Корабли на Каспии - Часть Шестая. Последняя

Корабли на Каспии - Часть Шестая. Последняя.

Гидрографические, Сторожевые и Вспомогательные суда Морских сил Каспийского моря (Каспийской военной флотилии).

                Вместо предисловия - Необходимые пояснения:
В апреле 1918 года был создан военный флот Астраханского края(ВФАК).
В июне 1918 года была создана Волжкая военная флотилия(ВВФ) с базой в Нижнем Новгороде.
13 октября 1918 года на базе ВФАК была организована Астрахано-Каспийская военная флотилия(АКВФ) с базой в г. Астрахань.
31 октября 1919 года по решению РВСР АКВФ и ВВФ были объединены в Волжко-Каспийскую военную флотилию(ВКВФ) с базой в г. Астрахань.

    1 мая 1920 года суда ВКВФ вошли в Бакинскую бухту.
    2 мая 1920 года был создан Красный флот Советского Азербайджана(КФСА).
    5 июля 1920 года ВКВФ была переименована в Каспийский военный флот(КВФ).
    В середине июля 1920 года КВФ и КФСА были объединены в Морские силы Каспийского моря(МСКМ) с главной базой в г. Баку.

        27 июня 1931 года МСКМ были пробразованы в Каспийскую военную флотилию.

   
  "АЛЕСГЕРЬЕ", ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1894 - 1923

Морской товаро-пассажирский пароход, построен в 1894 г. в Швеции.
С 1919 г. в качестве транспорта и госпитального судна входило сначала в состав англо-белогвардейского, а затем мусаватского флота.
С мая 1920 г. включено в состав Красного флота Советского Азербайджана.
С июля 1920 г. в качестве транспорта входило в состав Морских сил Каспийского моря.
С июля 1921 г. переклассировано в гидрографическое судно.
В феврале 1923 г. передано Главоду.



    "АРХАНГЕЛЬСК", ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1860-1922

Бывший морской колесный товаро-пассажирский пароход "Великий князь Константин", построен в 1860 г. в Швеции.
В сентябре 1920 г. мобилизован и включен в состав Морских сил Каспийского моря.
В июне 1922 г. судно возвращено Главоду.



    "БАИЛОВ", ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1902-19..

Построен в 1902 г. в Финляндии.
02.03.1908 г. куплен Морведом и включен в состав  Каспийской Военной Флотилии. 31.07.1918 г. завхвачен в Баку "Диктатурой Центрокаспия" и английскими интервентами и вошёл в состав  мусаватского флота.
28.04.1920 отбит в Баку у белогвардейцев частями РККА и 9.5.1920 в качестве гидрографического судна зачислен в состав  Красного флота Советского Азербайджана.
05.07.1920 г. включен в состав Морских Сил Каспийского Моря.
C 01.01.1932 г. - “Створ”. Обеспечивал действия кораблей Каспийской Военной Флотилии в годы Великой Отечественной Войне.
27.10.1944 г. затонул в Баку в результате аварии.
30.10.1944 г. поднят, отремонтирован и вновь введен в строй.



    "БАКУ", ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1897 - 1924

Морской грузовой пароход построен в 1897 г. в Швеции.
В ноябре 1918 г. мобилизован и включен в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии.
Участвовал в гражданской войне 1918-1920 гг. (обеспечение боевых действий флотилии в бухте Старотеречная в ноябре 1918 г. и в Тюб-Караганском заливе весной 1919 г.).
С июля 1919 г. в составе Волжско-Каспийской военной флотилии, с июля 1920 г. - Морских сил Каспийского моря.
В декабре 1922 г. переклассирован в гидрографическое судно, в январе 1924 г. возвращен Мортрану.



    "М.АЗИЗБЕКОВ", ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1900-1925

Переименования:
"Аракс", гидрографическое судно. 1900-1920.
"М.Азизбеков", гидрографическое судно Морских сил Каспийского моря. 1920-1925.

Заложено в 1900 г. в Сормове, спущено в 1900 г., вступило в строй в 1900 г. Первоначально числился транспортом, а затем переформирован в гидрографическое судно.
31.07.1918 г. захвачено в Баку "Диктатурой Центрокаспия" и английскими ннтервентами и вошёл в состав мусаватского флота.
28.04.1920 г. отбито в Баку у белогвардейцев. и 29.05.1920 г. зачислено в состав  Красного флота Советского Азербайджана.
05.07.1920 г. включен в состав Морских Сил Каспийского Моря.
С 11.1922 г. находился на долговременном хранении, а 21.11.1925 г. сдан в ОФИ для разборки на металл.
Сохранены: сведения по истории судна; дефектные ведомости на ремонт судна; протоколы общих собраний; материалы по личному составу.



    "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ", ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1897 — 1926

Переименования:
"Ага Селим", транспорт Астрахано-Каспийской военной флотилии. 1919.
"Роза Люксембург", транспорт Астрахано-Каспийской военной флотилии. 1919.
"Роза Люксембург", вспомогательный крейсер Волжско-Каспийской военной флотилии. 1919-1920.
"Роза Люксембург", канонерская лодка Морских сил Каспийского моря. 1920-1923.
"Роза Люксембург", гидрографическое судно Морских сил Каспийского моря. 1923-1926.

Бывший наливной пароход, построен в 1897 г. в Германии.
Мобилизован в январе 1919 г. Участвовал в гражданской войне 1918-1920 гг. (Энзелийская операция в мае 1920 г. и бои с контрреволюционными бандами в 1920-1921 гг.).
В мае 1926 г. возвращен Мортрану.
Сохранены: приказы по кораблю; тактико-технические данные; сведения по личному составу; отчеты о состоянии корабля; переписка партийной организации; сведения о связях с иногородними комсомольскими организациями; протоколы группы содействия РЛКСМ.



    "СЕКСТАН", ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО КАСПИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ.

1897-...

Переименования:
"Мехти", транспорт Астрахано-Каспийской военной флотилии. 1918-1919.
"Максим Горький", плавмастерская Волжско-Каспийской военной флотилии. 1919-1920.
"Максим Горький", плавмастерская Морских сил Каспийского моря. 1920-1922.
"Максим Горький", гидрографическое судно Морских сил Каспийского моря. 1922-1932.
"Секстан", гидрографическое судно Каспийской военной флотилии. 1932-...

Бывший морской грузовой пароход, построен в 1897 г. в Англии.
Мобилизован в конце 1918 г. и включен в состав Астраханско-Каспийской военной флотилии в качестве транспорта.
Обеспечивал действия кораблей флотилии в период гражданской войны 1918-1920 гг.
В июле 1919 г. переоборудован в плавмастерскую.
31.07.1919 г. вошел в состав Волго-Каспийской военной флотилии, а 5.07.1920 г. - в состав Морских сил Каспийского моря.
22.08.1922 г. переклассифицирован в ГИСУ.
Прошел кап. ремонт в 1934 - 1938 гг.
Во время Великой Отечественной войны обеспечивал действия кораблей Каспийской флотилии.
Cохранены: приказы по судну; протоколы общих собраний команды; материалы о плавании и произведенных работах в составе гидрографической экспедиции по Персидскому побережью; общая переписка комиссара; сведения по личному составу.



    "СИГНАЛ", ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО КАСПИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ.

1913-...

Переименования:
"Зоркий", буксирный пароход Убекокаспия. 1918-1925.
"Зоркий", гидрографическое судно Убекокаспия. 1925-1932.
"Сигнал", гидрографическое судно Каспийской военной флотилии. 1932-...

Бывший служебный барказ, построен в Астрахани в 1913 г.
В ноябре 1918 г. мобилизован.
Сохранены: текущая переписка; судовой журнал; машинные журналы; сведения по личному составу; следственное дело матросов Протасова Т.Н. и Лионова Н.Ф., обвиняемых в хулиганстве. 



    "СИРЕНА", ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО КАСПИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ.

1874 — 1940

Переименования:
"Часовой", гидрографическое судно Волжско-Каспийской военной флотилии. 1920.
"Часовой", гидрографическое судно Морских сил Каспийского моря. 1920-1922.
"Запасный", плавмаяк Морских сил Каспийского моря. 1922-1928.
"Запасный", гидрографическое судно Морских сил Каспийского моря. 1928-1932.
"Сирена", гидрографическое судно Каспийской военной флотилии.1932-1940.

Построено в Финляндии в 1874 г. 
В апреле 1920 г. добровольно перешло на сторону советской власти.
В феврале 1940 г. сдано в ОФИ для разборки на металл.
В Архиве сохранились: сведения по личному составу.



    "СТЕПАН ШАУМЯН", ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1904 -1920

Переименования:
"Красноводск", лоцмейстерское судно Астрахано-Каспийской военной флотилии. 1918-1920.
"Нарген", гидрографическое судно Волжско-Каспийской военной флотилии. 1920.
"Степан Шаумян", гидрографическое судно Морских сил Каспийского моря. 1920-...

Построено в 1904 г. на Воткинском заводе, в ноябре 1918 г. мобилизовано. Сохранены: приказы по кораблю; сведения по личному составу; донесения политрука; протоколы комсомольских и общих собраний; копии писем комиссии связи с подшефными гидрографического судна.



    "ТРУД", ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1883-1929

Переименования:
"Геок-Тепе", пароход Каспийской флотилии. 1883-1907.
"Геок-Тепе", портовое судно Каспийской флотилии. 1907-1911.
"Геок-Тепе", посыльное судно Каспийской флотилии. 1911-1918.
"Геок-Тепе", блокшив Красного флота Советского Азербайджана 1920.
"Геок-Тепе", блокшив Морских сил Каспийского моря. 1920-1922.
"Геок-Тепе", посыльное судно Морских сил Каспийского моря. 1922.
"Труд", посыльное судно Морских сил Каспийского моря. 1922-1923.
"Труд", минный заградитель Морских сил Каспийского моря. 1923-1925.
"Труд", гидрографическое судно Морских сил Каспийского моря. 1925-1929.

Заложено в 1882 г. на Воткинском заводе, спущено в 1882 г. вступило в строй в 1883 г.
В октябре 1917 г. перешло на сторону советской власти, в июле 1918 г. захвачено в Баку "Диктатурой Центрокаспия".
В 1919 г. разоружено и переформировано в блокшив.
С апреля 1920 г. вновь в составе Красного флота.
В июле 1929 г. сдано в ОФИ для разборки на металл.
В Архиве содержатся: приказы по судну; радиотелеграфные журналы; переписка комиссара; краткий доклад о состоянии судна (1923 г.); сведения о стационерной службе в Энзели и Пехлеви (Иран, 1926 г.); материалы партийной организации; сведения по личному составу.



    "АЛИ БАЙРАМОВ", СТОРОЖЕВОЕ СУДНО МОРСКОЙ ПОГРАНИЧНОЙ ОХРАНЫ.

1901-1925

Переименования:
"Астрабад", пароход. 1901-1907
"Астрабад", портовое судно. 1907-1911.
"Астрабад", посыльное судно. 1911-1920.
"Али Байрамов", канонерская лодка Морских сил Каспийского моря. 1920-1921.
"Али Байрамов", гидрографическое судно Морских сил Каспийского моря. 1921-1922.
"Али Байрамов", сторожевое судно Морской пограничной охраны. 1922-1924.

Заложено в 1900 г. в Сормове, 1 апреля 1900 г. зачислен в списки судов КВФ, спущен в 1900 г., вступил в строй в 1901 г. 
27 сентября 1907 г. переклассифицирован в портовое судно, 25 февраля 1911 г. - в посыльное (ПС).
31 октября 1917 г. cудно вошло в состав Красной КВФ, 31 июля 1918 захвачено в Баку формированиями мусаватистов.
С 1918 г. по 1920 г. в составе мусаватского флота, 28 апреля 1920 г. отбито частями РККА при освобождении Баку и 29 мая 1920 зачислено в состав Красного флота Советского Азербайджана.
12 июня 1920 года переименовано в "Али Байрамов".
5 июля 1920 г. вошло в состав Морских сил Каспийского моря и 11 ноября 1920 г. переклассифицировано в канонерскую лодку, а 5 июля 1921 г. - в гидрографическое судно Морских сил Каспийского моря.
13 декабря 1922 г. передано морским частям ОГПУ и до 17 мая 1924 г. использовалось как сторожевое судно Морской пограничной охраны.
С 1922 г. по 1924 г. в распоряжении Морской пограничной охраны.
21 ноября 1925 г. разоружено, исключено из списков судов РККФ и сдано для разборки на металл.



    "ВЫДРА", СТОРОЖЕВОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1916-1926

Бывшее портовое судно-отметчик "О-7", построено в 1915-1916 гг. в Финляндии, предназначено для буксировки мишеней.
В декабре 1916 г. вооружено и переклассировано сначала в посыльное, а затем в сторожевое судно.
Участвовало в I мировой войне 1914-1918 гг. и событиях Февральской революции, в марте 1918 г. передано в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики.
В апреле 1918 г. присоединившись к кораблям Балтийского флота, совершило переход из Гельсингфорса в Кронштадт и вновь вошло в состав Балтийского флота. Участвовало в гражданской войне 1918-1920 гг. 
В октябре 1919 г. ушло  по Мариинской системе из Петрограда в Астрахань. 
В декабре 1919 г. вошло в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, с июля 1920 г. - в составе Морских сил Каспийского моря.
С октября 1920 г. по октябрь 1921 г. числилось в составе Морских сил Балтийского моря, но из-за большой осадки не смогло пройти на Балтийское море.
В октябре 1922 г. передано в состав Каспийской флотилии МПО ОГПУ и исключено из списков Морских сил Каспийского моря.
В октябре 1924 г. вновь принято в состав Морских сил Каспийского моря.
В октябре 1926 г. разоружено, сдано комиссии по учету и реализации фондов при СТО и исключено из списков флота.



    "ГОРНОСТАЙ", СТОРОЖЕВОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1916-1943

Построено в 1915-1916 гг. в Финляндии.
В декабре 1916 г. вооружено и переклассировано сначала в посыльное, а затем - сторожевое судно.
Участвовало в I мировой войне 1914-1918 гг. и событиях Февральской революции.
В апреле 1918 г. совершило переход из Гельсингфорса в Кронштадт, участвовало в боевых действиях в период гражданской войны 1918-1920 гг. (бои в районе Лодейного Поля, Олонца, на реках Нидлица и Тулокса в апреле-мае 1919 г.; Видлицкая операция в июне 1919 г.).
В октябре 1919 г. ушло по Мариинской системе из Петрограда в Астрахань и в декабре 1919 г. вошло в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.
С октября 1920 г. по октябрь 1921 г. числилось в составе Морских сил Балтийского моря, но из-за большой осадки не смогло пройти на Балтийское море.
В августе 1922 г. разоружено и передано тресту "Азнефть" для использования в качестве буксирного парохода.
14.08.1941 г. мобилизовано и в качестве БРН включено в состав КВФ.
25.11.1943 г. возвращено Азнефтекомбинату и исключено из списков флота.



    "КУНИЦА", СТОРОЖЕВОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1916-1956

Построено в 1915-1916 гг. в Финляндии, предназначено для буксировки мишеней.
В декабре 1916 г. вооружено и переклассировано сначала в посыльное, а затем сторожевое судно.
Участвовало в I мировой войне 1914-1918 гг., гражданской войне 1918-1920 гг. (бои в районе Лодейного Поля, на реках Видлица и Тулокса в апреле-мае 1919 г., Видлицкая oneрация в июне 1919 г.).
В октябре 1919 г. ушло по Мариинской системе из Петрограда в Астрахань и в декабре 1919 г. вошло в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.
С июля 1920 г. - в Морских силах Каспийского моря.
С октября 1920 г. по октябрь 1921 г. числилось в составе Морских сил Балтийского моря, но из-за большой осадки не смогло пройти на Балтику.
В октябре 1922 г. передано в распоряжение Каспийской флотилии Морской пограничной охраны и исключено из состава РККФ.
22.06.1941 г. принято от МПО НКВД и в качестве сторожевого корабля включено в состав КБФ.
Участвовал в ВОВ. С 30.10.1943 г. по 28.04.1944 г. находилось во временном подчинении КАСПАР НКМФ и в качестве буксирного парахода использовалось для обеспечения импортных перевозок.
01.08.1944 г. возвращено НКВД и исключено из списков КВФ.
06.10.1954 г. вновь принято от МПО МВД, переклассифицировано и в качестве гидрографического судна включено в состав ККФ.
07.07.1956 г. сдано в ОФИ для разборки на металл.



    "ЛАСКА", СТОРОЖЕВОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1916-1927

Построено в 1915-1916 гг. в Финляндии, предназначено для буксировки мишеней.
В декабре 1916 г. вооружено и переклассировано сначала в посыльное, а затем - в сторожевое судно.
Весной 1918 г. совершило переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Участвовало в гражданской войне 1918-1920 гг. (Видлицкая операция в июне 1919 г.).
В октябре 1919 г. ушло по Мариинской системе из Петрограда в Астрахань и в декабре 1919 г. включено в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.
С июля 1920 г. - в составе Морских сил Каспийского моря.
С октября 1920 г. по октябрь 1921 г. числилось в составе Морских сил Балтийского моря, но из-за большой осадки не смогло пройти в Балтийское море.
В октябре 1922 г. передано в распоряжение Каспийской флотилии Морской пограничной охраны и исключено из состава РККФ.
В июне 1924 г. вновь принято в состав Морских сил Каспийского моря.
В мае 1927 г. - разоружено, сдано НКПС для использования в качестве буксирного парохода и исключено из списков флота.



    "СОБОЛЬ", СТОРОЖЕВОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1916-1943

Бывшее портовое судно-отметчик, построено в 1915-1916 гг. в Финляндии, предназначено для буксировки мишеней.
В декабре 1916 г. вооружено и переклассировано сначала в посыльное, а затем - сторожевое судно.
Участвовало в I мировой 1914-1918 гг., гражданской 1918-1920 гг. (бои на Ладожском и Онежском озерах в 1919 г.) войнах.
В октябре 1919 г. ушло по Мариинской системе из Петрограда в Астрахань.
В декабре 1919 г. включено в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, с июля 1920 г. - в составе Морских сил Каспийского моря.
С октября 1920 г. по октябрь 1921 г. числилось в составе Морских сил Балтийского моря, но из-за большой осадки не смогло пройти в Балтийское море.
В августе 1922 г. передано в распоряжение треста "Азнефть" для использования в качестве буксирного парохода, разоружено и исключено из состава РККФ.
22.06.1941  г. принято от НКМФ, вооружено и в качестве сторожевого корабля включено в состав КВФ. Участвовало в ВОВ.
25.11.1943  г. разоружено, возвращено Азнефтекомбинату и исключено из списков флота.



    "ХОРЕК", СТОРОЖЕВОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1916-1944

Бывшее портовое судно-отметчик, построено в 1915-1916 гг. в Финляндии, предназначено для буксировки мишеней.
В декабре 1916 г. вооружено и переклассировано сначала в посыльное судно, а затем -сторожевое.
Участвовало в I мировой войне 1914-1918 гг., весной 1918 г. совершило переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
Участвовало в гражданской войне 1918-1920 гг. (бои на Ладожском и Онежском озерах в 1919 г.).
В октябре 1919 г. ушло по Мариинской системе из Петрограда в Астрахань, в декабре 1919 г. включено в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.
С июля 1920 г. - в составе Морских сил Каспийского моря.
С октября 1920 г. по октябрь 1921 г. - в составе Морских Сил Балтийского моря, но из-за большой осадки не смогло пройти в Балтийское море.
В октябре 1922 г. передано в распоряжение Каспийской флотилии Морской пограничной охраны для использования в качестве пограничного сторожевого корабля и исключен из состава РККФ.
22.06 1941 г. принято от МПО НКВД и в качестве сторожевого корабля включено в состав КВФ. Участвовало в ВОВ.
01.08.1944 г. возвращено НКВД и исключено из списков флота.



    "ЛАСТОЧКА", ПОСЫЛЬНОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1905-1923

Бывшее английское турбинное судно "Каролина", построено в 1903-1905 гг. в Англии. В мае 1905 г. приобретено Морведом для производства опытов с турбинными установками.
В сентябре 1907 г. переклассировано в учебное судно, а в 1914 г. - в посыльное.
С октября 1918 г. в составе Волжской военной флотилии и переклассировано в вооруженный пароход, с февраля 1919 г. - канонерская лодка.
Участвовало и гражданской войне 1918-1920 гг. (бои на р.Кама в июне 1919 г.).
С июля 1919 г. - в порту на хранении.
В мае 1920 г. вновь введено в строй и в качестве миноносца включено в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.
С июля 1920 г. - в составе Морских сил Каспийского моря.
С осени 1921 г. - посыльное судно.
В 1923 г. разобрано на металл.



    "КУРСК", ПОСЫЛЬНОЕ СУДНО МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1896 - 1922

Бывший морской товаро-пассажирский пароход "Император Николай II", построен в 1896 г. в Сормове.
С 1920 г. в качестве посыльного судна входил сначала в состав англо-белогвардейского, а затем мусаватского флота.
В апреле 1920 г. в Баку захвачено частями РККА и в мае 1920 г. включено в состав советского флота.
Участвовало в боях с контрреволюционными бандами на Ленкоранском участке в декабре 1920 г.
В июне 1922 г. - визит в Иран.
24.06.1922 г. судно передано Главоду.



    "УРАЛЬСК", ТРАЛЬЩИК МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1895 - 1920

Бывший речной колесный буксирный пароход, построен в 1895 г. в Рыбинске.
В марте 1920 г. мобилизован, переоборудован и включен в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.
Участвовал в гражданской войне 1918-1920 гг. (боевое траление в северной части Каспийского моря в марте-апреле 1920 г.).
С июля 1920 г. - в составе Морских сил Каспийского моря.
14 июля 1920 г. возвращен Астраханскому Рупводу.



    "КАСПИЕЦ", ТРАЛЬЩИК МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1890 - 1920

Бывший речной буксирный пароход, построен в 1890 г. в Рыбинске.
В марте 1920 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и включен в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.
С июля 1920 г. - в составе Морских сил Каспийского моря.



    "ПРАВДА", УЧЕБНОЕ СУДНО КАСПИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ.

1901 - 1940

Бывший грузовой пароход. Построен в 1901 г. (Бельгия).
В 1935 г. включен в состав Каспийской флотилии в качестве транспорта.
В 1938 г. переоборудован и переклассифицирован в учебный корабль.



    "ВОЛЬСК", ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БАЗА МОРСКИХ СИЛ КАСПИЙСКОГО МОРЯ.

1907 - 1920

Бывший дебаркадер, построен в 1907 г. в Спасском затоне.
Мобилизован и включен в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии в октябре 1918 г., с июля 1919 г. в составе Волжско-Каспийской военной флотилии, с июля 1920 г. - в составе Морских сил Каспийского моря.
В августе 1920 г. возвращена Обводу Волжского бассейна.
Сохранились: приказы по базе; сведения по личному составу базы; списки команд тральщиков "Туркмен" и "Бакинец", судов "Гурьевец" и "Индеец". 


                Конец.
               


                P.S. Уважаемые Читатели !
Фотогалереи ко всем статьям цикла "Корабли на Каспии" Вы можете легко найти в Энциклопедии сайта "Наш Баку" [http://www.ourbaku.com/index.php5/],
в разделе "Морской Баку".

С наилучшими пожеланиями, Сибор. 








       


Рецензии