Ирина Александровна Гилинская

В октябре ударили в Сибири страшные морозы...



На окраине города Тараза в 2002 году,  в санатории,  собрались немцы преклонного возраста. Когда началась война, то всех немцев, проживающих испокон веков в России,  Сталин отправил в, так называемые, трудовые лагеря. На лесоповал, на верную смерть. Недоверчив был к своим немцам русский диктатор грузинского происхождения…

Собрались в Таразе выжившие, чтобы на склоне лет рассказать о тех ужасах, которые пришлось им, ни в чём неповинным, перенести и вынести…

Был Вечер памяти, организованный Ириной Гилинской. Молодой, но очень хорошо знающей историю немцев России.
Оказалось не у всех получалось спокойно рассказать о трагедиях, которые происходили на их глазах.  Многие, пытаясь рассказать, плакали. И рассказ на этом  заканчивался…

Вайс Адам Адамович, cело Мамыш-улы, Джувалинский район Джамбульской области.
В свои восемьдесят девять, мужественно собрался с силами и рассказал о лагерной жизни на лесоповале.

…в октябре ударили в Сибири страшные морозы. Кормили нас очень плохо. Пайка хлеба на сутки – сорок граммов. И это при непосильном труде на лесоповале пилой и топором.
Один из наших, по болезни, не смог подняться от костра и продолжить работу. Когда через четыре часа мы вернулись вновь погреться у костра, то обнаружили  нашего товарища мертвым. Видимо по болезни  и от голода он потерял сознание,  упал грудью в костёр.  Верхняя часть его полностью выгорела.
Бригадир скрыл его смерть от лагерного начальства и мы около месяца делили его пайку между собой. Может быть благодаря этому я и выжил…

Герта Гертер, город Тараз (бывший Джамбул). Была насильно эвакуирована из-под Житомира в Джамбул.
 Рассказывает:
…жили мы на реке Случ, на границе с Польшей.
 19 марта каждый год прилетали аисты. Муж с женой и дети.
Прилетали на своё гнездо, где они родились, вместе со своими родителями.

Мы их ждали. Готовили галушки. Накладывали галушки в деревянные корытца и ставили перед ними. Угощали их. Разговаривали с ними, как с людьми! Родители-аисты уступали гнездо детям, а сами строили из веточек новое. Рядом. Мы им для этого приносили охапки хвороста.

Дома у нас было пианино. С детства  я играла на нём и пела старинные немецкие песни…

Герта Гертер…
В свои восемьдесят, вечерами она пела нам их. Очень музыкально и талантливо!
Да ещё при этом сама себе аккомпанировала на фортепиано.

Ирина Гилинская очень живо организовывала по вечерам игры, связанные с народными немецкими обычаями, старинные немецкие песни и танцы. Старики забывали про свои годы и веселились словно дети. Ирина  создавала обстановку непринуждённого общения повсюду.
И в путешествиях по историческим местам, и в санатории. А какой прекрасный по произношению у неё немецкий!
 
Но вот пришла пора разъезжаться нам по домам. В Алма-ату, Тараз, Самарканд, Ташкент…
Но! Остались живые воспоминания о трёхнедельном общении с добрыми  людьми, которые благодаря Ирине Гилинской раскрыли скрытые у них таланты! И помолодели на триста лет! 


Рецензии