Генералы Карбышев и Крисанов

 

                26 августа 1941 года
У аппарата Сталин.
Скажите коротко, что у вас делается в районе станции Любань.
Комфронта ген.-лейт. М.М.Попов. Докладываем…
Сталин. Количество маршевых батальонов увеличим, автоматов – тоже…Дивизий Клыкова передать не можем, они совершенно сырые, несколоченные, и было бы преступно бросать их на фронт, все равно разбежались бы, а технику сдали бы врагу. Недели через две, пожалуй, сумеем две сколоченные дивизии дать…Если бы ваши люди …недели две назад в порядке предвидения потребовали бы от нас 2-3 дивизии, они были бы готовы для вас. Готовые дивизии распределены и втянуты в бой. 4 полка авиации получите сегодня…

Требую, чтобы любой ценой, любыми средствами  район Любань, Чудово был очищен…Под Вашу личную ответственность. Желаю успеха. Ответьте коротко, Клим помогает или мешает?
Попов. Помогает….Если сейчас свободен инженер Карбышев, были бы рады иметь его у себя.
Сталин. Кто он такой? Я его не знаю.
Попов. Генерал-лейтенант инженерных войск, преподаватель Академии Генштаба.
Сталин. Постараюсь удовлетворить вашу просьбу.

 (Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. АСТ, Полигон. М.-СПб. 2005. С.16-18)


Вдумаемся – в критической ситуации на равных обсуждаются вопросы о новых дивизиях, авиаполках – и о профессоре Карбышеве. Трудно удержаться и не помечтать – а что, если бы он прибыл...

Но быть такого не могло. Собеседники не знали, что 8 августа, когда штаб армии оказался в Белоруссии в окружении, при выходе Дмитрий Михайлович был тяжело контужен и в бессознательном состоянии попал в плен.

Д.М. участвовал во всех войнах, начиная с русско-японской войны 1904-1905 гг. Он был известным инженером  фортификатором и преподавателем, по сотне его трудов училось несколько поколений военных инженеров.

Естественно, немцы пытались привлечь Карбышева на свою сторону, но безуспешно. Отношение к нему все ухудшалось, его перемещали по семи лагерям – возможно, опасаясь его воздействия на других. Незадолго до Победы, в ночь на 18 февраля, Карбышев вместе с большой группой пленных погиб в лагере Маутхаузен. Их вывели на мороз и поливали из брандспойта, пока они не превратились в ледяные скульптуры.

В Гражданскую, в Крыму, под руководством Карбышева служил молодой тогда инженер Николай Васильевич Крисанов (не путать с генералом Кирсановым, освобождавшим Белоруссию и доныне чтимым там).Думается, тогда Д.М. и подарил коллеге  свой экземпляр Наставления – порядковый номер 27, скорее всего, означает начало сбора библиотеки. От жены Крисанова, надолго пережившей мужа, книга перешла в нашу семью.

Генерал-майор инженерных войск, Герой Советского Союза Н.В.Крисанов оказался достойным учеником  Карбышева.  Можно сказать, Д.М. продолжал сражаться руками и умом своих воспитанников.

Н.В. организовал форсирование Днепра передовыми отрядами на подручных средствах, строительство под обстрелом и бомбежками 600-метрового моста. По нему переправились 38-я и 3-я гвардейская танковая армии.

Его инженерные войска только с марта по декабрь 1944 года  подготовили форсирование семи рек, построили 3,5 км новых мостов, спасли от подрыва 60 мостов, разминировали более 4000 км пути, поставили чуть не сто тысяч мин и сняли половину этого числа...

Кстати, в своих записках, сделанных на оборотах немецких полевых карт, Н.В. отмечает, что немцы очень формально подходили к минированию: если на карте показана дорога, минировать – хотя бы она давно заросла и непроходима.

Был раньше такой обычай – главный строитель моста должен был находиться под ним во время первого проезда техники. Жена Н.В. говорила, что ему это не разрешали, а сидел какой-то полковник (адъютант?). Но и ЧП не случилось.
                _________

Жена Крисанова сохранила дружеские отношения с женой Карбышева на все время войны. Это было не просто, и не все так поступили.

Не будем осуждать. Отношение к плену в принципе в начале войны не могло быть таким спокойно-рассудочным, как теперь. Армия должна была настраиваться на бой, не плен.

Кстати, во время войны в плену оказалось 88 генералов. Думаю, далеко не все – в бессознательном состоянии.  Степень откровенности, сохранения военных секретов и лояльности к Советской власти на допросах  сильно различались. Были найдены оригиналы некоторых допросов.

Примерно половине генералов после дознания вернули звания, примерно четверть была  осуждена. Следствие длилось иногда до пяти лет.

Мемуары генерала Крисанова - см. http://www.proza.ru/2012/12/12/864 и далее.
                ____________

Диалог – или, точнее, монолог - в эпиграфе заслуживает отдельного внимательного рассмотрения.
.


Рецензии
спасибо, уважаемый Николай, за Вашу искреннюю и пронзительную вещь. Как человек военный, безусловно, многое знаю,но как же радует, что среди потоков лжи и мерзости, которые сегодня у пивоваровых . да познеров - на экранах, как глоток свежего воздуха Ваши заметки. Никто ведь не скажет, что темп наступления Жукова в Висло-Одерской операции был выше, нежели у фашистов против деморализованной, вначале. армии. А мы ведь наступали на вышколенное и закопавшееся в землю, железобетон,отборное войско Гитлера. Кланяюсь Вам сердечно и благодарю за совесть и искренность. А то, что Вы потребили в качестве эпиграфа, вообще украшение. Мне это напомнило, если Вы знаете, присуждение Сталинских премий по литературе ещё при жизни Сталина: "Тов. Тихонов хорошую книгу стихов написал "Югославская тетрадь". Но мы ему премию, хотя он и заслуживает, за неё не дадим, так как Тито плохо себя ведёт сегодня. Дать премию Тихонову - значит одобрить политикуТтито. А мы этого сделать не можем. Мы за другую книгу тов. Тихонову премию дадим". Вот мудрость вождя. что бы о нём не говорили. СПАСИ-ВАС-БОГ, спасибо.

Иван Кожемяко   22.07.2013 15:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Иван! Этой истории не знал, но знаю, что премии платились из личных денег Сталина - за книги.
Посмотрите еще подлинные воспоминания ген. Крисанова.

Николай Старорусский   22.07.2013 17:43   Заявить о нарушении
Саперы на Днепре

Николай Старорусский   22.07.2013 17:54   Заявить о нарушении
Простите, уважаемый Николай, что отнимаю Ваше время, но тронут, до глубины души вашим добрым словом и непременно посмотрю рекомендованную вами книгу героя-фронтовика. Мне сподобилось встречаться с генералом армии Горбатовым. Так вот он рассказывал, как он в лагере возымел авторитет, которого не было ни у одного уголовника со стажем. Он ни разу, никому, не проиграл в карты.Был великий мастер и в этом деле. Светлейшего ума человек. Глубже и богаче, на мой взгляд, внутренним миром, за всех полководцев. Поэтому и жил трудно. Добра вам и благополучия.

Иван Кожемяко   22.07.2013 18:10   Заявить о нарушении
Иван! Эти воспоминания - рядом с прочитанными Вами.http://www.proza.ru/2012/12/12/864 и продолжение

Николай Старорусский   22.07.2013 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.