Истории бессонных ночей. отрывок

Первая ночь на новом месте всегда была для меня немного проблемной, хотя, в общем-то, настоящей бессонницей я не страдал никогда. Нет, бывали, конечно, в жизни моменты, когда сон уходил на время, но это были короткие эпизоды, связанные с конкретными переживаниями. У кого их не было? У того только, кто вообще не жил! Жизнь без переживаний, все равно что суп без соли и перца. И хоть утверждение это банально, но лучше, как ни старайся, не скажешь. А опыт жизненный научил меня, что лучшая борьба с бессонницей не таблетки разные, хотя и они помогают, без сомнения. Но если отдашься им на милость и будешь пассивно ожидать наступления блаженного сна, то ты его получишь, конечно. Правда будет тот сон не целебным и легким, а тяжелым, как камень могильный. И не отдых он тебе принесет, а боль головную и депрессию, зародыш следующей бессонной ночи. Нет, нельзя ни в коем случае, пускать все на самотек, лучше подумать о чем-то, покопаться в мыслях собственных и памяти, как иные в фонотеке своей копаются. Это, кстати, тоже метод, между прочим. Не хуже моего. Но я все-таки больше подумать люблю, пофантазировать. Пуститься в плавание по океану собственных ассоциаций. Или, на худой конец, пользуясь временем свободным, порядок в воспоминаниях своих навести. Этакий субботничек в голове. Каким образом это делать, у меня давно уже отработано. Сначала выбираешь тему, ну, то есть, в какой части воспоминаний разбираться будешь. Тут тонкое дело, и ошибиться нельзя, если не хочешь обратного эффекта добиться! Все от ситуации зависит, к чему у тебя сегодня душа лежит: влюбленности там бывшие, друзья или наоборот – враги, а то и увлечения свои детские, хобби разные. Это интересно бывает вспоминать... Вот, нашел я, кажется, тему сегодняшнюю. А там уж, куда ассоциации свободные вывезут! Все равно ведь не спится!
В моей жизни увлечений много было. Я имею в виду страсть к занятию чем-либо. В детстве, например, я любил вырезать из бумаги. Сам процесс вырезания, освобождение чего-то из плена страницы журнала или книги, приносил малопонятное мне самому наслаждение. Сейчас я думаю, что это был зародыш материнского, в данном случае отцовского, инстинкта. Я не оставил неповрежденным ни один "Огонек", ни одну газету, а когда замахнулся на вышитые на любимой маминой скатерти розы, ножницы были не только отобраны, но и спрятаны в совершенно недоступные для меня места. Я не говорю уже о серьезном наказании. Приговор был исполнен. Долг отдан. Я стал чист перед обществом. Ножницы, со временем, так ли, иначе ли опять стали появляться в комнате, а увлечение прошло и сменилось на другое. Подсознательная природа нового увлечения была, по-видимому, та же самая, но вреда окружающим предметам наносилось несравненно меньше. Во всяком случае, вред был поправимым, хотя и добавлял забот моей матери. Я начал рисовать и клеить из бумаги игрушки...
Я рассказываю об этом не для того, чтобы создать хроники моих многочисленных хобби. Ни в коем случае! Это было бы слишком пространно и не слишком занимательно. Я изложил просто, с чего начинались мои увлечения. Более ранних, если они и были, я просто не помню.
Как у каждого в жизни, я думаю, увлечения приходили и уходили. Одни были краткими, совсем коротенькими, как например собирание спичечных этикеток, занявшее недели две, а потом канувшее в Лету. Примерно то же произошло и с марками. Другие были чуть длиннее, хотя и их потом постигла та же участь. Рыбками я, например, занимался года полтора-два. Потом высохший и совершенно целый аквариум, с разноцветными пыльными камнями на дне долгие годы валялся на чердаке. Короткой зарницей мелькнуло увлечение радиотехникой. Но в этом деле я оказался так безнадежно бездарен, что никаких следов это хобби во мне не оставило.
Но были увлечения, которые, возникнув в определенном возрасте, не покинули меня уже никогда, меняя, может быть, с годами лишь форму и акценты. Одним из таких увлечений, я не утверждаю, что единственным, стало чтение. Оно сопровождает меня всю сознательную жизнь, примерно с десятилетнего возраста. Менялись только пристрастия к жанрам. В детстве это были, естественно, сказки. Позже их сменила фантастика, и она осталась со мной по сей день. В определенном возрасте я отдал дань приключениям, затем была стадия любовных романов, особенно с эротическим компонентом. Впрочем, был этап, когда эротизм находился для меня всюду, даже в детских книгах. Но это мелочи. Издержки взросления!
В студенческие времена я увлекся философскими книгами, потом увлечение ими не угасло совсем, а трансформировалось в интерес к фантастике с философским уклоном, мистике и временным парадоксам. Причем последние я выделяю в отдельную категорию не случайно. Интерес именно к этой теме не угасал у меня никогда, начиная с "Машины времени" Уэллса.
С возрастом я менялся, менялись мои обстоятельства, даже страна, в которой я родился, изменилась, потом я умудрился и эту страну сменить на другую, но парадоксы перемещений во времени все так же интересуют меня. И если самые первые наивные увлечения моей жизни основывались на пробуждающихся чувственности и родительском инстинкте, то эти уже – на возрастной ностальгии, предвестнике старости и неизбежного для всех, к сожалению, исхода этой самой старости. Может быть!
И пусть люди, более-менее серьезно знакомые с физикой, или просто здравомыслящие люди, именно ЗДРАВО мыслящие, а не зануды, считают, что перемещение во времени невозможно. И должен вам сказать, что я сам в глубине души так считаю, но иногда хочется отбросить свое "рацио" и пофантазировать всласть в бессонную ночь, а их постепенно становится все больше, о том, как, вернувшись назад, ты можешь изменить что-то в своей жизни, жизни близких или всего человечества. Причем бывают ночи, когда думаешь преимущественно о перемене собственной жизни, об отмене тех ошибок, больших и маленьких, которые успел наделать. И кажется вначале, что если бы в таком-то году я принял бы такое-то решение, а не то, что принял на самом деле, то было бы все иначе. Начинаешь мысленно развивать тот сюжет. И все там получается хорошо, и финал счастливый, пока, в конце концов, не понимаешь, что главное действующее лицо той истории вовсе не я, а кто-то совсем другой. Лучше он, или хуже – не важно! Важно, что другой он человек, а я сам никогда бы так жить не стал. Да и поступить иначе в тот раз не мог, потому что..., потому что это был МОЙ поступок, органичный мне и свойственный только мне. А если бы все-таки тогда, двадцать пять лет назад, я принял бы предложение того профессора-нейрохирурга о клинической ординатуре в его клинике и прошел бы такой-то и такой-то путь, хоть это и не свойственно мне, то сейчас, в этом году, я был бы, несомненно, совсем в другом месте. Не будем гадать, ибо это никому неведомо, был бы я счастливее или несчастнее, но совершенно понятно, что превратился бы я в совершенно иного человека. Причем настолько, что можно сказать, меня нынешнего просто не существовало бы в природе. Я сегодняшний умер бы тогда, приняв то историческое решение. Как умер тот, кем я мог бы стать. Это была бы совсем другая реальность – то самое пресловутое параллельное пространство, излюбленная тема современных фантастов. Никто не знает, что это такое и с чем его едят, но обыгрывать подобные сюжеты стало модным. А что? Может быть, оно действительно так: где-то оно существует, это параллельное пространство. И в нем живет своей жизнью другой вариант меня. Тот, который в какой-то узловой момент моей жизни принял иное решение. И он, возможно, более счастливый, более удачливый и богатый, а не исключено и более здоровый. Хотелось бы на него посмотреть. Чушь это, конечно, но посмотреть хотелось бы!
А бывают ночи, когда душу начинают тревожить мировые проблемы: счастье, например, человечества, прогресс и все то, что могло бы изменить тот кровавый и извилистый путь которым шагает наша история. Хочется выправить его, превратить в широкую и ровную дорогу, обсаженную по обочинам если не розами, то хотя бы медоносными травами. Но и тут, увы, получается не лучше чем с моей собственной безалаберной жизнью. Хотелось бы написать "не намного лучше", но нет. Хуже! Намного хуже! Все эти сценарии фантастические о том, как неведомым путем попав в 1932 год, герой убивает там Гитлера и в результате Вторая мировая война полностью вычеркивается из истории – чушь, чушь и чушь! Состоялась бы она! Началась бы в любом случае! Потому что Гитлер был в ней такой же пешкой, как и рядовой Н-ского полка, никому не ведомый Василий Васильевич Голопопин, сложивший свою бедную головушку в каком-то безымянном болоте белорусской глуши. Да пусть земля ему будет пухом!
Да, братцы! Здесь получалось все гораздо хуже, длиннее, а главное, если уж доводить дело до конца, то попытка предотвратить всего лишь одну эту войну, хоть и мировую, приходилось доходить до таких изменений в истории, что результаты их становились совсем уж фантастическими.
Сами посудите. Чтобы избежать появления фашизма в Германии и начала Второй мировой войны, нужно было в первую очередь, ни много ни мало, изменить результаты Первой мировой войны, а еще лучше вообще не допустить ее начала. Для этого всего лишь необходимо было пересмотреть всю колониальную политику крупных держав в девятнадцатом столетии, для чего совершенно переписать наполеоновские войны заново, что требовало радикального изменения истории Франции не только восемнадцатого, но и более ранних столетий, а также пути развития средневековой Германии. А страны эти не существовали в вакууме, они были неразрывно связаны с остальными постримскими государствами. Значит, мы добрались до Древнего Рима, история и культура которого строилась на основе культуры Древней Греции, которая, между прочим, тоже не существовала в одиночестве и была окружена не менее значимыми тогда царствами.
Кое-кому кажется, что история современной цивилизации начиналась примерно с Древней Греции. Но это по незнанию! Я тоже не великий знаток, но кое-что читал и имею представление, что догреческая история была не менее насыщена событиями и сдобрена кровью, чем нынешняя политика. И когда под утро, продолжая копать все глубже и глубже, я доходил до совсем уж пещерных времен, и мое усталое, измученное бессонницей сознание приходило к совершенно безумному выводу, что для того чтобы избежать появления фашизма, нужно стереть и переписать не историю человечества, а само человечество. Причем не сейчас (Боже, упаси!), не в наше время, а тогда еще, в его колыбели!
Затуманенный подступающим предутренним сном и снотворными, принятыми несколько часов назад, мозг, начинает грезить уже о мифическом специалисте по генной инженерии с полевой лабораторией, перенесенный фантастической машиной времени в совсем уж палеонтологические времена. И там этот кретин, используя суперсовременные технологии, пускает эволюцию и прогресс разума совсем по другому пути. Для своих опытов выбирает..., ну, скажем, пауков, на основании того лишь, что их передние лапы способны хватать и удерживать. Это, по мнению основоположников марксизма-ленинизма, было главным условием превращения обезьяны в человека.
И сделав свое грязное дело, специалист (вот идиот!) возвращается в наш, ну скажем, две тысячи такой-то год от рождества Христова. Специалист этот в моих фантазиях – конечно же, я, собственной персоной! Иначе, спрашивается, какой мне интерес городить весь этот огород? Как может быть иначе в полусонном бреду. А вот увиденное там, превосходит уже обычный бред бессонницы и приближается к разряду шизофренического бреда!
Не буду излагать все приключения в мире цивилизации пауков, опущу историю моей поимки юными натуралистами в качестве экземпляра неизвестного науке вида низших животных, а также трудностей легализации моей разумности. Может быть, когда-нибудь, если жизнь предоставит мне такую возможность, я напишу отдельную книгу, которую назову емко и коротко: "Приключения специалиста по генной инженерии в мире пауков, им же созданном".

                *    *    *


Рецензии