Рецензия на Люди Х - Первый класс

"Темный рыцарь" сломал жанр кинокомиксов.
Ну, если быть точным, "Хранители" его сломал, а "Темный рыцарь" просто его аннигилировал.
Как оказалось, зрители устали от героев наряженных в разноцветные трико с трусами поверх оных, от глупых злодеев рассказывающих свои злодейские планы героям перед финальной битвой, от излишней нереалистичности. Да, от последнего даже сильнее всего.
Почему так?
Рынок подобных товаров оказался перенасыщен, но не только в этом дело. Причины следует искать еще в том, что зрители, как ни странно это звучит, поумнели. Они не побежали толпами смотреть интеллектуальное кино, артхаус и другие "фильмы не для всех", нет. Но всеобщая тупость происходящего на экране действительно перестала внушать ту же радость и наслаждение от просмотра как лет пятнадцать-двадцать назад, когда опять-таки Бэтмен в исполнении Майкла Китона смотрелся очень даже здорово, и ни у кого не возникало ощущения, что Готэм картонный, и что злодейский план как-то попахивает идиотизмом.
Потом посыпались как из рога изобилия. Паук, Люди на одну букву, зеленый качок и многие другие - всех не перечислишь, да и не надо. Из наследия девяностых и новой эры кинокомиксов хорошие фильмы можно пересчитать по пальцам одной руки. Равно как и с видеоиграми.
Это мое мнение, и я не прошу с ним соглашаться.
Но как это ни печально, потеря интереса также связна с тем, что киноделы не понимают, как верно адаптировать материал для киноэкранов, и устраивают нам зрелище, как говорит Дмитрий Пучков, "абсолютно бездуховное", и плохо слепленное к тому же. Сюжетные линии (если они есть) уходят в глухую стену, характеры плохо прописаны и за персонажами неинтересно следить, а ворох визуальных эффектов не может прикрыть и половины этих пробоин, из которых утекает наш интерес к кинокомиксам.
Осознав, что остался один лишь удачный кинокомикс ("Железный человек"), киноделы побежали делать приквелы, рассказывающие душещипательные истории героев известных комиксов. Это для того, чтобы плоские герои обрели хотя бы объем. Про плоть и кровь не заикаюсь.
Но нереалистичные и скучно положительыне герои надоели.
Потом пришли "Хранители" и "Темный рыцарь".
Окончательно закрепил "Kick-Ass".

Мы - зрители нового образца. Для нас супергероизм и крутые костюмы не играют роли, нам наплевать на злодейских злодеев которых даже не жалеешь. Мы научились видеть героев в простом и заурядном. Мы поняли, что героем может стать каждый, и что каждый герой и злодей - ЛИЧНОСТЬ.

"Х - ПЕРВЫЙ КЛАСС"
Люди Х - самый популярный и известный, после Человека-Паука, бренд компании Marvel. Мутанты это не вымысел, не идиотизм авторов комиксов, это реальность, причем реальность самая реальная, и берет она корни еще во времена зарождения жизни на Земле. Сделав инъекцию адреналина и какого-то еще неплохого состава, мутации ускорились и обрели невероятные (для Дарвина уж точно) размах и эпичность. Телепатия, магнетизм, лазерные лучи из глаз, управление погодой - в мире людей на одну букву это заурядные способности. Но мутанты не делятся на хороших и плохих, ибо у них есть общий враг - обычные люди. Только одни хотят жить в мире, а другие видят себя новой ступенью эволюции, и не видят причин и путей мирного сосуществования.
Как неандертальцы и кроманьонцы. Кстати, эта тема, причем именно эта, затронута в фильме.

Чарльз Ксавье только-только закончил обучение и сдал кандидатскую... или что-то в этом духе. Увы, я не особо сведущ в учёных делах. Он официально профессор, но пока без студентов. У него есть сестра, за личиной которой прячется в будущем всемирно-известная Мистик. Еще маленькой девочкой она пробралась в дом Чарльза, они подружились, и им перестало быть так одиноко. Они оба - мутанты.
В это же время Эрик Ленкшир, бывший когда-то заключенным концлагеря, ищет своего создателя. Фашистский доктор убил его мать, чтоб мальчик повторил свой трюк с погнутыми воротами, и воспитал настоящее чудовище. И как чудовище Франкенштейна, он ищет по всему миру фашистов, которые знают где его "отец", чтоб сжать его в крепких объятых смерти.
Агенты ЦРУ разыскивают некоего человека, который, судя по оперативной информации, подталкивает видных военных чиновников СССР и США к мировой ядерной войне. И он не просто злой гений апокалипсиса, он тот самый фашистский доктор, окруженный свитой из мутантов, обладающих способностями разной степени полезности.
И у него есть секрет.

Ксавье вербуют... ну. Он самовербуется, если быть точным, и принимает участие в операции по захвату фашиста в исполнении, кстати, Кевина Бэкона, но операция завершается провалом, побегом злодея на подлодке... и знакомством Ксавье и Ленкшира.

Осознав, как опасна их цель, Чарльз и Эрик решают собрать отряд "одаренных" людей, мутантов, чтобы противостоять злодею. Не у всех полезные способности, но отобранные парни и девушки отнюдь не бесполезны. Просто они еще слишком молоды, и не понимают опасности их миссии, пока эта опасность не приходит к ним сама.

Оригинальная трилогия "Люди Х" славится как первое переложение комиксов с попыткой сделать комиксную составляющую более реалистичной. Яркие костюмы ушли в угоду брутальной черной коже. Стремительное повествование заторможено для раскрытия характеров персонажей, чтобы показать их желания, стремления, цели и предпочтительные пути их достижения. Наголову выше всех, разумеется, Ксавье и Ленкшир. Они как две части одного целого. Объединить бы их - мировой мужик получился бы.
Но один видит будущее лишь в мире, второй хочет править, ибо он знает, ЧТО сделают люди с теми, кто на них не похож. Он это уже пережил, и повторять историю не желает. Да, его пути радикальны и не все их примут, но нет тех, кто не считает, что он все же прав. Если не во всем, то в чем-то определенно да. Ксавье - оптимист, который даже летящей в него пуле будет улыбаться, и надеяться, что все обойдется.
Но пулю остановить он не может. А Магнето - может. Но он ее еще и направит обратно.

Приквел, рассказывающий о Росомахе, был откровенно скучным. Самый колоритный и популярный персонаж вселенной оказался героем сопливого боевичка, и от его суровости и кровожадности не осталось и следа. Да, его характер за два часа стал еще более прописанным, но мы не жаловались на это в первом фильме. Нас он устраивал именно таким. Благодаря недосказанности, его крутой нрав покорял.
Профессор и Магнето другие.
Они предстали как менторы, как генералы, почти боги. Их мудрость и сила были непререкаемы, неоспоримы, невероятны. И история их дружбы и становления теми, кем они предстали в оригинальном "Люди Х" действительно были интересны.
Оказывается, Ксавье был бабник тот еще. Логично, ибо будучи телепатом, легко прочитать мысли или внушить приязнь к самому себе. Снимать девочек несложно.
Ленкшир стал чудовищем, но его сила зависела от злобы, он не мог полностью управлять своей силой, а она велика. Ее больше чем у Ксавье, ибо у него есть цель ее развивать. Чтобы отомстить.

Прочие мутанты слабоваты, интерес вызывают они разве что как "будущий Найткраулер", "будущий Циклоп". Не они точно, но генетическая наследственность прослеживается, и не только во внешнем виде и способностях, но и кое в чьих фамилиях.

Главные герои, Ксавье и Эрик хороши. Один еще легкомысленный, но увидев в каком мире он на самом деле живет, и что в нем происходит... как тут не поумнеть. Второй жестокий и злой, и он не видит, что идеология фашизма проникла в его гены. Чарльз, сам того не видя, сделал за злодея последний ход, нарисовал финальный штрих. Он научил Магнето делать то, что сделало их него Магнето. Ксавье не предвидел этого, да и не мог. Он еще молод, слаб, и глуп. Ему многому предстоит научиться, вместе с его студентами.

Раздражает разве что клюква. Действие происходит в 60е. Показывают Красную площадь - пишут "Москва, РОССИЯ". Откуда-то в военном штабе взялись гербы в виде двуглавых орлов. У первого секретаря Хрущева то ли три, то ли четыре звезды героя - перепутали с Брежневым.
А вот со злодеем перегнули. Он откровенно уродливый, а в шлеме так вообще становится похожим на свинью.
Но его способности определенно крутые.
А как его убивают - это просто шедеврально!

К тому же "Х - Первый класс" опять же откровенно плюет на оригинальные фильмы.
Хэнк МакКой сразу становится синим и волосатым, хотя в первом фильме по телевизору выступает он же, но еще человек. Росомаха (лучшее камео из тех, что я видел, даже лучше чем в конце "Невероятный Халк") уже причесан как в первом фильме, будто "Начало: Росомаха" и не было. Касаемо шлема Магнето промолчим, быть может с ростом сил Ксавье и каска потребовалась другая, но эта просто один в один из комикса, даже эта дурацкая загогулина на лбу. Мойра - агент ЦРУ, а не доктор.

А молодняк как был, так и остался безликим. Да, они - фон, не главные, но как-то на них слишком уж наплевали. Они представлены как "смешные приятели", и де-факто нужны как "клиффхэнгеры" - отсылки к будущим персонажам. Но все же обидно.

В общем и целом фильм удался. Ждем вторую часть. Я уже проголосовал рублем за продолжение, надеюсь, вы со мной солидарны. Если нет - что ж, люди, как и мутанты, разные.

Четыре.


Рецензии