Готическая архитектура
Новое слово в искусстве западного средневековья было сказано в середине XII в. Раньше всего изменения затронули архитектурный стиль французских соборов, в связи с чем, современники окрестили новшество «французской манерой», а потомки стали именовать его готикой. Смене архитектурных стилей, как и прежде, предшествовало введение новых строительных приемов. Если романские строители в значительной мере обеспечивали прочность конструкции за счет инертной тяжести больших масс камня, то для готических зодчих характерно стремление выделить основной несущий каркас и, добившись его устойчивости, до предела облегчить остальные части сооружения. Для достижения этой цели разрабатывается новая конструкция свода. На смену доминировавшей раньше полуциркулярной арке приходит стрельчатая, облегчавшая распор свода. Образующие свод арки, сходящиеся в пучки на опорных столбах, получили название нервюр. Эти нервюры и образуют каркас готического здания.
Стена в готике перестает быть несущей частью сооружения, превращается в легкое и прозрачное каменное кружево. Это открыло возможности для создания значительных проемов, облегчало архитектуру и дало ей возможность стремительно расти вверх. Готический храм не существует, не покоится, как романский, он рождается, развивается, становится на глазах у зрителя. Четкость и материальность отдельных романских архитектурных форм претворяются в готике в вибрацию легких, порой ажурных узоров. В готическом соборе трудно отделить несомые части от подпор. И то и другое сливается в одном стремительном порыве. Динамика пронизывает и внутреннее его пространство, которое обретает ликующую одухотворенность, стремится к единству. Особая роль в этом принадлежит свету. Огромные окна уничтожили в готике стену, ее заменила светящаяся преграда – витраж. Пронизанный солнечными лучами, он в наибольшей степени воплощал представление средневековья об одухотворенности материи.
В плане готический собор удерживал основной строй романской базилики. Внешний облик французского храма определялся в первую очередь западным фасадом, роль его была несравнимо большей, чем в романике. Фасад обычно имел по сторонам две мощные башни. Главное место в первом его ярусе занимали скульптурно обработанные, глубокие перспективные порталы. Среднюю секцию верхнего яруса целиком занимало окно-роза, по бокам которого располагались высокие стрельчатые окна. Особо следует отметить, что во второй половине XII в. изменилось отношение к несущим контрфорсам. Скрываемые ранее они теперь остаются открытыми и превращаются в заметный элемент нового архитектурного стиля.
В XIII в. готика получила всеевропейский резонанс. «Французская манера» переступила Ла-Манш и Рейн. В XIV веке она уже полностью господствовала в католической Европе (исключение составляет одна Италия; готический стиль в своем чистом виде привился здесь только на севере, в Ломбардии, где была возведена одна из самых крупных готических построек Европы – Миланский кафедральный собор). XIII и XIV века могут быть названы эпохой готических соборов. Само их строительство – это примечательная страница из художественной жизни прошлого. Едва ли когда-либо до или после воздвигались храмы такой головокружительной высоты. Строительство их требовало больших средств и долгих сроков. Собрав первоначальную сумму, городские власти приступали к закладке и возводили зачастую только один хор, чтобы начать в нем службу. Проходили годы и десятилетия, прежде чем предприимчивые люди добывали средства для продолжения строительства. Многие храмы веками стояли неоконченными. Так Миланский и Кельнский соборы приобрели свой окончательный вид только в XIX веке. То обстоятельство, что жители средневековых городов, принимаясь за сооружение храмов, не смущались при мысли, что ни им, ни их ближайшим потомкам не дожить до окончания постройки, свидетельствует о воодушевлявших их религиозном рвении и бескорыстии.
Итог первому этапу развития французской готики подвел собор Парижской Богоматери. Строительство его началось в 1163 г, а завершилось только в середине XIV в. Массивные столбы и тяжелые стены красноречиво свидетельствуют о том, что собор был задуман еще в романском стиле.
Точно так же переходный характер носит архитектура собора Шартрской Богоматери. Западный фасад его был закончен в 1170 г., и он как бы сдавлен между двумя сохранившимися от старой церкви романскими по своему типу башнями. Ранняя северная башня (1134-1150) имеет основание полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер завершили в начале XVI в.). Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала. Окно-роза возникло позже. Южная башня (1145-1165) ближе к основным идеям готики: вертикали контрфорсов подхвачены мощным взлетом восьмигранного шатра. В 1194 г. собор сильно пострадал после пожара, после чего началась его перестройка в духе зрелой готики. К 1225 г. работы были в основном завершены. Таким образом, в здании Шартрского собора встречаются истоки готики и начало ее кульминационной фазы. Западный фасад собора вообще явился отправным пунктом формирования готического стиля.
Шартрский собор славится ансамблем своих витражей. Общую сиреневато-розовую тональность освещения храма пронизывают в солнечный день сполохи красных стекол, в пасмурную погоду доминирует нематериальное голубое мерцание.
Явные черты смены архитектурных эпох видны в одном из самых известных храмов Англии Линкольнском соборе. Романское в своей основе здание было перестроено позже в готическом стиле.
Шедевром зрелой готики стал «благороднейший из всех соборов Франции» Реймский собор, служивший для средневековых мастеров подлинной «академией искусств». Строительство его началось в 1211 г. и продолжалось до 1481 г. За это время успели сменить друг друга несколько поколений зодчих. Тем не менее, не смотря на длительный срок работ, собор сохранил единство замысла - многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую «каменную симфонию». От всех предшествующих соборов Реймский отличается большей стройностью пропорций, легкостью, а также богатством декоративных элементов, при полном сохранении ясности композиционной структуры. Он так же поражает своей грандиозностью. Башни, в отличие от Парижского собора, образуют одно целое с массивом фасада.
Подлинной жемчужиной готической архитектуры стала капелла Сент Шапель в Париже, возведенная в 1240-1248 гг. зодчим Пьером де Монтрёйлем. Своим видом она напоминает драгоценный ларец, в котором место вставок цветной эмали занимают витражи, почти совершенно вытеснившие стены. Огромные окна, доходящие до основания сводов, оставляют внизу лишь небольшую полосу стены. Западный фасад Сент Шапель во всю ширину прорезан розой.
Цокольный этаж капеллы, низкий, трехнефный, с нависающими сводами, узкими боковыми проходами и множеством колонн, предназначенный для королевской челяди, выступает полным контрастом к высокому, просторному верхнему залу, словно сотканному из мерцания мозаик, пурпурного цвета витражей и бликов позолоты. Пространство между опорами свода на две трети всей высоты капеллы заполняют двухчастные окна, соединенные попарно шестилепестковыми розами. Зритель, переступив порог верхней капеллы, бывает ошеломлен первым впечатлением даже в том случае, если он знаком с готическими храмами. Его поражает внутреннее пространство, гармонично замкнутое широкими арками. Полупрозрачные стекла с их глубоким, темным сиянием напоминают мозаику из драгоценных камней. Общий тон их пурпурно-алый, торжественно-царственный, однако то здесь, то там вспыхивают золотые нити, гроздья жемчуга, нежные фиалковые пятна. Постоянно пульсирующая живая игра тонов то затухает, то звучит все ярче и ярче в зависимости от света, ударяющего извне.
Почти одновременно с Реймсом началось строительство собора в Амьене, в котором наиболее полно и ясно выразился расцвет французской готической архитектуры. Это самый большой и высокий готический собор во Франции, и он принадлежит к числу самых благородных памятников мировой архитектуры.
Амьенский собор послужил вдохновляющим примером для жителей Кельна. Строительство здешнего храма началось в 1248 г. Хор его был закончен только в 1322 г. В 1380 г. стали возводить западный фасад, но затем строительство еще более замедлилось, а в XVI в. прекратилось вовсе. Собор оставался недостроенным до XIX века, когда по обнаруженному старому проекту были возведены башни фасада (строительство завершилось в октябре 1880 г., спустя шестьсот тридцать два года после начала). Собор поражает своим величием, монументальностью и в то же время легкостью и изяществом. Длина его составляет 140 м, ширина – 83 м, а башни западного фасада поднимаются на высоту 175 м. Все его детали, вся конструкция подчинены стремлению ввысь.
Из других средневековых германских городов своими соборами славились Страсбург и Фрейбург. Собор в Страсбурге начал строиться в конце XII века. Отличительной чертой его западного фасада является узор свободно стоящей каменной решетки.
В Англии выдающимся памятником поздней готики стала главная церковь Вестминстерского аббатства в Лондоне – место коронации и погребения английских королей. Работы по ее перестройке начались в 1245 г. и продолжались более двухсот лет.
На территории Италии единственным крупным памятником готической архитектуры стал Миланский собор. Строительство его было начато в 1386 г., продолжалось в XV в. и было завершено только в 1906 г. Это одна из самых больших церквей в Европе (вмещает 40 тыс. чел.).
Средневековье http://proza.ru/2023/01/17/232
Свидетельство о публикации №211060701410