Теория невероятности

Согласно теории вероятностей самопроизвольное возникновение вселенной допустимо, но вероятность этого события настолько ничтожна, что ею вполне можно пренебречь. В самом деле, если представить себе первоначальное состояние материи в виде газово-пылевого тумана, рассеянного в пространстве, представляющего собой наиболее вероятную форму существования материи (а материя, как мы знаем, разрушаясь, стремится именно к такой форме), то можно ли всерьез утверждать, что из этого тумана сами собой составились звезды, планеты и галактики? Вероятность этого столь же мала, сколь и ожидание того, что из кучи щебенки сам собою возникнет храм Парфенон или статуя Аполлона.
Некоторые сторонники самопроизвольного зарождения вселенной утверждают, что оно было закономерным следствием свойств самой материи, что первоначальная туманность сжалась в некое первичное ядро под действием гравитационных сил, а затем это ядро взорвалось и из его осколков произошли все космические тела, а энергия взрыва породила их движения.
Это объяснение выглядит привлекательным и в настоящее время стало общепринятым, но возникает вопрос: а почему же соединение рассеянных частиц материи в ядро не произошло раньше? И если оно произошло, то что же послужило побудительной причиной такого соединения?
Почему законы гравитации то бездействовали, а то вдруг решили проявить себя?
Другие пробуют объяснить наступление чрезвычайно маловероятного события произвольного рождения вселенной бесконечной величиной пространства, заполненного материей и вечным временем ее существования. В этом случае, даже если вероятность самопроизвольного возникновения мира составляет один шанс из миллиарда или триллиона, то за миллиард или триллион лет одной из миллиардных или триллионных частей пространства он может осуществиться. Такой самопроизвольный процесс назван флуктуацией или локальным повышением плотности вещества и энергии в неком небольшом объеме бесконечного пространства.
Предположим, на минуточку, что это так. Представьте себе огромный сосуд, заполненный водой. Возможно ли, что в некоторой части этого сосуда в какой-то момент времени окажется больше молекул, чем в других частях? Возможно.
А теперь скажите, возможно ли, что из этого локального повышения плотности вещества вдруг образуется камешек или даже песчинка?
А возможно ли, что в этом месте образуется какой-нибудь червячок или амеба или хотя бы вирус?
Такое предположение выглядит абсурдным.
Оно и является абсурдным, потому что, случайно собравшись вместе, молекулы тут же разбегутся, повинуясь закону энтропии, и плотность воды в сосуде вновь станет равномерной.
Итак, образование вселенной в результате случайности настолько маловероятно, что не заслуживает внимания.
Но предположим, оно все же произошло.
Первичное ядро взорвалось, на его остывающих обломках из неживой материи возникла жизнь.
Является ли возникновение жизни закономерным для неживой природы?
Может ли жизнь сама собой зародиться в неживом веществе?
Академик Опарин утверждал, что жизнь могла возникнуть в водном растворе минералов и простейших органических соединении под действием радиации, электрических разрядов, рентгеновских лучей и других подобных факторов.
Увы, несмотря на многочисленные эксперименты, воссоздающие те условия возникновения жизни, о которых говорил академик, ни в одном из них не удалось воссоздать живую клетку.
Вообще идея самозарождения живого из неживого имеет длинную историю.
Люди очень долгое время были убеждены, что из ила, грязи, нечистот самопроизвольно возникают насекомые, змеи, крысы и другие существа.
В пользу этой теории приводили такой эксперимент. Надо было взять кусок мяса, поместить его в глиняный горшок и выставить на солнце. Через некоторое время можно будет обнаружить, что из мяса выползают белые червячки-опарыши, которые как будто бы самопроизвольно зародились в горшке. И вот этот дурно пахнущий эксперимент долгое время убеждал людей в правоте приверженцев самозарождения, пока один умный человек по имени Франческо Реди, не посоветовал прикрыть горшок кисеей. «Самозарождение» сразу же прекратилось. Что же произошло? Да просто мухи перестали садиться на протухшее мясо и откладывать в него свои личинки! Оказывается, самопроизвольное возникновение жизни из неживой материи столь же невероятно, как и случайное возникновение вселенной!
Но, предположим, что оба этих невероятных события все-таки произошли. Возникло небесное тело - планета, на которой из мертвой материи самопроизвольно возникла жизнь, произведя многообразные формы.
Могло ли на этом основании возникнуть разумное существо, такое, как человек?
Необходим ли человек природе? Является ли его появление закономерным? Ведь закономерность есть выражение необходимости.
Предположим, что некая губительная болезнь уничтожила всех людей на земле.
Скажется ли это сколько-нибудь заметным образом на природе?
По-видимому, если и скажется, то только пойдет ей на пользу.
Миллионы лет она существовала без человека и вряд ли испытывала в нем острую нужду. И когда людей вновь не станет, будет существовать еще миллионы лет.
Если считать, что разум возник в результате случайной мутации, то такая случайность не более вероятна, чем случайное создание вселенной или случайное возникновение жизни из мертвой материи.
Вероятность случайного возникновения разума столь же ничтожна, как и шансы тысячи обезьян, тыкая пальцами в клавиши пишущих машинок, написать первую главу книги Бытия.
И если мы теперь умножим вероятность возникновения вселенной из случайной флуктуации материи на вероятность возникновения живого из неживого и на вероятность того, что неразумная материя породит разум, то вероятность случайного возникновения мира в том виде, в каком мы его наблюдаем сегодня, окажется на много порядков ниже каждой из них в отдельности. Ведь каждая из этих вероятностей выражается дробными числами со многими нулями после запятой!
Иными словами, самопроизвольное возникновение мира в его настоящем виде является практически невероятным.
Вот такая теория невероятности…


Рецензии