Собор Парижской Богоматери
Западный фасад, завершенный в середине XIII века, выделяет сдержанная сила. Благородство его пропорций, которым не вредит даже грузность, и оригинальность отделки делают его одним из великолепнейших во всем мире созданий ранней готики. Ярусы фасада тесно связаны между собой, благодаря чему архитектурная тема обретает внутреннюю сложность и логику развития. Внизу три портала, углубленные в массу стены, подчеркивают мощь основания. Над порталами тянется пояс ниш со статуями – так называемая «галерея королей». В среднем ярусе окна и арки почти уничтожают стену. Ажурная аркада оттеняет величественную и горделивую строгость башен. Все проемы – порталы, окна, арочки галерей – представляют собой вариации стрельчатых арок. Лишь одно окно имеет иную форму – это помещенная в фокусе всей композиции круглая роза с каменным переплетом. Над вторым ярусом уже на последнем этапе строительства была поставлена высокая аркада на тонких колонках. Эта аркада, хотя она и резко меняет характер фасада, служит прекрасным переходом от тяжелых масс нижних ярусов к вертикале башен. Массивное тело башен, срезанное по углам, прорезано высокими парными окнами. Этот прием, а также обильное применение крабов (декоративных деталей в виде стилизованных листьев) на ребрах облегчает массу башен и делает их, хотя и далеко на ажурными, как в поздней готике, но динамично выразительными, с ясным устремлением вверх. Вместе с тем каждый из ярусов, взятый в отдельности, растянут по горизонтали, и это сохраняет в архитектуре фасада спокойную силу и устойчивость.
Южный фасад (http://proza.ru/2011/06/07/1322)
Средневековье http://proza.ru/2023/01/17/232
Свидетельство о публикации №211060701313