Первый пост

Часто не воцерковленный, а зачастую и не воцерковленный  человек не имеет истинного представления о посте. Если бы дело было только в представлении, а ведь никто из незнающих даже и не хочет задуматься о назначении поста как такового. Многие этого и не скрывают: «Ну пост и пост, мне-то какое до него дело?».
Еще в первые века христианский философ и богослов Тертуллиан утверждал, что душа по своей природе христианка. Напрашивается логический вывод: чем бы человек не приглушал порывы души к Богу - все тщетно, она все равно найдет путь. И вот из-за житейских забот, составляющих непроходимые заграждения на пути к Богу, душе ничего не остается, как пробираться узким и тернистым путем. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). И это не потому, что мы такие хорошие и Бог нас не любит, а потому, и только потому, что мы сами себе не оставляем другого выбора! Господь ради любви к нам добровольно предал Себя на распятие. Одним из таких путей и является пост.
Так все же, что есть пост? Пост - это не древняя диета, цель которой похудеть к концу поста так, что бы влезть в свой старый костюм. Пост - это особая религиозная практика, одной из составляющей которой является воздержание от чрезмерного вкушения известного рода пищи, называемой скоромной. Но этим не исчерпывается ни содержание, ни, тем более, смысл поста. Рано или поздно, вольно или нет, человеку приходится сталкиваться с опытом и переживаниями связанными с первым в своей жизни постом.
У человека, не имеющего духовного руководителя и наставника, при слове "пост" в голове возникают мысли о том как это можно вынести, как он не будет есть мясо или рыбу, а уж тем более смотреть телевизор. А если его первый пост был вынужденным, так это для человека целая трагедия. Приехал он в гости на целый месяц, а ему с порога: "Ты уж не обижайся, но мы постимся". Тут ясное дело, что отдельно готовить не кто не будет, мало того, еще придется молиться со всеми каждый день. А если в любом из этих случаев все же обратиться за советом и помощью к священнику, то в ста процентах случаев человек услышит: "Молись и Господь все даст тебе". Тут-то и стоит задуматься о значении этих слов и о назначении поста.
Пост и молитва - это две составляющих одного дела. Они как два крыла птицы, без одного или, если угодно, с одним крылом птица никуда не сможет полететь, да и ходить с трудом будет. Человек, по творческому Божественному замыслу, имеет как физическую, так и духовную природы. Они не изолированны друг от друга, а составляют единое целое - человека. Поэтому пост должен быть как душевный, так и телесный.
Телесный пост все представляют хорошо: нужно воздерживаться от определенной пищи и дело в шляпе. Напрашивается вопрос: "А во имя чего нужно так изнурять свое любимое, да к тому же еще и единственное тело?". С ответа на этот вопрос и происходит воцерковление человека. Из разряда принужденных человек переходит в разряд добровольцев. Телесный пост создает необходимые физические условия для упорядочения духовной. Так как телесный пост тесно связан с молитвой (духовным постом), то одно без другого просто не может существовать. Вот если нет телесного поста, то есть человек потребляет в пищу высококалорийные продукты, то какие разговоры могут идти про духовный труд, который является молитвой, когда так хочется отдохнуть? Малокалорийная пища делает чувства и восприятие человека более тонкими, предрасполагая человека к духовной работе над собой. Особенно "не опытному" в деле поста необходимо читать Священное Писание. Читая Священное Писание человек невольно задумывается о жизни Иисуса Христа, Который за время Своего общественного служения встречал непонимание, презрение и даже ненависть. Рассуждая об этом человек рано или поздно придет к выводу, что он сам не лучше этих фарисеев, которые распяли на кресте Сына Бога, в Которого они верили. Фактически люди распяли своего Бога. Как низко можно было пасть, убить того, кто их создал. Так и человек не исполняя заповеди убивает в себе Христа, пострадавшего за всех нас. Осознавая свою греховность человек начинает жалеть о сделанных когда-то им поступках. Отсюда начинается покаяние, когда человек кается в своих беззакониях.
Со временем греховное состояние человека начинает меняться, то есть человек все больше и больше начинает видеть свои грехи, старается больше их не повторять. Это приводит к тому, что человек начинает соблюдать посты сознательно, видя в них прекрасное время для очищения своей души. Таким образом пост переходит из разряда чего-то сверхъестественного в разряд важных и необходимых вещей.


Рецензии