Бедный русский язык! Заметки по поводу

Президент Д.Медведев утвердил новый праздник День русского языка.

В связи с этим я получил из города Волжского отчаянное письмо от моей доброй знакомой Ирины С.: «А вообще грустная статистика. Моя дочь закончила 6-ой класс с одной тройкой по русскому языку, хотя переводной экзамен сдала на 4/4. Но ей простительно она первых три года начальной школы проучилась в казахской школе на казахском языке. И за 4-ый класс мы по сути прошли весь начальный курс русской школы. Но из 30 учеников в её классе 10 человек, а значит 1/3 класса никакие ученики, т.е. имеют твёрдую не тройку, а "двойку" по русскому языку. Это жуть. И в чём причина, не понятно...»

Я ей ответил примерно так:
Перефразируя А.С.Грибоедова, можно спросить, а учителя, кто?

Мне повезло: был очень хороший преподаватель в Оренбургской школе № 22 Екатерина Владимировна. Только один момент: она учеников называла по имени-отчеству и на "вы". Разве это не характеризует её!  Мы испытали, как сейчас говорят, шок, когда Екатерина Владимировна перешла в другую школу, а из уст нового преподавателя мы услышали вульгарное «ты» и фамилии.

На факультете журналистики Уральского университета русский язык преподавала баба Ага, которая высшее образование получила ещё в царское время, лично была знакома с Есениным и Маяковским. Она учила нас языку два года (заметь, 2 года в вузе был курс русского языка, а на факультетах точных наук он был обязательным предметом, как и История КПСС). Она заставила нас осознать себя русскими, у которых в генах заложено знание родного языка. Где-то на первой лекции она задала такой вопрос, как будет родительный падеж слова «кубарда», мы хором ответили «кубарды». А она иронично спросила, откуда вы знаете, ведь слова «кубарда» в русском языке не существует вообще.

Она нам внушала, что очень важно познавать искусство «живьём». Заставляла ходить в театр, на выставки, на ансамбли (живьём слушал молодую Пьеху), читать книги. Свердловск (ныне Екатеринбург)уже в то время был крупным культурным центром.

Однажды мы хотели слетать в Пермь на открытие выставки деревянной скульптуры, пошли к ней отпрашиваться, она не раздумывая отпустила нас с лекции, узнав причину. Я до сих пор благодарен Агнии Ивановне за то, что я пишу практически без ошибок.

 А что сейчас: катастрофически сокращается время, отведённое на русский язык, даже в филологических вузах. О каком русском языке может идти речь, если русская литература исключена из списка обязательных предметов на ЕГЭ. Дети узнают язык на улице, где торжествует феня. Впрочем, она торжествует уже во многих семьях. И, к величайшей беде, вползает в  школу. С экранов телевидения льётся эрзац язык, мат уже не микшируется стыдливым гудком. А интернетовский язык и того хуже. К русскому он имеет крайне относительное отношение.

О чём говорить, если Министр образования побоялся пройти тест на знание русского языка?! Что мы можем требовать с «учителки», которая благодаря Фурсенко и его министерству получила ущербное филологическое образование?! У меня был случай, когда ко мне подошла соседка третьекурсница филологического факультета пединститута и спросила, как писать докладную. Я ей продиктовал, она по ходу спрашивала, как писать то или иное слово.

А насколько ущербнее образование получают ученики! И даже не в «учителках» дело! Я посмотрел учебники своего третьеклассника внука, утверждённые Министерством образования России. Меня просто потрясло от примитивности и беспомощности содержания. С внутреннем злорадством отметил, что в математике теперь нет Маш и Миш, а есть Джоны и Сарры. Какие тут гены родного языка!

Я не сентиментальный человек, но у меня на глаза навёртываются слёзы, когда я вспоминаю тургеневские строки о великом могучем русском языке.


Рецензии
Привет, Андрюш! Как ты прав! Может быть, после такого факта - ЕГ по русскому языку не сдали 4% всех учащихся России! в этом году - сердце обольётся кровью и у президента, и у министра просвещения? Увы, школа не даёт знаний... Нормальных, требуемых знаний. Надежда только на репетиторов. А моего внука, отметив его грамотность, с руками и ногами взяли в пятый класс 5-ой гимназии, но всё равно запросили вступительный взнос - 25 тысяч рублей. Боюсь в гимназии этой не столько грамотных, сколько обеспеченных детей много. Да и вообще, коммерциализация аккупировала всё, даже духовные сферы. Возьми ту же церковь... "Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги без конца. А без денег жизнь плохая, не годится никуда!" Ну а "живьём" смотреть Пьеху - это что-то! Что не заходишь?

Валентина Абакумова   10.06.2011 09:43     Заявить о нарушении
Захожу как видишь. Как дела? Как там Татьяна? Жду новые байки

Андрей Альтов   14.06.2011 12:11   Заявить о нарушении
Мне понравилось в "Ответах" кто-то сказал, что скоро, как обязательное страхование будет освящение купленного автомобиля, квартиры, ноутбука и т.д.
А с выхом в интернет у меня проблема, в квартире очень долго загружается, очевидно, стены экранируют. Выходишь на балкон (в данный момент), как сразу начинает работать как сверхскоостной. Но прошедшие дни были дождливые, поэтому такая пассивность.

Андрей Альтов   14.06.2011 12:19   Заявить о нарушении
Ты уже понял, что здесь переписываться удобнее? В смысле, проще. Без картинок, рекламы инфа чаще ножки переставляет. А Таня ещё не приезжала в Ташлу. И ей говорить, что байки продолжают появляться, лучше не надо. Они её почему-то раздражают. О-х-х-х!

Валентина Абакумова   14.06.2011 18:12   Заявить о нарушении
Понятно, почему, она стесняется, что о ней может прочитать любой.
Хоть пока я лес на город променял, но вырваться всё-таки мечтаю. Если Саше нужна какая-то конкретная помощь по строительству или хозяйству, пусть захватывает меня. На пару дней я смогу вырваться.

Андрей Альтов   15.06.2011 10:37   Заявить о нарушении
Он теперь всякий раз Назара 8-месячного возить будет. А ты знаешь, что каждый день с автовокзала в 12.20 в Ташлу идёт газелька. А вечером - отсюда? Стоит 200 руб.

Валентина Абакумова   15.06.2011 10:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.