Проза поэта Анны Андреевны Ахматовой

      За последние десятилетия всё полнее, масштабнее раскрывается чудесное поэтическое наследие Ахматовой. Она писала не только стихи, но ещё и прозу. Истинный поэт и в прозе остаётся поэтом.
      Проза поэта, как правило, предельно открыта, обнажена, драматична, образно насыщена, афористична в слове, языке.
      На более объёмной «площади» поэт продолжает разрабатывать в прозе тот же тематический пласт жизни, отстаивать и утверждать тот же идеал, те же эстетические взгляды, что и в поэзии. Талантливое произведение писателя должно выдержать проверку временем и не потерять своей ценности не только для современников, но и в восприятии последующих поколений.
      А. Ахматова прошла проверку временем, являясь поэтом для той части читателей, которые хорошо знают не только русскую, но и мировую литературу и историю. Жизнь и личность поэта привлекли внимание нескольких биографов, ее творчество и в современный период является предметом активного изучения. Тем не менее, проза, которую можно назвать публицистической, осталась малоисследованной.
      Еще Р. Якобсон в работе «Заметки о прозе поэта Пастернака» отмечал, что проза поэта - не совсем то, что проза прозаика, «это вторично приобретенный язык». Его, «даже если он отточен до блеска, - писал ученый, - никогда не спутаешь с родным. Хотя возможны случаи подлинного, абсолютного билингвизма. Читая прозу Пушкина или Махи, Лермонтова или Гейне, Пастернака или Малларме, мы не можем удержаться от некоторого изумления перед тем, с каким совершенством овладели они вторым языком; в то же время от нас не ускользает странная звучность выговора и внутренняя конфигурация этого языка»  [2, c. 239].
      Явление «прозы поэта», характерное для литературного процесса 1920-1930-х гг., отличается тем, что оно включает в себя как произведения, основанные на художественном вымысле, так и произведения автобиографические, в основе которых лежат реальные факты из жизни автора. Автобиографическая «проза поэта», как и проза художественная, обладает определенными чертами, детерминированными тем, что она именно проза, написанная поэтом, и в то же время наделенная специфическими чертами.
      Анна Андреевна Ахматова была поэтом, и ее проза, прежде всего - «проза поэта», при этом существенно, что не в смысле лиризации (те, кому Ахматова читала или давала читать фрагменты написанного, называли ее прозу суровой), но в смысле неизбывной связи ее с ахматовской поэзией. Эта взаимосвязанность - отличительная черта художественного мышления Ахматовой.
      Проза А.А. Ахматовой, прежде всего, информативна, Ахматова не изображает, а сообщает, в первую очередь - факты. Проза выделена ею в стихию, противоположную поэзии, почти по прописи мольеровского «Мещанина во дворянстве»: проза это то, что не стихи. При этом точном разграничении жанров внутри поэзии, какое было присуще Ахматовой, такое отчуждение прозы ожидаемо и естественно. «Я с самого начала все знала про стихи и никогда решительно ничего не знала о прозе...».   Это простодушное на вид признание прячет ключ к пониманию принадлежности всего ахматовского творчества новому, ею самой осуществляемому роду искусства [1, с.324].
      Проза поэта А.А. Ахматовой достойна самого пристального внимания. Ее проза не рассказы, повести или романы. Это заметки различного содержания, очерки, дневниковые записи - фрагментарные и неразвернутые, серия статей о А.С. Пушкине, размышления о поэтах-современниках, рецензии, интервью, выступления, проза о «Поэме без героя», письма. В ином фрагменте находится зерно задуманной, но неосуществленной работы, наметки мемуарного очерка, наблюдения над природой поэтического творчества. Проза Анны Ахматовой, с одной стороны, многое разъясняет в ее стихах и поэмах, с другой же - имеет самостоятельное значение и читается с таким же интересом, как поэтическое произведение. Заметим, что публицистичность прозы не всегда выявляется открыто, поэтому, прежде всего, следует выяснить содержание и границы понятия "публицистика".

1. Ахматова, A.A. Сочинения т.2 [Текст] / A.A. Ахматова: - М.: Художественная литература, 1986. - 511 с.;
2. Якобсон, Р. Заметки о прозе поэта Пастернака. Работы по поэтике [Текст] / Р.  Якобсон: - М.: Прогресс, 1987. – 324 c.


Рецензии