Вследствие чего она хорошо известна не только у нас в стране, но и за рубежом. Именно здесь руководителям страны и зарубежным делегациям демонстрировались в полете новейшие образцы боевой авиационной техники. Летопись базы берет свое начало с 1935 года. В то время здесь базировался 82-й отдельный авиаотряд, а с 1938 года – 11-й и 24-й авиаполки. Лётчики этих авиасоединений защищали небо столицы в годы Великой Отечественной войны. После её окончания здесь дислоцировалась 324-я Свирская Краснознамённая истребительная авиадивизия, которая в ноябре 1950 года в полном составе была переброшена в Корею. И, кстати, воевала там вполне достойно. С 1952 года в Кубинке базировался 234-й авиаполк – предшественник 237-го Центра показа авиационной техники.
Показательные полеты также имеют давнюю историю. К примеру, ещё 1 мая 1946 года самолёты авиабазы впервые прошли над Москвой в парадном строю. Кроме того, лётчики базы первыми в СССР осваивали одиночный и групповой высший пилотаж на реактивных истребителях.  В середине 1980-х годов здесь началось формирование группы военных лётчиков, в совершенстве владевших техникой высшего пилотажа для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29. Официальным «днём рождения» группы считается 6 мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием «Стрижи». В 1993 году «Стрижи» были удостоены звания «Лучшая пилотажная группа мира».
Обязательно стоит сказать и о других юбилярах – группе «Русские витязи», которая также несколько ранее отметила свое 20-летие. История создания этой группы такова. В мае 1987 года на вооружение 237-го смешанного авиаполка поступили истребители Су-27. После этого, как и в случае с МиГ-29, также началось формирование группы летчиков для исполнения демонстрационных полетов.  Днём рождения «Русских витязей» стало 5 апреля 1991 года. Кстати, «Русские витязи» — это единственная пилотажная группа в мире, которая выполняет фигуры высшего пилотажа в групповом строю на тяжелых истребителях. Все остальные пилотажные группы, в том числе знаменитая Patrouille de France, делают это либо на учебных или спортивных самолетах, либо на облегченных версиях истребителей. Сейчас группа выступает на многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ, и на счету «Витязей» несколько мировых рекордов.
Совершать совместные демонстрационные полеты «Стрижи» и «Русские витязи» начали еще в конце прошлого века, а с 2002 года делают это на постоянной основе. В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. 9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, "Русские витязи" совместно со "Стрижами" в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью. Знаменательным для пилотажников был МАКС-2007. Впервые в истории мировой авиации   четыре МиГа «Стрижей» и пять Су-27 «Витязей» в пилотажном порядке «большой бриллиант», который еще называют «кубинским бриллиантом», выполнили «горизонтальную бочку». Совместный полет летчики совершили и на Параде Победы над Красной площадью в 2010 году.
По маневренности и по некоторым другим летным характеристикам самолеты Су-27 и МиГ-29 похожи, но есть, что называется небольшие отличия. На практике Су-27 сможет сделать все фигуры высшего пилотажа, какие подвластны МиГу.  А вот 29-й не сможет выполнить, к примеру, «кобру Пугачева». Тем не менее, эти два российских истребителя очень хорошо смотрятся в небе вместе.
Несколько слов надо сказать о подготовке пилотов. Новичков сначала учат летать парами, потом четверками, потом в составе полного звена, и лишь после — совместное выполнение пилотажных фигур. В результате в Центре подготовки в Кубинке создана одна из лучших в мире систем обучения пилотов. Во время каждого полета организмы летчиков выдерживают колоссальные шести-восьмикратные перегрузки. Если они длятся более 5 секунд, то у пилотов может происходить даже кратковременная потеря сознания.
Демонстрируя уникальную слетанность, высочайший уровень мастерства, что называется, на пределе возможностей техники, летчики ЦПАТ выполняют задачи поддержания авторитета ВВС России и конкурентоспособности российской военной авиатехники и вооружений на мировом рынке.
В день празднования юбилея на авиабазе «Кубинка» помимо авиашоу были проведены торжественные мероприятия, которые включили наземный показ авиационной техники и чествование ветеранов. В заключение хочется пожелать ассам обеих пилотажных групп, чтобы число взлетов у них всегда равнялось числу посадок!


Рецензии