Тучный год. Эксперты ожидают серьезного роста рынк

Автор: Михаил ПАЛОЧКИН

8 июня 2011 года

Рынок лизинга уверенно вышел из кризиса. В 2010 году он продемонстрировал впечатляющую позитивную динамику. Аналогичные тенденции характерны и для текущего года. Эксперты полагают, что по итогам года российский и региональный рынок сделают серьезный рывок вперед.

Радостные итоги

Прошедший год выдался для российского лизингового рынка достаточно удачным. Как отмечает Ярослав Кабаков, ректор учебного центра «ФИНАМ», к.э.н., по оценкам «Эксперт РА», по итогам 2010 года портфель лизинговых сделок в России достиг почти 1200 млрд. руб., что соответствует приросту на 23% к уровню прошлого года.

«Росту объемов российского рынка лизинга в значительной степени способствовало активное посткризисное восстановление экономики, позитивно отразившееся на финансовом состоянии предприятий реального сектора, смягчение требований к лизингополучателям и агрессивная политика на рынке лизинговых компаний с госучастием», - объясняет г-н Кабаков.
При этом эксперт отмечает, что объем рынка лизинга почти в 12 раз меньше совокупного размера выданных банковских кредитов нефинансовым организациям, что свидетельствует о достаточно слабом уровне развития и, с другой стороны, высоком потенциале роста российского рынка лизинга.

Конкуренция обострилась

Российские тенденции к росту объема рынка лизинга были характерны и для Алтайского края. По оценкам экспертов, рынок «прибавил» более 20 %. При этом, по данным Екатерины Зызак, директора представительства «ДельтаЛизинг» в Барнауле, наиболее востребованные предметы лизинга и отрасли, которые были наиболее активны в 2010 году – дорожно-строительная техника, грузовой транспорт, который приобретается и компаниями, осуществляющими грузоперевозки, так и торговыми предприятиями. Также было востребовано  высокотехнологичное оборудование для металлообрабатывающей отрасли и производства изделий из ПВХ.

2010 год для алтайского края ознаменовался появлением в регионе федеральных компаний-лидеров рынка лизинга. В их числе – «Сбербанк Лизинг» и «Вэблизинг». «Этот факт повлиял на существенное обострение конкуренции среди операторов лизинга и, как следствие, снижение ставок удорожания для лизингополучателей», - говорит  Андрей Момот, директор Алтайского регионального филиала компании «Сбербанк Лизинг». Стоимость лизинга для клиентов стала близкой к обычной ставке по корпоративном кредиту – 10-12 %. «Снижению стоимости лизинга также способствовала избыточная ликвидность», - добавляет Вячеслав Деев, директор Барнаульского представительства компании Carcade Лизинг.

От конкуренции есть и другие выгоды. По словам г-на Деева, чтобы оставаться в лидерах, розничные операторы  усиливали свои конкурентные преимущества, такие как скорость принятия решений, качество обслуживания клиентов, скорость проведения лизинговых сделок.
Особенно конкурентным оказался сегмент лизинга автотранспорта, выросший в объеме практически в два раза. «Все операторы, ушедшие с  рынка в период кризиса, уже возобновили свою деятельность. Ликвидность предмета лизинга, а также растущий спрос на автомобили привлекли в этот сегмент много новых игроков, среди которых большую долю занимают крупные компании с государственным участием, имеющие практически неограниченный доступ к дешевым ресурсам», - объясняет Вячеслав Деев.

Вместе с тем, жесткой конкурентной «войны» между операторами рынка не наблюдается. Причина в том, отмечают эксперты, что региональный рынок поделен между крупными компаниями, причем у каждой из них есть специализация. Например, «Краевая лизинговая компания», «Лизинг-Инвест» и «ССБ-Лизинг» занимаются прежде всего сегментом сельхозтехники.  «ДельтаЛизинг» делает упор на оборудование. «Вэблизинг» и «Сбербанк лизинг» активно развивают сегмент автотранспорта. То есть каждый из них осваивает преимущественно свою нишу, не «влезая» в соседние. 

Хорошие перспективы

Позитивные тенденции, наблюдаемые в 2010 году, получают свое развитие и в году текущем. Эксперты предрекают российскому и региональному рынку лизинга серьезный рост по итогам года. «При сохранении докризисной динамики ожидаемый прирост может составить не менее 30-50% в 2011 г. и 10-30% в 2012-2013 гг. При реализации пессимистичного сценария развития экономики объемы рынка лизинга в ближайшие годы могут расти менее высокими темпами, но вряд ли окажутся ниже 15-20% в годовом исчислении», - прогнозирует Ярослав Кабаков.

Основной прирост рынку лизинга, по мнению Кабакова, в среднесрочной перспективе должно обеспечить применение практики государственных гарантий и кредитных субсидий, направленное на модернизацию промышленного оборудования и повышение эффективности производства.
«Мы не исключаем, что со временем, в зависимости от потребностей в обновлении фондов в ряде секторов, структура лизингового рынка может видоизмениться. При этом на рынке лизинга, как и в целом в финансовом секторе, весьма вероятна активизация процессов консолидации участников», - полагает г-н Кабаков.

Рост продолжится

Екатерина Зызак прогнозирует, что в 2011 году будет расти  как  спрос на лизинговые услуги, так и конкуренция среди лизинговых компаний. «А вот существенного снижения стоимости лизингового финансирования, на мой взгляд, ожидать не стоит, но незначительное снижение – возможно», - добавляет она.

Андрей Момот предполагает, что по итогам 2011 года рост алтайского рынка лизинга составит 20-30 %. «Рынок лизинга России продолжает восстановление, и Алтайский край не исключение, - объясняет г-н Момот. - Предприятия нуждаются в перевооружении, расширение производства требует приобретения нового оборудования и техники».
«Следуя тенденциям сближения с европейским рынком, доля лизинга будет расти в два раза быстрее других видов инвестиций, - продолжает эксперт. -  На сегодня он недостаточно развит, отсюда - высокий потенциал роста. Реальная модернизация промышленности просто невозможна без такого цивилизованного финансового инструмента, как лизинг».
При этом, отмечает Андрей Момот, возрастет потребность в оборудовании, станках, различных технологических линиях. Другой перспективный сегмент 2011 года – сельхозтехника.

Также спросом будет пользоваться такой продукт как лизинг недвижимости. «Мы  готовы предложить владельцам недвижимости возвратный и финансовый лизинг на срок до десяти лет. В некоторых зарубежных странах  до 40% недвижимости находится в лизинге. Думаю, это предложение будет актуально и на территории Алтайского края», - говорит г-н Момот.    
 
Авто «в плюсе»

Уверенный рост эксперты предрекают и сегменту лизинга автотранспорта. Как отмечает представитель «Сибирской Лизинговой компании Ольга Маркова, данный сегмент всегда занимал первые места в рейтингах лизинговых компаний по переданному в лизинг имуществу. Это наиболее ликвидные предметы лизинга, которые, как показал нам кризис, хорошо реализуются и на вторичном рынке. Да и лизингополучателей-«неплательщиков» в этом сегменте гораздо меньше, особенно если в лизинге находятся легковые автомобили.
«Исходя из всего перечисленного, лизинговые компании с охотой готовы предоставлять в лизинг разного рода автомобили, поэтому такой сегмент как лизинг транспорта всегда будет популярен как для лизингодателей, так и для лизингополучателей», - уверена г-жа Маркова.

Справка

Власть поддержит лизинг

Предпринимателям края будет оказана государственная финансовая поддержка по договорам лизинга. Постановление об этом подписал Губернатор Алтайского края Александр Карлин.  В соответствии с документом утвержден порядок субсидирования части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) техники и оборудования. Этот механизм включен в краевую целевую программу государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае, принятую на 2011-2013 годы.
Как сообщили в управлении края по развитию  предпринимательства и рыночной инфраструктуры, на оказание государственной финансовой поддержки по договорам лизинга в 2011 году предусмотрено направить из бюджета региона 2 млн. рублей и привлечь 8 млн. рублей из федерального бюджета в рамках софинансирования.

Государственная поддержка по договорам лизинга будет осуществляться по нескольким направлениям. Так, бюджетные субсидии могут быть использованы на уплату взноса (аванса) по договору лизинга, на возмещение части (двух третьих ставки рефинансирования) ежемесячных платежей. Также бюджетная поддержка начинающими субъектами малого бизнеса может быть направлена на уплату авансового платежа.

Предметом лизинга могут быть: оборудование, устройства, механизмы, автотранспортные средства (за исключением легковых автотранспортных средств), приборы, аппараты, агрегаты, устройства, установки, машины, средства и технологии; различные универсальные мобильные платформы. Условием для получения государственной поддержки является приобретение новой техники.


Рецензии